Главная » Формирование ребенка

Формирование исследовательской деятельности детей

Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2 из 2

Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволит:

  • дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
  • повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;
  • сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
  • наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

В детском саду развивающая среда, способствующая развитию исследовательской деятельности детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках педагог относит исследовательскую деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их [3, c. 108].

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи (огонь - это тепло, жизнь, и огонь - это уничтожение всего живого). Усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т. д.

Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство старших дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития исследовательского интереса, формирования основ его мировоззрения.

В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность старшего дошкольного возраста и школьного обучения. Возможность изучения детьми старшего дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова). Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности [4, c. 35].

Особенность мышления старших дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к исследовательской деятельности.

Таким образом, рассмотрев особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что существуют определенные условия, в которых данная деятельность будет осуществляться более эффективно. Обобщим эти условия:

  • педагог ставит перед детьми исследовательские задачи (А. Н. Поддъяков) [5, с. 85];
  • педагог включает поэтапное обучение детей исследовательским действиям (А. И. Савенков) [6, с. 41];
  • педагог организует закрепление исследовательских действий с природными материалами в специально созданных уголках экспериментирования (И. Э. Куликовская) [3, с. 91].
  1. Запирова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 11. - С.-35 – 38.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  3. Куликовская И. Э.,Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М. Педагогическое общество России, 2005 - 291 с.
  4. Поддъяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. № 4. - С. 34 - 41.
  5. Поддъяков А. Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования // Под ред. И. И. Ильясова, Н. А. Рождественской. - М. Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 85 – 98 с.
  6. Савенков А. И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. // Одаренный ребенок. – 2003. - № 2. - С.41 – 46.

Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • продуктивная деятельность ,
  • исследовательская деятельность младших школьников ,
  • конкурс детских исследовательских работ ,
  • подготовка педагогов ,
  • the competition of children#39;s research ,
  • productive activity ,
  • research activities of junior schoolchildren ,
  • Training of teachers

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Семёнова Наталия Альбертовна

Автором проанализирован опыт организации конкурса детских исследовательских работ; сформулированы проблемы организации исследовательской работы с детьми младшего возраста, выделены типичные недочеты в организации детского исследования.

Abstract 2011 year, author — Semyonova Nataliya Albertovna, Tomsk State Pedagogical University Bulletin

The author has analyzed the experience of organizing the competition of childrens research, formulated the problems of research organization with younger children, and identified common problems in the organization of child study.

Научная статья по специальности Внеучебная работа в общеобразова-тельных учреждениях из научного журнала Вестник Томского государственного педагогического университета , Семёнова Наталия Альбертовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Семёнова Наталия Альбертовна Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») // Вестник ТГПУ. 2011. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-na-primere-konkursa-detskih-issledovatelskih-rabot-tvori-issleduy (дата обращения: 17.09).

Семёнова Наталия Альбертовна Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») Вестник Томского государственного педагогического университета (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-na-primere-konkursa-detskih-issledovatelskih-rabot-tvori-issleduy (дата обращения: 17.09).

Семёнова Наталия Альбертовна (2011). Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй»). Вестник Томского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-na-primere-konkursa-detskih-issledovatelskih-rabot-tvori-issleduy (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Семёнова Наталия Альбертовна Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») // Вестник ТГПУ. 2011. №10 С.115-118.

Семёнова Наталия Альбертовна Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») Вестник Томского государственного педагогического университета (2011).

Семёнова Наталия Альбертовна (2011). Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй»). Вестник Томского государственного педагогического университета

Во многих сферах современного общества происходят глобальные изменения. Становятся крайне востребованными люди, наделенные творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационном пространстве, умеющие успешно справляться с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Среди основных направлений обновления образовательного процесса, предлагаемых отечественными учеными в качестве приоритетных необ ходимо н азвать следующие:

личностная ориентация образования, предполагающая развитие индивидуальных способностей учащихся и студентов, учет их интересов и склонностей при выборе индивидуальной образовательной траектории;
  • усиление методологической составляющей в структуре учебного знания при организующей роли теорий, законов, принципов, моделей, понятий, величин, научных фактов; усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках; включение в учебный процесс элементов учения о способах познания и преобразования мира;
  • креативность образования, предусматривающая наличие содержания, формируемого самими студентами в виде их творческой образовательной продукции, относящейся к изучаемым дисциплинам;
  • усиление в содержании деятельностного компонента и практической направленности, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности.

  • Интерес к познанию возникает у человека с рождения. Однако со временем постепенно затухает. А ведь любому обществу так необходимы одаренные люди! Поэтому очень важно именно в раннем возрасте выявить увлеченных различными областями науки и техники детей, помочь им наиболее полно раскрыть

    свои способности, научить самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, уметь контактировать с людьми.

    Известно, что исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

    Становится очевидным, что исследовательская деятельность отвечает основным запросам современного общества, поэтому исследовательская деятельность детей должна стать неотъемлемой частью современного образования, важным направлением модернизации последнего.

    В настоящее время во многих детских учебных заведениях создаются Ученические научные общества, в которых дети под руководством педагогов занимаются исследовательской деятельностью. Однако иногда педагоги недостаточно четко представляют, что именно подразумевает под собой данная работа, каковы этапы исследования, как оформить работу и т.д. В этом случае исследовательская работа превращается в конспект неких первоисточников по заданной теме.

    В связи с вышесказанным, становится актуальным и крайне востребованным создание и проведение курсов, посвященных развитию у детей исследова­тельских навыков, обучению основ исследовательской деятельности.

    Цель курса «Основы исследовательской деятельности детей» . создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений. сопровождающихся презентаци ей, на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

    Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.

    Формировать исследовательские умения и навыки.

    Формировать библиотечно-поисковые навыки.

    Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации.

    Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.

    Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

    Создавать условия для расширения кругозора детей в области достижений отечественной и зарубежной науки.

    Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.

    Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.

    Создавать условия для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей.

    Создавать условия для профессионального общения юных исследователей, преподавателей, представителей вузовской науки.

    Прививать уважение к научной литературе и ее чтению.

    Формировать самостоятельность и волевые качества.

    Способствовать выработке организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.

    Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности, доброжелательности.

    Источники: http://scienceproblems.ru/osobennosti-formirovanija-issledovatelskoj-dejatelnosti/2.html, http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-na-primere-konkursa-detskih-issledovatelskih-rabot-tvori-issleduy, http://school-134.ru/yno/programma.htm

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Презентация спички детям не игрушки для дошкольников

    Презентация Спички детям не игрушка Презентация предназначена для внеклассного далее...

    Оригами для детей 4 5 лет видео

    Оригами для детей 4-5 лет: схемы и далее...

    Психологическое развитие детей раннего возраста

    К периоду раннего возраста относятся дети от далее...

    Дид игры детей 3 лет

    Я работаю в группе с детьми, далее...

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста курсовая

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста Характеристика внимания как далее...

    Развивающие игры для детей 3 лет паровозик

    Мультфильмы про паровозы смотреть далее...

    Задания для детей 9 лет распечатать

    Задания в картинках для далее...

    Популярные статьи