Главная » Формирование ребенка

Формирование детей привычек здорового образа жизни

Здоровые дети в здоровой семье

Помните!
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным!

Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно.

Семья, родители должны удовлетворить многие

жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей.

В здоровой семье — здоровый ребенок!

Формирование здорового образа жизни детей

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В детском саду воспитатели приучают воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм.

Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

ЧТОБ ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Навыки здорового образа жизни - детям

Специалистами ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Курской об-ласти в течение года проводятся мероприятия, посвященные здоровому об-разу жизни. С начала нового учебного года проведено 37 обучающих лекций с демонстрацией видеофильмов, презентаций: О вреде табакокурения, алкого-ля, наркотиков , О соблюдении режима дня , Правила рационального пита-ния , Электронные гаджеты - друзья или враги . Мероприятиями было охвачено более 1800 учащихся от 5-го до 10-го класса в 28-ми средних образовательных учреждениях города, а также в таких детских организациях как: ОКООУСТ Клюквинский школа-интернат , ОКУЗ Областной специализированный дом ребенка , ОКУ Курский центр несовершеннолетних , ОКОУ Детский дом , ОКУ Солнцевский центр социальной помощи семьи и детям ; в старших группах детских садов: МБДОУ № 113, № 108, №112, №18. В мероприятиях активно принимали участие специалисты (воспитатели, педагоги), классные руководители. В большинстве учреждений составлены и реализуются планы по гигиеническому воспитанию подрастающего поколения.

С малых лет необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, обучать полезным привычкам, чтобы формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. В детских дошкольных образовательных организациях под руководством специалистов дети разучили упражнения по профилактике нарушений осанки, элементы закаливающих процедур.


Им ещё раз напомнили о необходимости пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (расчёска, носовой платок, полотенце, зубная щётка и др.), что позволит помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни и закреплении культурно-гигиенических навыков.


Дошкольники нарисовали картинки о профилактике гриппа и простудных заболеваний, о закаливании, важности профилактических прививок.


Детям 5-6-х классов напомнили об элементах здорового образа жизни: о личной гигиене, о необходимости начинать день с физической зарядки, о важности занятий физкультурой и спортом, подвижными играми, о здор-вой пище и режиме дня. Дети вспомнили пословицы и поговорки о здоровье, а также привычки, которые помогут вести здоровый образ жизни.

Школьникам 7-8-х классов было интересно узнать о пользе и вреде гаджетов, интернета, которые широко внедрились в нашу жизнь. Не лишними были рекомендации, данные специалистами, как заботиться об организации своего рабочего места, правильном освещении, об обязательности проведения упражнений для тренировки глаз и поддержания правильной осанки, как повысить физическую активность.

Учащиеся 9-10-х классов получили советы о том, как остаться здоровым в период интенсивной учёбы, снизить влияние стрессовых ситуаций, по-лучили представления о том, к чему приведёт недостаток микроэлементов и витаминов в продуктах питания, а также о профилактике вредных привычек и предупреждении инфекционных заболеваний.


Проведённые мероприятия помогут детям с пользой для здоровья организовать режим дня, рациональное питание, и позволят надеяться. что учащиеся будут активно заниматься физкультурой, спортом.

Основная цель гигиенического обучения и воспитания подростков и молодежи с раннего детства повышать уровень самосознания, понимания необходимости ведения здорового образа жизни.

Важную роль в процессе формирования привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутистическими расстройствами играет формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанность в потребности здорового образа жизни выступает внутренним стимулом, который приводит к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, посредством которой формируются умения здорового образа жизни.

Эффективность формирования потребности здорового образа жизни напрямую зависит от психофизиологических возможностей школьника, от уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий. При этом педагогическое воздействие должно влиять на младших школьников через стимуляцию внутренней работы по переосмыслению себя и окружающего мира.

Для реализации формирования привычки к здоровому образу жизни младшего школьника необходимо научить видеть отдаленный результат состояния своего здоровья, ставить цели выполнения действий в этом направлении.

Для достижения успеха по развитию привычки к здоровому образу жизни педагогу необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы и правильно воздействовать на каждую ее сторону.

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутизмом осуществляется одновременно в двух направлениях: с ребенком и с его родителями или близкими [3].

Семья является главным звеном в системе воспитания, социализации и удовлетворения потребностей ребенка с ранним детским аутизмом.

М.А. Галагузова выделяет несколько алгоритмов работы с семьей, имеющей ребенка с аутизмом. Выделенные алгоритмы характеризуются определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи.

В формировании привычки к здоровому образу жизни в работе с семьей существует ряд технологий, которые зависят от состояния семьи и степени тяжести аутистического расстройства:

1. Проблемно-ориентированная (краткосрочная) модель, направленная на решение конкретных практических задач, которые востребованы данной семьей. Проблема возникает в том, что в большинстве случаев родители ребенка с аутистическими расстройствами сосредоточены не на бытовых, гигиенических навыках и здоровье, а на нарушениях психического развития ребенка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева указывает на необходимость помочь родителям осознать данную проблему.

2.Психосоциальный подход, который длится до четырех месяцев, представляет собой индивидуальную работу с ребенком, его семьей и специалистами, которая направлена на различные системы, влияющими на жизнь ребенка.

