Главная » Формирование ребенка

Чтo являeтся oснoвoй фoрмирoвaния сaмoстoятeльнoсти у дeтeй

Привязанность и разделение как основа формирования здоровых отношений между людьми

Мы все живём в социальной среде. Устанавливая контакты, мы неизбежно обретаем привязанность к различным людям или событиям. Однако часто ли мы задумываемся насколько важно для нас умение правильно отделять от себя ту или иную привязанность. Нам помогла раскрыть эту тему Татьяна Пальцева – руководитель Детского Монтессори клуба «Ладушки» (Истра), кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, Монтессори-педагог, ассистент раннего детства.

Журнал «Монтессори-press»: Татьяна, почему же всё-таки понятие привязанности в нашей жизни должно сопровождаться умением её отделять, и когда закладывается прочный фундамент этого необходимого навыка?

— Когда мы говорим об отношениях, то термин «привязанность» подразумевается как нечто позитивное. Мы формируем привязанность, используем её как созидательный элемент наших отношений. Что касается разделения, которое выступает как вторая часть этой связки, то это понятие воспринимается скорее с некой отрицательной окраской. Однако, всю свою жизнь мы, так или иначе, попеременно проходим оба этапа, и они неизбежно составляют единое целое отношений.

Когда ребёнок приходит в этот мир, наша основная задача — помочь ему в адаптации. Первая привязанность ребёнка приходит к нему ещё в утробе матери. Когда он появляется на свет, неизбежно следует разделение. Каждый такой тандем привязанность-разделение помогает ребёнку перейти на новую ступень развития. После рождения следует привязанность малыша к груди, что позволяет сформировать базовое доверие ребёнка к миру. Он чувствует тот уровень безопасности, благодаря которому он готов к развитию. Рано или поздно происходит отлучение от груди. Вопрос о том, когда же это должно произойти всегда вызывал множество споров, и различные исследования не привели к однозначному заключению.

Если говорить о грудном молоке, то после первого года кормления оно уже не имеет такой пищевой ценности, как на раннем этапе. Для ребёнка благополучное отлучение от груди – это возможность безболезненного отделения от мамы, общения с другими людьми.

Я веду toddler-группу для малышей и сделала ряд наблюдений. Ребёнок, находящийся после года на грудном вскармливании, сложнее проходит процесс адаптации в группе. Материнская грудь в этом возрасте является способом устранения детской тревоги и беспокойства. Однако если разобраться, что же за этим следует. Удовлетворяя потребности ребёнка таким способом, мы формируем первичную основу для пищевых нарушений. В дальнейшем ребёнок переносит этот способ борьбы со стрессом во взрослую жизнь. Нередко взрослые люди пытаются «заедать» свои проблемы.

Мы даже не задумываемся порой, что эта проблема имеет корни в глубоком детстве. Такая модель, заложенная с младенчества, переносится на всю оставшуюся жизнь. Она тормозит установление широких социальных контактов, в частности в семье. Естественно, отлучая ребёнка от груди, маме приходится преодолевать личную психологическую привязанность к нему. Однако же она должна понимать, что ребёнок нуждается в других способах снятия напряжения, приобретении некой самостоятельности в формировании социальных связей. Есть много других способов помочь малышу справиться с беспокойством: обнять его, прижать к себе, поговорить, отвлечь игрой.

Журнал «Монтессори-press»: Татьяна, значит отлучение малыша от груди — это его первый шаг в социальную среду, преодоление первой привязанности для дальнейшего развития?

— Отлучение ребёнка от груди влечёт следующую привязанность – к другим членам семьи. Он контактирует с папой, другими детьми, участвует в семейном общении. Затем наступает момент, когда уже семья ограничивает возможности ребёнка в независимости, когда он начинает нуждаться в более широкой среде общения, более разнообразных отношениях. В это время для малыша действительно полезным станет участие в toddler-группе. Это как раз то место, где для него открывается больший спектр деятельности, возможность взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Человек подрастает и на протяжении всей жизни он проходит неизбежные процессы привязанности и отделения. Так происходит с этапом посещения детского сада, школы, профессионального обучения, работы. Человек всегда устанавливает привязанности и проходит этап разделения с ними. Последний этап разделения – это разделение с жизнью. Какая следует далее привязанность, об этом можно только догадываться.

Таким образом, разделение мы не можем игнорировать, оно необходимо нам для того, чтобы произошла новая привязанность. Если разделение происходило не качественно или непроизошло совсем. то это будет негативно влиять на последующие привязанности и разделения. Если взять за пример взрослую социальную жизнь, то человек, который вовремя не смог пройти разделение с родительской семьёй, будет испытывать сложности в формировании отношений в своей будущей семье.

Вот почему основная задача Монтессори-группы – это формирование независимости и самостоятельности ребёнка. Мы стараемся помочь ему обрести уверенность в себе для дальнейшей полноценной жизни.

Журнал «Монтессори-press»: Татьяна, как сказывается на дальнейшей жизни ребёнка неумение своевременно и правильно отделять привязанность?

— В своей психотерапевтической практике, я часто встречаю уже взрослых людей, которые испытывают сложности с разделением. Кому-то трудно поменять работу, которая не приносит радости и тяготит. Кому-то сложно положить конец отношениям, которые изжили себя и разрушают его как личность. Это и есть отдалённые последствия неумения отделять привязанность. Практически, отделение от груди – это и есть такая ранняя базовая модель, которую закладывает мама, В дальнейшем ребёнок начнёт её транслировать на все последующие разделения. Очень часто именно маме сложно отпустить ребёнка, а не ему отделиться от мамы.

Соответственно, именно от родителей зависит, насколько легко и правильно ребёнок будет справляться с отделением от привязанности, заканчивать бесполезные отношения.

Журнал «Монтессори-press»: Татьяна, существует множество аргументированных рекомендаций к отделению от груди ребёнка именно в возрасте 9 месяцев. Однако не все с этим согласны. Каково Ваше мнение на этот счёт?

— Основным аргументом в пользу этой версии выступает теория окончания в этот период «внешней беременности» матери, так её называла Мария Монтессори. Ребёнок в этом возрасте начинает психологически отделяться от мамы. Часто происходит так, что ребёнок в возрасте 8-9 месяцев, начинает испытывать страх при виде незнакомцев, он заходится плачем или просто настороженно прижимается к маме. Это как раз показатель того, что ребёнок психологически уже начинает отделяться от мамы. Вот в этот момент можно поддержать его независимость отлучением от груди, тем самым заботливо помогая ему преодолеть первую устойчивую привязанность, которая уже мешает ему в дальнейшем развитии.

Записала Жанна Лукина

На эту публикацию было отставленно 0 комментариев.

Источники: http://www.montessori-press.ru/roditeljam/rebenok-do-1-goda/privjazannost-i-razdelenie-kak-osnova-fo.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рвота ребенка после операции

Уход за ребенком после операции автор Заботливый далее...

Ребенок 3 года спит

24 сен 2009, 15:20 Дочери 3 далее...

Воспитание ребенка 9 лет мальчик

Воспитание ребенка 9 лет С каждым годом ребенок кардинально далее...

Iq тест для детей 9 лет играть

Логические задачи или далее...

Азбука для детей 5 6 лет

Автор: Дементьева Светлана Родителям, далее...

Дни рождения детей девочек 9 лет

Детский день рождения далее...

Сыпь на попке у ребенка

Если появилась сыпь на попе далее...

Популярные статьи