Главная » Формирование ребенка

Формирование детей навыков самоконтроля

Согласно новым стандартам выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Одним из регулятивных учебных действий является умение осуществлять контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку) выполненных действий.

Младший школьный возраст является важным возрастным этапом в формировании самооценки. Именно в этот период ученик впервые включается в социально значимую деятельность, в широкие контексты общения, процесс самопознания.

С точки зрения психологии самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности личности человека. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и результате учебной деятельности. Ученики с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу с целью исправления ошибок. Они заранее уверены в отрицательном результате. Ученики с завышенной самооценкой, убежденные в безошибочности своей деятельности, также не проверяют работу, стремятся быстрее сдать её учителю.

Процедура самооценки, выполняемой школьником, может состояться только в том случае, если её предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая чёткие эталоны оценивания, создаёт необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы на следующий этап деятельности с учётом полученных результатов.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Оценочные действия, осуществляемые на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают учащимся возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель должен регулярно задавать вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Дети охотно отвечают на них, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения (иногда сами, а иногда с помощью учителя).

Для формирования у младших школьников самооценки можно выделить следующие приёмы:

Волшебные линеечки – оценочные шкалы (отрезка), которые дети чертят рядом с работой и ставят крестик: вверху, если работа выполнена полностью, внизу – если работа не соответствует критерию. Критерии оценивания могут быть разными: правильность, аккуратность, старательность и др. Учитель рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя её.

Лесенка (работа ведется аналогично предыдущему приему).

Зашифрованный рисунок . На листочках словарные слова (транскрипции). Во время словарного диктанта ученик закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Спрячь букву . Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определённой буквы.

Разноцветные поправки . Суть приёма состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Работы собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другим цветом. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

Карточка успеха . Ученики на листочках ставят + разного цвета: зелёный (справился с заданием), жёлтый (справился, но требовалась помощь), красный (не справился с заданием). Заданий может быть несколько. В конце урока учитель говорит: Встаньте те, у кого все + зелёные.

Цветная оценка . Внизу работы ученик рисует два круга. Оценив свою работу, он закрашивает один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Кто сможет? учитель даёт задание, например, составить предложение по предложенной схеме, и спрашивает: Кто сможет? Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руки. Один у доски, остальные на месте. Коллективная проверка. Ученик отвечает на вопрос: Ты справился с заданием? Так происходит сравнение уровня притязаний учащихся с их возможностями.

Обоснованный отказ позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а также умение обнаруживать задания с недостающими данными в условии.

Взаимооценка предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре. Другой вариант взаимооценки: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывая свою оценку, указывает на недостатки.

Выделение средств развития самооценки может быть проведено лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимосвязью. Можно использовать массу других приёмов самооценки: шифровки, цепочки, раскраски, кроссворды, пазлы, упражнения на восстановление оригинала и др. В таких заданиях предлагается эталон, с которым происходит сравнение выполненного действия.

Таким образом, описанные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации.

Перейти к обсуждению работы

Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
  • КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА

Выпуск № 1 (62) / 2015

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
Статистика по статье
  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ,
  • PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGY ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ,
  • CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT ,
  • САМОКОНТРОЛЬ ,
  • SELF-CONTROL ,
  • ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА УСТНОЙ РЕЧИ ,
  • ARTICULATORY ASPECT OF SPEECH ,
  • КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ ,
  • COCHLEAR IMPLANT ,
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА

В представленной статье раскрывается авторский подход в проектировании и реализации личностно-ориентированной технологии формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования. Представлена и охарактеризована структурная составляющая технологии, доказана эффективность ее применения.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Череповецкого государственного университета , ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1 (62). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya-formirovaniya-navykov-samokontrolya-nad-proiznositelnoy-storonoy-ustnoy-rechi-detey-s (дата обращения: 17.09).

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА et al. Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования Вестник Череповецкого государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya-formirovaniya-navykov-samokontrolya-nad-proiznositelnoy-storonoy-ustnoy-rechi-detey-s (дата обращения: 17.09).

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА (2015). Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования. Вестник Череповецкого государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya-formirovaniya-navykov-samokontrolya-nad-proiznositelnoy-storonoy-ustnoy-rechi-detey-s (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1 (62) С.76-80.

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА et al. Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования Вестник Череповецкого государственного университета (2015).

ДЕНИСОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАНСКАЯ ВЕРА ЛЬВОВНА (2015). Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования. Вестник Череповецкого государственного университета

Формирование навыков самоконтроля у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Наиболее важной проблемой обучения умственно отсталых школьников является проблема усвоения ими начального курса русского языка.

По мнению ведущих специалистов, учебная деятельность - ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому её структура должна закладываться с первых дней пребывания ребёнка в школе, ещё в большей степени это касается умственно отсталых детей. Психологи также отмечают, что одним из компонентов учебной деятельности, с которого должно начинаться её формирование, является самоконтроль.

Эффективность и качество обучения русскому языку определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит самоконтролю и оценке своей деятельности.

Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращались к ним при малейших затруднениях при выполнении тех или иных упражнений. В настоящее время достичь более осознанного прочного формирования навыков выполнения заданий по русскому языку можно при более эффективном полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля, на уроках русского языка.

При обучении русскому языку формирование самоконтроля часто связывается с обучением учащихся способам проверки тех или иных учебных знаний. Однако наблюдения показывают, что даже правильное выполнение всех основных действий, составляющих тот или иной способ проверки конкретного задания, не всегда свидетельствует о высоком уровне развития самоконтроля.

