Главная » Формирование ребенка

Формирование фонематического слуха у детей с дизартрией

Зонды постановочные

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями

Бритвина Анастасия Викторовна .
учитель-логопед МАОУ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи,
«Центр диагностики и консультирования».

Сертификат. не выдавался

В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии, токсикозы и интоксикации во время беременности, родовые травмы и так далее.

В структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Так же отрицательно эти нарушения влияют на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове, различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

В случае нарушения фонематического слуха у ребенка возникает трудность в определении неправильно звучащих звуков в своей речи. А это приводит к трудностям в постановке звуков. Читать далее.

Однако, очень часто трудно организовать систематические занятия с ребенком по целенаправленному формированию фонематического слуха. Большим подспорьем в этом вопросе могут являться занятия с родителями. Эффективным методом, экономящим время логопедов и родителей, для объяснения логопедом родителям о понятии «фонематический слух» могут выступать информационные буклеты. В таких буклетах содержится вся необходимая информация для родителей о фонематическом слухе и упражнения для формирования и коррекции фонематического слуха. В данном буклете приведены лишь примеры упражнений. Можно выпускать такие буклеты с периодичностью раз в месяц (два месяца) и менять упражнения, по мере развития у каждого ребёнка фонематического слуха.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Далее я опишу примерное содержание буклета.

Сначала необходимо познакомить родителей с понятием фонематический слух. Можно использовать такой текст:

• Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова .

• Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма.

• Как же развивать фонематический слух родителям дома? В нашем буклете мы предлагаем вам увлекательные игры для развития фонематического слуха.

Далее необходимо представить родителям некоторые упражнения для развития фонематического слуха:

1.«Ушки - слушки».Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Родитель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Родитель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Где звенит?»Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами. Родитель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука

3. Пальчиковая игра «Гроза»Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Родитель читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

4. Отвечай – не торопясь.Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

5.Исправь Незнайкины ошибки.Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. «Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки»:

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Как уже предлагалось выше выпускать такие буклеты с некоторой периодичностью, то не стоит давать родителям сразу много упражнений. Лучше тщательно отработать каждое упражнение для того, чтобы перейти к более сложным.

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Материалы

В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.

2. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

3. Нестойкое употребление звуков в речи.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двухсловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно.

При освоении языка ребенок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении

В логопедии уделяется огромное внимание состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Обследование детей в массовых садах показало, что в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей имеют стёртую форму дизартрии.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приёмах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Речевое развитие детей со стёртой дизартрией характеризуется рядом отклонений. В большинстве случаев отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от одного до двух лет. Медленно идёт накопление словаря. Использование фразовой речи – с двух–трёх лет, (а в некоторых случаях и с трёх–четырёх лет). При этом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остаётся фонетически несформированной.

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. С одной стороны, правильное произношение звуков возможно лишь при полноценном восприятии их чётких акустических образов, с другой – правильное восприятие звуков речи на слух обеспечивает и правильное их воспроизведение. У детей со стёртой дизартрией артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие звуковой системы родного языка. В связи с этим у таких детей наблюдается недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д. что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Существующие методы коррекции стёртой дизартрии у дошкольников не решают проблему в полном объёме и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной.

Устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. С этой целью были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией.

Игры и упражнения направлены на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией:

1 этап. Развитие неречевого слуха

2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса

3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу

4 этап. Различение слогов (анализ и синтез). (5 лет)

5 этап. Различение фонем родного языка (6 лет)

6 этап. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Тропынина М.А. Болтакова Н.И.

Казанский (Приволжский) федеральный университет. г. Казань, Россия

В настоящее время одним из наиболее распространённых речевых нарушений является стёртая дизартрия. Из года в год детей с этим дефектом становится больше, и нарушения звукопроизношения сложнее.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер, причем степень выраженности нарушения зависит от степени выраженности самой дизартрии. У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане.

Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Однако проблема особенностей фонематического слуха у детей со стёртой формой дизартрией на наш взгляд и до настоящего времени остаётся актуальной для изучения.

Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии. За основу в нашем исследовании мы взяли данные предложенные Архиповой Е.Ф. для изучения фонематического слуха у детей со стертой формой дизартрии, адаптированные специально под данную категорию.

Исследование проводилось на базе МАДОУ №263 . Вахитовского района г. Казани в апреле 2013 года. В исследовании приняли участие две группы детей в возрасте 6 лет контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная ( дети, имеющие стертую форму дизартрии), в количестве 24 человек (12 человек -контрольная группа и 12-экспериментальная).

Таблица 1. – Результаты исследования сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей, имеющих стертую форму дизартрии.

Уровень сформированности фонематического слуха

Наши результаты показывают, что у детей с нормальным речевым развитием более высокий уровень сформированности фонематического слуха. По результатам всего исследования 50% детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии имеют средний уровень сформированности фонематического слуха, 17 % высокой уровень и 33 % низкий уровень сформированности фонематического слуха. Многие дети не внимательны при выполнении задания, не сразу отвечают и делают ошибки, пытаются отгадать вместо того, что бы подумать, не различают слова, близкие по звуковому составу, не умеют дифференцировать слоги и фонемы, не умеют выделять звук в начале слова. А так же мы выявили, что не все дети с нормальным речевым развитием имеют высокий уровень сформированности фонематического слуха. Независимо от уровня сформированности фонематического слуха все дети дошкольного возраста, принимавшие участие в исследовании, затруднялись с выполнением заданий направленных на изучение звукового анализа.

Вследствие этого, был сделан практический вывод, который касается развивающей работы, направленной на развитие фонематических процессов. Эта работа, должна предварять работу по развитию звукового анализа и синтеза слов.

На наш взгляд цель исследования достигнута. Как мы и предполагали, фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформирован. Подводя итоги, хотелось бы вернуться к теории. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

1) Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М. АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ. 2006. 319 с.

2) Белякова Л.И. Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. 2009. 287 с.

3) Волкова Л.С. Лалаева Р.И. Мастюкова Е.М. и др Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. В 2-х кн. М. Просвещение: Владос. 1995. Книга I: 384 с. Книга II: 147 с.

4) Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб. Образование. 1994. С.3-8, 36-42.

5) Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М. Изд-во ГНОМ и Д . 2000. 80с.

Источники: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/391-razvitie-fonematicheskogo-sluha.html, http://krivobok.domoddou18.edumsko.ru/folder/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey, http://grani2.kznscience.ru/participants/sekciya1/TropyninaMA/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Что можно кушать при рвоте у ребенка

Питание ребенка после пищевого отравления далее...

Темперамент детей и их особенности

Детский темперамент – далее...

Песни детей 8 лет текст

Через двадцать лет, у тебя далее...

Нарушение эмоционального развития у детей

Особым детям особенно нужна семья 16.09 Пятый Международный далее...

Диагностика развития ребенка 3 4 лет

Рекомендуем родителям и педагогам далее...

Каши детей 7 лет

Каши для детей (детские далее...

Какую температуру надо сбивать месячного ребенка

Порой чересчур беспокойные родители, далее...

Популярные статьи

x