Главная » Формирование ребенка

Формирование картины мира ребенка

Navigation

Психологическая консультация

Inhalt

Здравствуйте, уважаемый Подписчик.

Рада приветствовать Вас снова на страничках нашей рассылки.

Вот почти и наступило лето, время, когда дети и родители проводят больше времени вместе: на даче, на море, в совместных поездках и отдыхе.
Надеюсь, что Вы тоже предвкушаете свой отдых и проведете его с радостью и удовольствием!

А сегодня давайте остановимся поподробнее на том, как вообще соотносятся мир ребенка и взрослого, как они влияют друг на друга и видоизменяются.

В этом мне поможет книга М. В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Рождаясь, малыш становится частью сложнейшей системы. «Для того чтобы научится жить и успешно действовать в мире, ему нужны пространственные и смысловые ориентиры, обобщенная схема мироздания и представление о своем месте нахождения в ней».

Помогают ребенку проделать эту колоссальную работу 3 фактора:

- влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются, прежде всего, родители, а потом и другие воспитатели

- личные усилия самого ребенка

- воздействие детской субкультуры, детской среды, традиции которой передаются из поколения в поколение, и чрезвычайно значимы в возрасте между 5 и 12 годами для понимания того, как освоить мир вокруг


Сначала, без сомнения, создание картины мира у ребенка происходит при помощи взрослого. И если родители хотят, чтобы малыш усвоил определенное мировоззрение, оно должно быть преподнесено в максимально доступной форме: песни, картины, модели поведения.

С этой точки зрения, огромное значение имеют народные традиции сказок, потешек, колыбельных. Они для ребенка просты и доступны и несут в себе модели мироздания.

Каким образом? Рассмотрим это чуть подробнее.

«Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку».

Потешки, поговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком.

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала. » - так приговаривает мать или няня, перебирая пальчики ребенка.
С психологической точки зрения, важность этих игр неоценима. Таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ своего тела.

Образ своего тела - база развития личности малыша. Одновременно тело - это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире.

В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками.

Различные пальчиковые игры вы можете посмотреть здесь:
Рузина М.С. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.

Если мы обратимся от телесных игр к другим формам материнского фольклора, например, колыбельным, то найдем там символическое представление основных пространственных координат мира.

В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель - первое собственное место ребенка в этом мире:

Висит колыбель
На высоком крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.

Ребенок же в колыбели, такой раззолоченной и нарядной - это маленькое божество, центр материнской вселенной.
Песни показывают, насколько важен ребенок для взрослых и как они готовы заботится о нем.
Действительно, главная задача младенческого периода - формирование «базового доверия к жизни» (термин, введенный Э. Эриксоном). То есть создание у ребенка уверенности, что жизнь хороша, он желанен и защищен.
Это важно, так как ребенок понесет эту уверенность во взрослую жизнь, и она придаст ему силы справляться с трудностями.

Повторюсь, в фольклоре колыбельных песен, исходной точкой отсчета становится сам ребенок, лежащий в своей колыбели.
Теперь обратим внимание, что пространство окружающего мира в песнях, а потом и в сказках, выстраивается на противопоставлении: защита - дом, опасный внешний мир - темный лес, луг, река, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.

Два мира разделены границей, она обозначается понятием «край»:

Баю - баюшки - баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток.

Тему края ребенок начинает проживать очень рано. Младенец часто лежит на чем-то высоком, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница перепада высот. Эта реальная опасность познается в течение первых двух лет жизни ребенка. И сначала край - это та граница, через которую ребенку совершенно нельзя переходить.

Далее тема «края» развивается и трансформируется в сказках. Ребенок подрос, и задачи, стоящие перед ним, усложняются: теперь край - граница, которую придется пересечь, чтобы войти в мир взрослой жизни.

Взрослым важно осознать содержание песен, сказок и речей, с которыми они обращаются к ребенку. Потому, что фольклорные образы необыкновенно емки, а словесные формулы даже похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке.

