Главная » Формирование ребенка

Ефименкова формирование речи детей

В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «Программой дошкольного воспитания».

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание для проведения игр с детьми различного уровня развития.

В разделе «Обследование речи детей. » даны приемы для обследования речи детей I уровня речевого развития, а также грамматического строя и связной речи детей II и III уровня. Обследование речи у детей I, II, III уровня можно проводить фронтально.

Применяется и индивидуальная форма обследования, но, как показала практика, фронтальная форма обследования является наиболее эффективной, так как она обеспечивает более глубокое изучение речевых возможностей ребенка. Игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождают ребенка от скованности, побуждают его к общению, способствуют быстрому контакту с логопедом. Кроме того, фронтальная форма значительно сокращает сроки обследования. Если индивидуальное обследование занимает две-три недели, то фронтальное— два-три занятия. Фронтальная форма обследования не исключает индивидуальной. Ответы детей заносятся в протокол, который ведется одновременно с обследованием. Полученные результаты помогают логопеду лучше сгруппировать детей по подгруппам и спланировать индивидуальную работу.

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников

Кн. для логопеда. — 2-е изд. перераб. —М. Просвещение, 1985. — 112 с.

В основу пособия положен многолетний опыт работы автора с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи. Книга предназначена для логопедов и воспитателей, работающих в специальных детских садах, а также для логопедов, работающих на логопедических пунктах. Формирование устной речи у детей с недоразвитием речи вызывает трудности у логопедов-практиков, поэтому основная задача книги — познакомить логопедов и воспитателей с методическими приемами по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, показать приемы обследования и др.
Содержание:
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Конспект занятия по теме Семья
Конспект занятия по теме Игрушки
Конспекты занятий по сказке Репка
Дидактические игры с куклой
Игры и занятия по теме Домашние животные
Игры
Конспекты занятий по теме Дикие животные
Фрагмент занятия по сказке Три медведя
Конспекты занятий по теме Овощи
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития
Игры Магазин
Игра Ласковые имена
Игра Два медведя
Занятие. Тема. Словообразование .
Игра Что мы делаем?
Конспект занятия. Тема. Словообразование .
Конспекты занятий. Тема. Слово .
Работа над предложением и его грамматическим оформлением
Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе
Согласование существительного с прилагательным в роде
Конспекты занятий
Работа над простым распространенным предложением
Конспект занятия
Конспекты занятий. Тема. Предложение .
Конспекты занятий. Тема. Зима .
Конспект занятия. Тема. Предлоги .
Конспект занятия. Тема. Овощи .
Работа над интонационной законченностью предложений
Составление описательных рассказов
Конспекты занятий
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Конспекты занятий. Тема. Слово .
Деление слов на слоги
Работа над предложением и его грамматическим оформлением
Конспект занятия. Тема. Предложение .
Конспект занятия. Тема. Согласование числительного с прилагательным и существительным.
Составление сложных предложений по демонстрируемому действию
Конспект занятия. Тема. Союз потому что .
Конспект занятия. Тема. Предложения с союзом потому что .
Конспекты занятий и тексты для последовательного пересказа
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа Гадюка .
Тексты и задания для творческих пересказов
Устные сочинения. Конспекты занятий
Обследование речи детей
Приемы фронтального обследования понимания речи
Обследование грамматического строя речи
Обследование связной речи детей
Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Методическое пособие. — М. Сфера, 2008. — 64 с. — (Библиотека журнала «Логопед»). — ISBN 978-5-9949-0031-4. В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного.

  • 1,64 МБ
  • скачан 2239 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.02 21:54
  • будет удален через 14 дней

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «День Защитника Отечества», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские.

  • 517,68 КБ
  • скачан 4974 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.04 18:12
  • будет удален через 14 дней

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. Нарушение звукопроизношения у детей . Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий.

  • 77,29 КБ
  • скачан 4622 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.03 00:00
  • будет удален через 14 дней

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от.

  • 34,23 КБ
  • скачан 3791 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.10 19:11
  • будет удален через 14 дней

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М. Просвещение, 1981. - 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка.

  • 72,07 КБ
  • скачан 4039 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.07 13:45
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0383/1_0383-3.shtml, http://pedlib.ru/Books/1/0383/1_0383-4.shtml, http://www.twirpx.com/file/180191/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Какие капли лечат насморк у детей

Капли от насморка для далее...

Психологическая сопровождение детей в 11 лет

Согласие на психологическое далее...

Интересные книги для детей 8 9 лет

Скачать интересные книги далее...

Ребенок 5 лет боится детей

Ребенок боится детей Если на детской площадке далее...

Методы обучения глухих детей

В дошкольной педагогике под методами далее...

Как понять потница или аллергия у ребенка

Потница или аллергия Отличить потницу от аллергии далее...

Играем раскраски детям 4 года

LiveInternet LiveInternet Раскраска с заданиямиЯ играю далее...

Популярные статьи