Главная » Формирование ребенка

Формирование детей привычек здорового образа жизни

Здоровые дети в здоровой семье

Помните!
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным!

Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно.

Семья, родители должны удовлетворить многие

жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей.

В здоровой семье — здоровый ребенок!

Формирование здорового образа жизни детей

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В детском саду воспитатели приучают воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм.

Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

ЧТОБ ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Навыки здорового образа жизни - детям

Специалистами ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Курской об-ласти в течение года проводятся мероприятия, посвященные здоровому об-разу жизни. С начала нового учебного года проведено 37 обучающих лекций с демонстрацией видеофильмов, презентаций: О вреде табакокурения, алкого-ля, наркотиков , О соблюдении режима дня , Правила рационального пита-ния , Электронные гаджеты - друзья или враги . Мероприятиями было охвачено более 1800 учащихся от 5-го до 10-го класса в 28-ми средних образовательных учреждениях города, а также в таких детских организациях как: ОКООУСТ Клюквинский школа-интернат , ОКУЗ Областной специализированный дом ребенка , ОКУ Курский центр несовершеннолетних , ОКОУ Детский дом , ОКУ Солнцевский центр социальной помощи семьи и детям ; в старших группах детских садов: МБДОУ № 113, № 108, №112, №18. В мероприятиях активно принимали участие специалисты (воспитатели, педагоги), классные руководители. В большинстве учреждений составлены и реализуются планы по гигиеническому воспитанию подрастающего поколения.

С малых лет необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, обучать полезным привычкам, чтобы формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. В детских дошкольных образовательных организациях под руководством специалистов дети разучили упражнения по профилактике нарушений осанки, элементы закаливающих процедур.


Им ещё раз напомнили о необходимости пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (расчёска, носовой платок, полотенце, зубная щётка и др.), что позволит помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни и закреплении культурно-гигиенических навыков.


Дошкольники нарисовали картинки о профилактике гриппа и простудных заболеваний, о закаливании, важности профилактических прививок.


Детям 5-6-х классов напомнили об элементах здорового образа жизни: о личной гигиене, о необходимости начинать день с физической зарядки, о важности занятий физкультурой и спортом, подвижными играми, о здор-вой пище и режиме дня. Дети вспомнили пословицы и поговорки о здоровье, а также привычки, которые помогут вести здоровый образ жизни.

Школьникам 7-8-х классов было интересно узнать о пользе и вреде гаджетов, интернета, которые широко внедрились в нашу жизнь. Не лишними были рекомендации, данные специалистами, как заботиться об организации своего рабочего места, правильном освещении, об обязательности проведения упражнений для тренировки глаз и поддержания правильной осанки, как повысить физическую активность.

Учащиеся 9-10-х классов получили советы о том, как остаться здоровым в период интенсивной учёбы, снизить влияние стрессовых ситуаций, по-лучили представления о том, к чему приведёт недостаток микроэлементов и витаминов в продуктах питания, а также о профилактике вредных привычек и предупреждении инфекционных заболеваний.


Проведённые мероприятия помогут детям с пользой для здоровья организовать режим дня, рациональное питание, и позволят надеяться. что учащиеся будут активно заниматься физкультурой, спортом.

Основная цель гигиенического обучения и воспитания подростков и молодежи с раннего детства повышать уровень самосознания, понимания необходимости ведения здорового образа жизни.

Важную роль в процессе формирования привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутистическими расстройствами играет формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанность в потребности здорового образа жизни выступает внутренним стимулом, который приводит к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, посредством которой формируются умения здорового образа жизни.

Эффективность формирования потребности здорового образа жизни напрямую зависит от психофизиологических возможностей школьника, от уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий. При этом педагогическое воздействие должно влиять на младших школьников через стимуляцию внутренней работы по переосмыслению себя и окружающего мира.

Для реализации формирования привычки к здоровому образу жизни младшего школьника необходимо научить видеть отдаленный результат состояния своего здоровья, ставить цели выполнения действий в этом направлении.

Для достижения успеха по развитию привычки к здоровому образу жизни педагогу необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы и правильно воздействовать на каждую ее сторону.

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников с аутизмом осуществляется одновременно в двух направлениях: с ребенком и с его родителями или близкими [3].

Семья является главным звеном в системе воспитания, социализации и удовлетворения потребностей ребенка с ранним детским аутизмом.

М.А. Галагузова выделяет несколько алгоритмов работы с семьей, имеющей ребенка с аутизмом. Выделенные алгоритмы характеризуются определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи.

В формировании привычки к здоровому образу жизни в работе с семьей существует ряд технологий, которые зависят от состояния семьи и степени тяжести аутистического расстройства:

1. Проблемно-ориентированная (краткосрочная) модель, направленная на решение конкретных практических задач, которые востребованы данной семьей. Проблема возникает в том, что в большинстве случаев родители ребенка с аутистическими расстройствами сосредоточены не на бытовых, гигиенических навыках и здоровье, а на нарушениях психического развития ребенка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева указывает на необходимость помочь родителям осознать данную проблему.

2.Психосоциальный подход, который длится до четырех месяцев, представляет собой индивидуальную работу с ребенком, его семьей и специалистами, которая направлена на различные системы, влияющими на жизнь ребенка.

