Главная » Формирование ребенка

Факторы влияющие формирование личности ребенка

Формирование личности человека.

Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности.

Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. Каждый день с нами происходит то, что как-то влияет на нас, чему-то учит, каким-то образом развивает.

В одних и тех же условиях все люди развиваются по-разному. Почему так происходит, и что играет роль в формировании личности человека? В этом процессе основное влияние оказывают факторы формирования личности :

  1. Генетические особенности. Черты, полученные при рождении – это основание, на котором будет строиться будущая личность. С точки зрения генетики, не может быть двух одинаковых индивидов, поэтому все люди разные.
  2. Окружающая среда. Пример: менталитет народов стран, находящихся в разных климатических поясах может существенно отличаться. Вспыльчивые южане и спокойные северяне нередко становятся героями анекдотов.
  3. Культурное влияние. В каждой культуре – свои нравственные ценности и моральные нормы, которые в этой культурной среде прививаются детям от рождения. Нам может показаться диким то, что нормально в Индии или Китае, и наоборот.
  4. Социальное влияние. Проще говоря, на формирование личности человека влияют люди, которые его окружают. Так называемый фактор плохой или хорошей компании. Главные элементы: родители, одноклассники, друзья во дворе и т.д.
  5. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех жизненных ситуаций, в которые попадает человек. Некоторые такие ситуации могут коренным образом изменить процесс социального формирования человека, например, смерть близких или рождение ребенка.

Сочетание этих факторов при формировании личности дает всегда уникальный результат, даже если объект исследования близнецы, выросшие вместе.

«Доверие»

Факторы, влияющие на формирование личности подростка

В современной литературе выделяют три группы факторов, влияющих на формирование личности подростка: СЕМЬЯ, ШКОЛА, УЛИЦА.

Рассмотрим фактор «Семья». Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности. В других семьях родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, подавая дурной пример подростку, постепенно втягивая его в такую же жизнь. Подросток видит, как поступают взрослые, и старается им подражать. Подрастая, юноша или девушка, может быть, и начинает понимать, что так поступать нельзя и ясно уже сознает, что родители для него не являются нравственным идеалом. Формирующийся и закрепляющийся стереотип поведения входит в привычку, становится чертой характера. Обычно такие дети вырастают грубыми, циничными, пренебрежительно относятся к труду. Как правило, такие несовершеннолетние имеют извращенное представление о дружбе, смелости, самостоятельности и чаще других подростков совершают правонарушения.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Обычно, говоря о семейном неблагополучии, отрицательно воздействующим на подростка, называют множество причин, заостряя особое внимание на неполных, распавшихся семьях. Не отрицая криминогенной значимости такого признака, как проживание подростка в неполной семье, надо подчеркнуть, что многие трудные подростки воспитывались в формально полной семье с нормальными материальными и жилищными условиями, т.е. решающим оказывается не положение и не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Именно неблагополучные взаимоотношения в семьях делают положение подростков исключительно тяжелыми.

Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

Рассмотрим фактор «Школа». Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Отношения некоторых педагогов с трудными подростками характеризуются стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Неумение, а подчас и нежелание увидеть сложные душевные переживания подростков со стороны педагогов вызывает, в свою очередь, своеволие и грубость. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужыми, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушений.

Третий социальный фактор – «Улица». Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное времяпрепровождение. Ребят прельщает то, что они предоставлены сами себе, за ними нет контроля со стороны взрослых. Подростки находят опору друг в друге, отдельно каждый из них, может быть, никогда не совершил бы какого-либо правонарушения, но, видя, что так делают «все», он поступает «как все», чтобы не прослыть трусом, не потерять авторитет в глазах товарищей.

Кроме того, далеко не все несовершеннолетние правонарушители понимают значение уголовного закона. Подростка не интересует вред, который он причинил, он только старается привлечь внимание, доказать, что он «взрослый». Зачастую они не осознают всей серьезности последствий, которые возникают либо могут возникнуть в результате их действий. Совершая правонарушения, подростки не думают об ответственности, которая может наступить за совершенные ими действия.

Таким образом, каждый подросток обладает индивидуальным характером и жизненным опытом; все эти обстоятельства следует учитывать и в зависимости от них строить тактику работы с несовершеннолетним.

Специалист по социальной работе

ГУСО ЦПППН «Доверие»

при Ингодинском районном суде г. Читы Т.А. Безотечество

ГУСО ЦПППН «Доверие»

Факторы, влияющие на личность

Дата публикации 06 января 2014. Опубликовано в Статьи по психологии

Личность является одним из таких терминов, толкование которых двумя разными авторами никогда не получится одинаковым. Существует два различных взгляда на формирование и развитие личности. Одни считают, она формируется только засчёт физиологических факторов, другие философы и психологи наоборот отдают главенство социальным.

Очевидно, что это две крайние точки зрения, при объективном же анализе можно выделить следующие факторы становления личности:

Биологическая преемственность – наделяет человека определённым характером и ярким темпераментом, делает человека более уникальным.

Физическое окружение – это зависимость личности человека от географии местности, на которой он родился или проживает долгое время, данный фактор формирует менталитет.

Культура – у различных стран имеются неповторимые культурные ценности.

Групповой опыт – опыт, полученный в обществе.

Индивидуальный опыт – это опыт, приобретённый за годы жизни самостоятельно.

Процесс становления личности – сложный и не до конца изученное явление. Одно бесспорно – личность создается в социуме. Превращение биологического индивида в полноценную личность невозможно вне общества и общения с себе подобными. Первоначально – это семья, затем, детский сад, школа, другие учебные заведения, в том числе дополнительного образования, где формируются творческие стороны личности. Большое влияние на процесс становления личности оказывает влияние узких социальных групп, в которые входит подросток, молодой человек.

Развитие личности ребенка происходит за счет разрешения противоречий, возникающих между возрастающими потребностями индивида и возможностью их удовлетворения. Таким образом, идет формирование ребенка в личностном плане, отражающем социальную сторону развития личности, общественную сущность этого процесса.

Биологический индивид превращается в социальный субъект, становится личностью в ходе социализации человека, успешной интеграции его в общество, в разного рода социальные группы и структуры за счет усвоения соответствующих ценностей, установок, образцов поведения, социальных норм, являющихся основой социально значимых качеств личности.

Подведём итог, на формирование индивидуума оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы становления личности. Наибольшая роль отводится групповому и индивидуальному опыту – именно они накладывают основной отпечаток на процесс социализации личности.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Источники: http://www.calc.ru/Formirovaniye-Lichnosti-Cheloveka.html, http://chita-doverie.ru/faktory-vliyayushhie-na-formirovanie-lichnosti-podrostka/, http://www.vitamarg.com/konsultacii/article/3924-faktory-vliyayushchie-na-lichnost

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Песня караоке для детей 11 лет

Название: Любимые песни детства. КараокеГод выпуска: далее...

Стихи про любовь животным детей

На свете есть котята –Касьянка, Том и Плут.И далее...

Как отличить ветрянку от аллергии у ребенка

Как отличить ветрянку от аллергии? О ветрянке многие далее...

Театр детей 8 лет

Добро пожаловать на далее...

Морские животные картинки для детей

Словарь 1000 животных оформлен, как и про транспорт далее...

Белые пятна ребенка члене

Белый налет на половом далее...

Нервная система ребенка 8 лет

Заболевания нервной системы далее...

Популярные статьи