Главная » Формирование ребенка

Формирование личности ребенка начинается

Формирование характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

- взрослых со взрослыми,

- взрослых с детьми,

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный комплекс двоечника : ребенок перестает стараться, потому что он все равно двоечник .

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое нововведение в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их антагонисты .

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

- суждения окружающих людей о жизни,

- поступки окружающих людей,

- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

- кино и другие медиа-образы,

- господствующая идеология в обществе.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Развитие личности ребенка

Опубликовано: Апрель 13th, 2015

Любой педагог или психолог, скажет Вам, что при общении с ребенком следует уважать, и воспринимать его, как личность. Но что значит личность? Как можно способствовать развитию личности?

Психология, как социальная наука дает разнообразные определения личности. Например, один из вариантов определяет «личность» -это человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.

Каждого человека можно назвать индивидом, однако не каждый индивид достоин, называться личностью. Индивид в процессе развития превращается в личность, но это случается постепенно, под влиянием множества факторов.

Основные этапы развития ребенка

В зависимости от возраста человека, можно определить основополагающие этапы формирования личности:

  • 0-3 лет ранний детский;
  • 4-11 лет дошкольное и школьное детство;
  • 12-15 лет отрочество;
  • 16-18 лет юность.

Начальный этап формирования будущей личности

Еще в перинатальном периоде, то есть до рождения, закладывается основная перинатальная матрица, на основе которой будет происходить развитие личности.
Станислав Гроф – известный американский психолог и психиатр, работал над теорией о базовых перинатальных матрицах. В ее основе лежит утверждение, что ребенок, переживая определенные эмоции до рождения, в процессе появления на свет, и послеродовом периоде, записывает всю информацию на четыре основные матрицы, которые и влияют на его дальнейшее развитие.

Если малыш был желанным, его рождения ждали с радостью и трепетом, если он рожден естественным путем, не получил при этом никаких родовых травм, то он получает огромный потенциал в будущем развитии и адаптации. Чего нельзя сказать о детях, которые испытали трудности еще на этапе вынашивания и рождения.
Только родившись, младенец вынужден вступить в контакт, пока еще с чужим и враждебным для него миром. Он попадает в совершенно новый мир, наполненный громкими звуками, ярким светом, людьми. Именно в этот момент и начинается формирование личности, малыш еще не может выразить свои чувства и эмоции, но уже постепенно познает окружающий его мир.

Развитие ребенка от рождения до 3-х лет

На ребенка в период до 3-х лет огромное влияние оказывает его семья, так как это является в этот период жизни основной социальной средой, в которой происходит общение и воспитание малыша. Нужно понимать что от того какие основные жизненные ценности превалируют в семье, такие основы для дальнейшего развития и получает личность. Если в семье ценится уважение друг к другу, взаимопонимание, то и маленький человечек будет расти нежным, заботливым, честным.

Основные фазы развития личности:

  • индивидуализация – период противопоставления себя окружающим, осознание собственного «Я»;
  • адаптация – это процесс освоения основных простейших навыков, ознакомление с речью;
  • интеграция – развитие таких навыков как управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

В тех случаях, когда при переходе в следующий возрастной этап, у ребенка не закончился этап «интеграция» предыдущей фазы, то может возникнуть кризис, в данном случае «кризис трех лет».

Развитие ребенка 4-11 лет

Для ребенка – дошкольника, основной социальной группой для формирования навыков становится коллектив группы в детском саду. Общение с детьми и воспитателями оказывает влияние на личность ребенка и ее развитие. В этот период ребенок должен усвоить нормы поведения, особенности общения с людьми, научиться соблюдать порядок и дисциплину.

Ребенок, пытаясь проявить себя, может выбрать два пути: позитивный – основой которого является демонстрация навыков и умений, и негативный – шалости и проказы. В этот период формирования личностных особенностей для него важно мнение не только родителей, но и воспитателя.
Младший школьный возраст характеризуется теми же тремя фазами развития, что и дошкольный период. У ребенка меняется социальная группа, теперь это школа, и для него становится важной оценка педагога, а также мнение сверстников.