В связи с этим в последнее время в методической литературе уделяется большое внимание формированию элементов самоконтроля у нормально развивающихся детей. Всё вышесказанное даёт основание считать проблему формирования элементов самоконтроля на уроках русского языка в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида одной из актуальных.

Известно, что умственно отсталые дети не используют проверку и навыки самоконтроля при выполнении упражнений. Отсюда явной становится необходимость формирования навыков самоконтроля, посредством включения в процесс обучения русскому языку заданий и дидактических игр, включающих самоконтроль.

Подбор дидактических игр для обучения должен проводиться в соответствии с программными требованиями; дидактическая игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к её участникам были предъявлены определённые требования в отношении знаний; успешность проведения дидактической игры во многом определяется ясным сознанием учащимися цели игры; играм с более трудным содержанием должны предшествовать игры с содержанием меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой к их проведению; дидактические игры должны способствовать усилению воспитательного влияния обучения; наглядные пособия, предназначенные для проведения дидактических игр, должны быть простыми для изготовления, удобными для использования и разнообразными.

При изучении темы «Предлоги» можно использовать следующие игры:

Игра «Странные предложения»

Цель: закрепить умения соединять слова по смыслу при помощи предлогов.

Оборудование: карточки с записанными словами не связанными между собой по смыслу.

Содержание игры: каждому участнику эксперимента предлагались карточки с записанными словами не связанными между собой по смыслу. Например, «книга, стол, на». Предлагалось записать слова в тетрадь, а затем соединить их по смыслу.

Контроль над ошибками: После выполнения задания учащимся была предложена контрольная карта, с помощью которой они должны себя проверить.

Цель: закрепить знания о предлогах, умение подставить в предложение нужный предлог.

Оборудование: плакат, на котором написаны предложения, вместо предлогов – пустые кармашки; карточки с предлогами

Содержание игры: учащиеся по очереди выходят к доске и выставляют нужный предлог в кармашек.

После выполнения предлагаются контрольные карты с правильно выполненным заданием, которые ученик записывает в тетрадь.

Контроль над ошибками: учащиеся сверяют контрольные карты с выполненным на доске заданием, тем самым, проверяя себя.

Цель: закрепить представления учащихся об изображении предлогов на схеме.

Оборудование: карточки с предложениями, где вместо предлога даётся схема данного предлога.

Содержание игры: детям предлагается «узнать» предлог и, списав предложение, вставить вместо схемы необходимый предлог.

Контроль над ошибками: на обратной стороне каждой карточки даётся правильный вариант выполнения.

Цель: закрепить навык раздельного написания предлогов с существительными.

Оборудование: контрольные карты.

Содержание: в медленном темпе диктуются предложения. Учащиеся записывают в тетрадь лишь схему, обозначив слова чертой, предлог – галочкой.

Например: «Птица жила у нас в комнате.»

Дети должны записать: - - V- V-

Контроль над ошибками: после выполнения предлагаются контрольные карты для самопроверки.

Цель: закрепить умение ориентироваться в обозначении предлогов на схеме.

Оборудование: карточки с предложениями.

Содержание игры: ученикам предлагается «зашифровать» текст. Каждому ученику предлагается карточка с предложениями. Он должен списать предложения в тетрадь, а вместо (или рядом с предлогом) нарисовать схему.

Контроль над ошибками: после выполнения детям раздают контрольные карты и они осуществляют самопроверку.

Включение дидактических игр с элементами самоконтроля в процессе обучения русскому языку умственно отсталых учеников способствует:

1) Повышению интересов учащихся к урокам русского языка;

2) Более прочному и эффективному овладению элементами самоконтроля;

3) Умению адекватно переносить полученные на уроках знания и умения в новые условия.

Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в выполнении.

Включение в процесс закрепления и совершенствования знаний русского языка дидактических игр, содержащих самоконтроль, повысит качество и уровень такого рода знаний, будет способствовать формированию переноса получаемых знаний в новые условия (повседневную деятельность), что позволило убедиться в наличии резервных возможностей в усвоении элементов русского языка младшими умственно отсталыми школьниками.

Источники: http://www.scienceforum.ru/2015/1346/15909, http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannaya-tehnologiya-formirovaniya-navykov-samokontrolya-nad-proiznositelnoy-storonoy-ustnoy-rechi-detey-s, http://site-a5a2068.umi.ru/otzyvy_roditelej/soobweniya/formirovanie_navykov_samokontrolya_u_uchawihsya_s_narusheniem_intellekta_na_urokah_russkogo_yazyka_v_mladshih_klassah_special_no/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Развитие ребенка психическое психическое социальное

Социальная ситуация развития ребенка Первым основным далее...

Игра знакомство детей 4 лет

Игры на знакомство в лагере Дети становятся в круг. далее...

Как правильно держать новорожденного после кормления видео

Как и сколько держать далее...

Сопли у ребенка в течении месяца

У ребенка насморк больше месяца Добрый день, далее...

Учим цвета для детей 3 лет

Учим цвета с ребенком Занимаясь далее...

Мультики про динозавров для детей 7 лет

Мультики про динозавров смотреть онлайн Динозавры… далее...

Как научить двухлетнего ребенка ходить на горшок

Как научить ребенка ходить на горшок Есть много разных способов далее...

Популярные статьи

x