3.Долгосрочная технология - патронаж - применяется только в тяжелых случаях и включает оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи. При таком подходе глубже исследуется семейная система, наблюдается динамика и влияние на нее.

В каждом случае задачей выступает формирование рациональной позиции в семье, а именно последовательного выполнения всех инструкций, советов врачей, педагогов, психологов и других специалистов [3].

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг отмечают, что формирование здорового образа жизни представляет для аутичного ребенка особую проблему, так как трудность обучения здоровому образу жизни связана с нарушениями контакта и произвольностью сосредоточения аутичного ребенка. За счет нарушения социального взаимодействия крайне трудно организовать ситуацию обучения, так как ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегать от взрослого и делать все наоборот [2].

Также особенностью формирования привычки к здоровому образу жизни у младших школьников с аутизмом является то, что ему необходимо специально организованное обучение и многократное проживание повседневных ситуаций вместе со взрослыми.

Важно помнить, что неуспех может вызвать стойкий протест школьника против повторной попытки. Поэтому следует как можно тщательнее организовывать ситуацию успеха, не торопиться с усложнением задачи, а также обеспечить поддержку, чтобы у ребенка возникало чувство безопасности и уверенности в собственных силах.

Как показывает практика, для младшего школьника с аутизмом важно осознание того, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается, и нет никакой необходимости в том, чтобы кто-то делал за него то, что он потенциально способен делать сам [2].

Особенность младших школьников с аутистическими расстройствами состоит в том, что они выполняют просьбу только в том случае, если сами хотят того же, а случается это нечасто. Намного чаще от детей исходит негативизм, капризы, крики. При этом взрослым важно оставаться непреклонным и не давать ребенку все, что он захочет, лишь бы успокоить его.

В формировании привычки к здоровому образу жизни родителям необходимо свести к минимуму свои требования к ребенку и радоваться тому, что он уже согласен стоять рядом с ними, постепенно подключая его к действиям, и непременно одобряя и показывая, что ребенок со всем хорошо справляется. И в этом действии главное, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, касались приятных для него действий. В этом случае похвала за выполнение просьбы может связаться с приятными для ребенка ощущениями и в дальнейшем способствовать формированию установки на выполнение инструкции [2].

В случае, когда просьба не по силам для ребенка, его внимание необходимо переключить на более легкую и приятную задачу, не доводя его до протеста и крика.

Для успешного формирования привычки здорового образа жизни необходимо построить день младшего школьника с аутизмом, опираясь на привычные, любимые дела для того, чтобы здоровый образ жизни стал закономерной и необходимой ступенькой к удовольствию.

При отработке действия во время процесса формирования привычки к здоровому образу жизни взрослому необходимо находиться сзади ребенка. Ребенку это дает чувство самостоятельности, но в то же время он рассчитывает на помощь взрослого в случае своей неудачи.

Важно комментировать действия ребенка, либо он просто терпеливо ждет, либо помогает взрослому. Ребенка необходимо хвалить за каждые мельчайшее проявление активности и самостоятельности, но не стоит хвалить его за те действия, которые уже стали автоматическими, иначе произойдет пресыщение похвалой и от нее не будет не какой пользы [1].

Важным пунктом является продумывание схемы действий для того, чтобы при обучении и формировании здорового образа жизни повторялись одни и те же шаги. Необходимо ознакомить родственников и близких с данной схемой формирования привычки к здоровому образу жизни, чтобы все взрослые могли учить ребенка одинаково.

Многие действия очень сложны для ребенка, поэтому лучше всего перевести обучение этих действий в игровой момент.

И наконец, не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сосредоточиться сначала на одном пункте, который наиболее прост для ребенка, затем к этому действию потихоньку подключать новые действия. Процесс формирования привычки здорового образа жизни является длительной и трудоемкой работой, которая требует терпения от участников этого процесса.

1. Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития №1 – 2015 – с.44-47;

2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / О.С. Никольская // Дефектология. – 2011. – №2. – с. 5- 32;

3. Ульянова Н.А. Эффективный подход к обучению детей с ранним детским аутизмом / Н.А. Ульянова // Вестник Костромского гос. унив-та им. Н.А. Некрасова № 3 – 2010 – с. 143-147.

Перейти к обсуждению работы

Источники: http://detsad-189.ru/zdorovie/, http://46cge.rospotrebnadzor.ru/info/145649/, http://www.scienceforum.ru/2016/1704/22537

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Домашние игры для детей 3 4 лет

Журнал → Подвижные игры для детей 3 — далее...

Формирование у детей геометрических представлений

Эллипс – это замкнутая плоская кривая далее...

Что должен знать ребенок в 12 лет

Особенности детей 12 лет Дети 12 лет, как далее...

Ребенка сзади шее красные пятна

Мамочка, не бойся, или когда новорожденный оказался далее...

Занятия танцами для детей от 4 лет

Детские программы Наша детская танцевальная студия - это далее...

Виды работы одаренными детьми

Понятие одаренности. Виды одаренности детей Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый далее...

Свистящий кашель у ребенка без температуры

Кашель со свистом и его лечение Сам по далее...

Популярные статьи