3.Долгосрочная технология - патронаж - применяется только в тяжелых случаях и включает оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи. При таком подходе глубже исследуется семейная система, наблюдается динамика и влияние на нее.

В каждом случае задачей выступает формирование рациональной позиции в семье, а именно последовательного выполнения всех инструкций, советов врачей, педагогов, психологов и других специалистов [3].

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг отмечают, что формирование здорового образа жизни представляет для аутичного ребенка особую проблему, так как трудность обучения здоровому образу жизни связана с нарушениями контакта и произвольностью сосредоточения аутичного ребенка. За счет нарушения социального взаимодействия крайне трудно организовать ситуацию обучения, так как ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегать от взрослого и делать все наоборот [2].

Также особенностью формирования привычки к здоровому образу жизни у младших школьников с аутизмом является то, что ему необходимо специально организованное обучение и многократное проживание повседневных ситуаций вместе со взрослыми.

Важно помнить, что неуспех может вызвать стойкий протест школьника против повторной попытки. Поэтому следует как можно тщательнее организовывать ситуацию успеха, не торопиться с усложнением задачи, а также обеспечить поддержку, чтобы у ребенка возникало чувство безопасности и уверенности в собственных силах.

Как показывает практика, для младшего школьника с аутизмом важно осознание того, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается, и нет никакой необходимости в том, чтобы кто-то делал за него то, что он потенциально способен делать сам [2].

Особенность младших школьников с аутистическими расстройствами состоит в том, что они выполняют просьбу только в том случае, если сами хотят того же, а случается это нечасто. Намного чаще от детей исходит негативизм, капризы, крики. При этом взрослым важно оставаться непреклонным и не давать ребенку все, что он захочет, лишь бы успокоить его.

В формировании привычки к здоровому образу жизни родителям необходимо свести к минимуму свои требования к ребенку и радоваться тому, что он уже согласен стоять рядом с ними, постепенно подключая его к действиям, и непременно одобряя и показывая, что ребенок со всем хорошо справляется. И в этом действии главное, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, касались приятных для него действий. В этом случае похвала за выполнение просьбы может связаться с приятными для ребенка ощущениями и в дальнейшем способствовать формированию установки на выполнение инструкции [2].

В случае, когда просьба не по силам для ребенка, его внимание необходимо переключить на более легкую и приятную задачу, не доводя его до протеста и крика.

Для успешного формирования привычки здорового образа жизни необходимо построить день младшего школьника с аутизмом, опираясь на привычные, любимые дела для того, чтобы здоровый образ жизни стал закономерной и необходимой ступенькой к удовольствию.

При отработке действия во время процесса формирования привычки к здоровому образу жизни взрослому необходимо находиться сзади ребенка. Ребенку это дает чувство самостоятельности, но в то же время он рассчитывает на помощь взрослого в случае своей неудачи.

Важно комментировать действия ребенка, либо он просто терпеливо ждет, либо помогает взрослому. Ребенка необходимо хвалить за каждые мельчайшее проявление активности и самостоятельности, но не стоит хвалить его за те действия, которые уже стали автоматическими, иначе произойдет пресыщение похвалой и от нее не будет не какой пользы [1].

Важным пунктом является продумывание схемы действий для того, чтобы при обучении и формировании здорового образа жизни повторялись одни и те же шаги. Необходимо ознакомить родственников и близких с данной схемой формирования привычки к здоровому образу жизни, чтобы все взрослые могли учить ребенка одинаково.

Многие действия очень сложны для ребенка, поэтому лучше всего перевести обучение этих действий в игровой момент.

И наконец, не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сосредоточиться сначала на одном пункте, который наиболее прост для ребенка, затем к этому действию потихоньку подключать новые действия. Процесс формирования привычки здорового образа жизни является длительной и трудоемкой работой, которая требует терпения от участников этого процесса.

1. Мусаева М.О. Формирование навыков сотрудничества у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития №1 – 2015 – с.44-47;

2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / О.С. Никольская // Дефектология. – 2011. – №2. – с. 5- 32;

3. Ульянова Н.А. Эффективный подход к обучению детей с ранним детским аутизмом / Н.А. Ульянова // Вестник Костромского гос. унив-та им. Н.А. Некрасова № 3 – 2010 – с. 143-147.

Перейти к обсуждению работы

Источники: http://detsad-189.ru/zdorovie/, http://46cge.rospotrebnadzor.ru/info/145649/, http://www.scienceforum.ru/2016/1704/22537

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Работа с одаренными детьми татарскому языку

Материал на тему: План работы далее...

Лейкоциты в моче у ребенка что значит

Повышенные лейкоциты в моче, причины, далее...

Мелодии для сна новорожденного

С фотографиями малыша в утробе матери и полным описанием далее...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка математике

Индивидуальный образовательный маршрут по формированию элементарных математических далее...

Пальчиковые игры старших детей

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Очень важной частью далее...

Творческие задания для детей 10 лет

Пампа Грин – идеальный клуб для современного ребенка Отлично далее...

Сыпь подмышками у ребенка

Сыпь под мышками На различных частях тела человека у далее...

Популярные статьи