Я хотела бы, чтобы Вы, мой читатель, увидели немного с другой стороны то, что называется материнским фольклором.


Вот пока все, что хотелось затронуть в своем сегодняшнем выпуске.

Далее я продолжу рассказывать, чем могут еще помочь взрослые своему ребенку в формировании представлений о мире - зоне ближайшего развития, и о том, что делают сами дети для развития собственной картины мира.

С уважением, Баутина Екатерина.

Формирование целостной картины мира у детей на занятиях в студии мультипликации

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'file:///C:\Users\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg'
There was a problem loading image 'file:///C:\Users\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg'

Коробейщикова Елена Андреевна

Магистрант 2 года обучения, ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова , педагог дополнительного образования, МУДО Центр детского творчества Орджоникидзевского района города Магнитогорска

Формирование целостной картины мира у детей на занятиях в студии мультипликации

Аннотация: Целостное представление о мире, понимание причинно-следственных связей между явлениями природы и в обществе, необходимы для успешной жизнедеятельности человека в условиях глобализации. Детская мультипликация, как педагогическая технология, помогающая сформировать у детей целостную картину мира.

Ключевые слова: мультипликация, мировоззрение, картина мира, мозаичное мировоззрение, глобализация, мультфильм.

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством [1].

По мнению Г. В. Андрейченко, современный человек, со школы усвоивший элементы рационалистически-механистического мировоззрения, уже с большим трудом может представить реальность как упорядоченный, живой и гармоничный космос. К тому же, современная картина мира фрагментарна. Она складывается из разрозненных и плохо подогнанных друг к другу знаний и мнений, идущих из отдельных научных дисциплин и областей культуры. Все эти знания и мнения к тому же часто меняются, что, возможно, хорошо для развития культуры, но оставляет людей без убедительных ответов о цели мироздания, о смысле человеческой жизни.

В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов [5].

Мы можем наблюдать, что современная школа дает множество обрывочных знаний, которые ребенку самостоятельно сложно соединить в единую картину. Еще сложней, формирующейся психике, определить причинно-следственные связи между явлениями.

Условия глобализации, проявляющиеся в растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов друг от друга, определяют правила игры в глобальном мире [4]. В связи с этим появляется актуальная проблема формирования у человека (не только у ребенка) целостной картины мира, развитие аналитических навыков, навыков оценки происходящего с точки зрения глобального переустройства мира. Важную роль в этом процессе занимает учитель, главной задачей которого, в изменяющихся условиях, является быстрое реагирование на процессы в обществе и переход к новой концепции жизнеустройства. Перед педагогом встает серьёзная проблема. Какими методами нужно воспользоваться для того, чтобы сформировать у детей целостную картину мира? Как подготовить подрастающее поколение к новому этапу развития социума в условиях глобализации?

Методы и организация исследования

В данной статье представлен педагогический опыт о таком виде творческой деятельности детей как мультипликация и её возможности формирования целостного миропонимания у детей. За век существования мультипликации мы можем наблюдать, как сильно на это искусство влияет технический прогресс. Мультипликация, с развитием информационно-коммуникационных технологий, стала доступна сегодня каждому человеку. Развитие детской мультипликации в нашей стране и в мире подтолкнуло ведущих психологов и педагогов к появлению нового понятия в науке - мультипликационная педагогика [2]. Об этом говорит нарастающий интерес к мультипликации, появление научных статей и книг об этом направлении деятельности.

В городе Магнитогорске существует студия детской мультипликации Ия , руководителем которой является автор данной статьи. В студии с 2009 года идет непрерывная творческая работа по созданию детских мультипликационных фильмов. За это время её посетило около 300 человек, снято более 100 мультфильмов. Педагогом была поставлена задача: привить детям любовь к творчеству, воспитать гуманистическое мировоззрение, сформировать целостную картину мира. На последней задаче остановимся подробней.

