Главная » Формирование ребенка

Формирование детей системы знаний природе

Методика формирования системных знаний о зимующих и перелетных птицах детей дошкольного возраста

Содержание знаний в разных возрастных группах, программные требования

Методика формирования в возрастных группах.

Главной целью экологического образования является формирование системных экологических знаний, под которыми понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системных экологических знаний строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

Формирование системных экологических знаний дошкольников возможно при определенных условиях: формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны окружающей природы; воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, мы ограничили свое исследование областью ознакомления детей с птицами. Так как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.

Найти и скачать

Теоретический аспект экологического воспитания дошкольников

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина- в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда- то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее живой природы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечности и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека, стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно- психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание, воспитывать бережное отношение к ней. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

« Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему. Экологическая воспитанность, любовь к природе означает понимание и познание природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Так какие же экологические знания и умения необходимо формировать у детей дошкольного возраста? Мы знаем, что экология- наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания ( воспитания, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

- цель экологического образования- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой;

- дошкольники- начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней- школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

- знания- не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

- у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

- содержание экологического образования должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

- содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой;

- экологическое образование- часть общего образования, оно имеет интеграционный характер, способствует развитию творчества, мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности в целом;

- нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно- следственных связей а природе;

- ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе, но и навыков рационального природоиспользования.

В наше время основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с родом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений.

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что- либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя бы не бросать мусор на улице). Ребенок должен понимать свою ответственность за состояние окружающей среды.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность во дворе детского сада, дома, во время экскурсии.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми- разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Экологическое воспитание дошкольников (документ)

Post navigation

Источники: http://multiurok.ru/samoilova/files/mietodika-formirovaniia-sistiemnykh-znanii-o-zimuiushchikh-i-pierielietnykh-ptitsakh-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta.html, http://53.mdout.ru/teoreticheskij-aspekt-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Воспитания эмоциональном благополучии детей

Эмоциональное благополучие ученика как далее...

Театральные игры детей 10 лет

«Территория театра» — далее...

Развивающие часы для детей

Психологам на заметку. далее...

Эритроциты в моче повышены у ребенка причины

Повышенное содержание эритроцитов в моче О далее...

Красные шершавые пятна на ногах у ребенка

Маленькие шершавые пятна+прыщики далее...

Сыпь под глазами у ребенка причины фото

Почему у ребенка может быть далее...

Игры лабиринты для детей лет 6 7

В этом разделе родители и педагоги найдут далее...

Популярные статьи