Главная » Формирование ребенка

Формирование детей системы знаний природе

Методика формирования системных знаний о зимующих и перелетных птицах детей дошкольного возраста

Содержание знаний в разных возрастных группах, программные требования

Методика формирования в возрастных группах.

Главной целью экологического образования является формирование системных экологических знаний, под которыми понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системных экологических знаний строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

Формирование системных экологических знаний дошкольников возможно при определенных условиях: формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны окружающей природы; воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, мы ограничили свое исследование областью ознакомления детей с птицами. Так как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.

Найти и скачать

Теоретический аспект экологического воспитания дошкольников

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина- в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда- то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее живой природы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечности и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека, стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно- психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание, воспитывать бережное отношение к ней. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

« Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему. Экологическая воспитанность, любовь к природе означает понимание и познание природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Так какие же экологические знания и умения необходимо формировать у детей дошкольного возраста? Мы знаем, что экология- наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания ( воспитания, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

- цель экологического образования- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой;

- дошкольники- начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней- школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

- знания- не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

- у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

- содержание экологического образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

- содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой;

- экологическое образование- часть общего образования, оно имеет интеграционный характер, способствует развитию творчества, мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности в целом;

- нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно- следственных связей а природе;

- ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе, но и навыков рационального природоиспользования.

В наше время основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с родом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений.

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что- либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя бы не бросать мусор на улице). Ребенок должен понимать свою ответственность за состояние окружающей среды.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность во дворе детского сада, дома, во время экскурсии.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми- разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Экологическое воспитание дошкольников (документ)

Post navigation

Источники: http://multiurok.ru/samoilova/files/mietodika-formirovaniia-sistiemnykh-znanii-o-zimuiushchikh-i-pierielietnykh-ptitsakh-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta.html, http://53.mdout.ru/teoreticheskij-aspekt-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игры парашютом детей 10 лет

Под крылом: веселые игры далее...

Викторины для детей 11 лет ответами

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ далее...

Отсасыватель соплей у детей отривин

Отривин (полная инструкция) Отривин относится к классу сосудосуживающих далее...

Формирование личности ребенка нарушением слуха

Особенности развития детей с нарушением слуха Сурдопедагог проводит занятие далее...

Чсс у детей 3 лет

Норма пульса у детей по годам Запах далее...

Рисунки животных карандашом поэтапно детей

Рисуем домашних животных Рисунок коровы поэтапно карандашомРисунок коровы будем далее...

Предметная неделя выявление одаренных детей

об итогах проведения Недели предметов гуманитарного цикла В период с далее...

Популярные статьи