Главная » Формирование ребенка

Формирование экологической культуры детей старшего

Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наблюдения

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы присущи каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют загрязнения воды, воздуха и почвы, в результате чего люди пьют плохую воду, питаются некачественными продуктами, дышат воздухом с примесью выхлопных газов.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами дошкольного образования.

Именно поэтому бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и формирование начал экологической культуры необходимо воспитывать с ранних лет, т.к. период дошкольного детства - начальный этап формирования личности человека, его позитивного отношения к природе и окружающему миру.

Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

И.Д. Зверев отмечает, что экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей .1

Экологическую культуру детей дошкольного возраста мы рассматриваем как специфическую субкультуру определенной социальной группы.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.

В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов.

Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.2

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения мы проводим на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - капельки дождя за окном , в старшей группе - птичья столовая и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная копилка - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

Экологическая лаборатория как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время возникают разнообразные противоречия между потребностями дошкольной практики оптимизации условий экологизации педагогического процесса и отсутствием в теории достаточного количества методических рекомендаций по этому направлению работы. В связи с этим возникает необходимость осуществления исследований, направленных на определение эффективных условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологической лаборатории.

Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборато¬рии, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной дея¬тельности и доверие к науке. Исследованием данной проблемы занимаются Л. Бобылева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др.Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существую¬щих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологиче-ски грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

Любая развивающая среда, в том числе и экологическая лаборатория, состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Функциональная роль лаборатории – обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. Формы и методы работы в лаборатории – проведение исследований, экспериментирование, наблюдения.

Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе В старшей группе детского сада использование развивающей экологической среды реализует следующие цели: формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; класси¬фицировать объекты живой природы по различным признакам; обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необ¬ходимые для роста и развития растений; понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде оби¬тания; продолжение объяснения детям, чем по¬лезны животные, растения; приучать забо¬титься об обитателях уголка природы.

Экологическая лаборатория – это место, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. В дошкольном учреждении необходимо выбрать специальное помещение под экологическую лабораторию. В нем будут храниться различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым можно не только сэкономить средства, но и наглядно показать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детско¬го сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями (исследование свойств растений как живого организма). В экологической лаборатории наряду с самими материалами и пособиями для проведения опытов необходимо оборудовать полочку или стойку, где будут собраны и представлены модели-схемы проведения различных опытов, а также конспекты организа¬ции различных опытов в природе. Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация экологической лаборатории. С одной стороны, это реализация экологического подхода к организации жизни растений и животных, что будет обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта. С другой стороны, это учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учет их возрастных особенностей и возможностей. Грамотная организация предметно-развивающей среды эколо-гического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обес¬печит становление ценностного отношения ко всему живому

Таким образом, процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологической лаборатории будет осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:

– продуманного подбора объектов природы и правильного их размещения с учетом биологических особенностей и потребностей;

– учета педагогических и гигиенических требований при подборе объектов; – осуществления непосредственного контакта детей с объектами природы;

– учета эстетической стороны при размещении растений и животных; – грамотного проектирования педагогом эколого-развивающей среды в условиях экологической лаборатории.

1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средних и старших групп детского сада: метод. рекомендации / С. Н. Николаева. – М. Просвещение, 2006. – 208 с.

2. Рыжова, Н. А. Лаборатория в детском саду и дома: учебно-методический комплект. (Методическое пособие и DVD-диск) / Н. А. Рыжова. — М. Линка-Пресс, 2009. — 176 с.

3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. Академия, 2006. – 208 с.

Added By Plugin From Parameter - 362038

Похожие статьи:

Источники: http://festival.1september.ru/articles/556594/, http://soc.edurm.ru/stati/yekologicheskaja-laboratorija-kak-sredstvo-formirovanija-yekologicheskoi-kultury-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Формирование навыков чтения детей

Формирование и совершенствование навыков чтения Чтение - основное далее...

Боль ухе ребенка 3 года

Как определить, что у ребенка болят уши | Как далее...

Делать годовалого ребенка насморк

Насморк у годовалого ребенка Появление далее...

Творческие конкурсы детей вдохновение

Международный творческий конкурс далее...

Поделки из полимерной глины для детей

Мой сайт Полимерная глина с далее...

Почему новорожденный мало ест

Журнал → Почему грудной ребенок плохо ест? Давайте разберемся далее...

Смекта 3 летнего ребенка

Смекта Фармакологическое действие: Препарат природного происхождения, оказывает далее...

Популярные статьи