Для того, чтобы сформировать целостную картину мира, необходимо дать ребенку такую информацию и в таком алгоритме, чтобы у него сложилось понимание одной части реальности (предмет, явление, событие), как частицелой реальности (мир-целостен, все явления взаимосвязаны). Только тогда, когда ребенок научится выстраивать мозаику из своих знаний, можно говорить о формировании целостного мировоззрения и миропонимания.

Мировоззрение человека можно разделить на два типа: мозаичное и калейдоскопическое [3]. У детей преобладает калейдоскопическое мировоззрение, т.е. имеются некоторые обрывочные знания из различных областей, которые не дают четкой цельной картинки. При добавлении новых элементов в калейдоскоп получается просто новый узор, новое видение. Мозаика же принципиально отличается от калейдоскопа. Она имеет точное содержание, смысл и строение.

Картина мира ребенка медийный компонент CHILDREN#39;S WORLD VIEW THE MEDIA COMPONENT Текст научной статьи по специальности Языкознание

  • КАРТИНА МИРА РЕБЕНКА ,
  • МЕДИЙНЫЙ КОМПОНЕНТ ,
  • ВОЗРАСТОСПЕЦИФИЧНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ ,
  • МЕДИАТЕКСТ ,
  • МЕДИАСРЕДА ,
  • МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ ,
  • КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • CHILDREN#39;S WORLD VIEW ,
  • THE MEDIA COMPONENT ,
  • AGE-SPECIFIC COGNITIVE STRUCTURE ,
  • MEDIA TEXT ,
  • MEDIA ENVIRONMENT ,
  • MEDIA REALITY ,
  • COGNITIVE DEVELOPMENT

Аннотация
научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Мартынкевич Д. А.

В статье осуществляется постановка проблемы изучения детского медиатекста в психолингвистическом аспекте как основы формирования медиакартины мира ребенка

Abstract 2009 year, VAK speciality — 10.02.00, author — Martynkevich D. A.

The article formulates the problem of studying the children#39;s media-text as the basis for the formation of the media world view

Научная статья по специальности Языкознание из научного журнала Мир науки, культуры, образования , Мартынкевич Д. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мартынкевич Д. А. Картина мира ребенка медийный компонент // МНКО. 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-rebenka-mediynyy-komponent (дата обращения: 17.09).

Мартынкевич Д. А. Картина мира ребенка медийный компонент Мир науки, культуры, образования (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-rebenka-mediynyy-komponent (дата обращения: 17.09).

Мартынкевич Д. А. (2009). Картина мира ребенка медийный компонент. Мир науки, культуры, образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-rebenka-mediynyy-komponent (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мартынкевич Д. А. Картина мира ребенка медийный компонент // МНКО. 2009. №2 С.46-49.

Мартынкевич Д. А. Картина мира ребенка медийный компонент Мир науки, культуры, образования (2009).

Мартынкевич Д. А. (2009). Картина мира ребенка медийный компонент. Мир науки, культуры, образования

Источники: http://www.gorod-psy.ru/content/view/125/39/, http://cdtor.ru/tekhnicheskij-otdel/publikatsii/1006-formirovanie-tselostnoj-kartiny-mira-u-detej-na-zanyatiyakh-v-studii-multiplikatsii, http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-rebenka-mediynyy-komponent

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Уроки английского языка детей 6 лет

Английский для детей Изучение иностранных языков тренирует далее...

Стих про детей дошкольников

Новогодние стихи для детей 2017 Долгожданный Новый годМы встречаем далее...

Влажный кашель у ребенка без температуры

Причины возникновения кашля у ребенка Родители всегда волнуются, когда далее...

Программа эмоциональный мир детей

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 далее...

Формирование творческой активности детей

Развитие творческой активности далее...

Формирование грамматического строя детей алалией

Особенности психического и речевого развития при моторной алалии При данном далее...

Значение предметной деятельности развитии ребенка

Предметная деятельность: сущность, значение для далее...

Популярные статьи