Развитие ребенка 12 -15 лет

Для подросткового периода развитие происходит несколько иначе, чем раньше, теперь происходит изменение самой группы. Ребенку становится важно мнение компании сверстников, появляются занятия вне стен школы. В этот период мнение сверстников становится более весомым, зачастую отодвигая на задний план точку зрения, высказываемую родителями или учителями.

На этом этапе развития у подростков часто возникает кризис, который провоцируется слишком высокой изменчивостью социальной группы. В это время ребенок стремиться делать все по-своему, получает опыт, учится на своих ошибках и промахах.

Развитие ребенка 16-18 лет

Считается, что в 18 лет личность человека уже полностью сформирована, и что-то поменять уже практически невозможно, хотя в случае необходимости характер еще поддается некоторой коррекции.
Поэтому очень важной задачей для родителей и педагогов стоит своевременное обучение детей нормам морали и правилам поведения, привитие морально – этических ценностей, пока личность еще находится в процессе развития.

Формирование личности ребенка, процесс формирования личности.

Формирование личности ребенка начинается уже с самого его рождения. С первых дней именно семья принимает активное осознанное и неосознанное участие в формировании личности малыша. Сначала ребенок смотрит и примеряет на себя манеру поведения родителей, сестер и братьев, бабушек и дедушек. Лишь со временем в жизнь ребенка входит садик, школа, компания, но даже тогда именно семья активно влияет на ребенка.

1. У ребенка начинается формироваться мнения о себе самом. Своими похвалами или критикой окружающие люди отвечают на вопрос ребенка «Кто Я же такой?». Разного рода высказывания и характеристики влияют на формирование личности ребенка. Неприятные слова могут больно ранить и обидеть ребенка, повлиять на самооценку.

2. На каком-то жизненном этапе маленький человек уже замечает половое различие мужчин и женщин. Начинает осознавать, что он также относится к какому-то виду. На этом этапе формировании личности ребенка важно продемонстрировать правильную модель поведения матери и отца.

3. Ребенку важно ощутить себя нужным в этой жизни, почувствовать свою индивидуальность и значимость. В процессе формирования личности родители могут помогать ребенку в открытии всех его способностей и талантов.

4. На формирование личности влияет процесс общение ребенка в социуме. Важно, чтобы правила и нормы поведения в коллективе соответствовали представлению самого ребенка об окружающем мире.

5. В процессе формирования личности ребенка родителям следует воспитывать чувства. Чувства – это так же проявления индивидуальности и уровень развития культуры в человеке. Любознательность, радость, сострадание, дружелюбие, любовь, удивление и другие чувства влияют на формирование личности.

6. В процессе формирования личности формируется и характер. Именно на формирование характера влияет самооценка ребенка, отношения в коллективе, отношения внутри семьи. Характер формируется на основе стойких индивидуальных особенностей ребенка. Характеров считаются не все стойкие особенности, а только существенные.

На эту тему написано уже масса курсовых, кандидатских и докторских диссертаций, в том числе. Если у вас возникли проблемы с написанием докторской, вы можете сделать заказ заказ докторской диссертации перейдя на сайт по этой ссылке.

Комментарии

Источники: http://azps.ru/articles/cmmn/formirovanie_haraktera.html, http://anima-vita.ru/2015/04/razvitie-lichnosti-rebenka/, http://www.nlp-system.com/formirovanie-lichnosti-rebenka-process-formirovaniya-lichnosti.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Доктор комаровский советы для семи восьмилетних детей

Лямблии и лямблиоз далее...

Ознакомление дошкольников правами ребенка

Азбука преподавания прав человека в далее...

Ребенок 6 лет плохо

Очень плохо ест ребенок Альба,спасибо за ссылку(просто все не успеваю далее...

Интеллектуальные вопросы для детей 10 12 лет

Интеллектуальные вопросы для школьников Цель: далее...

Социальный портрет ребенка дошкольника фгос

«Социальный портрет дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС» «Социальный далее...

Поэтапное рисование детей 6 лет

Обсуждения Олеся. Рисование цветными карандашами для далее...

Влияние на формирование личности ребенка

Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное далее...

Популярные статьи

x