Главная » Формирование ребенка

Формирование личности ребенка нарушением слуха

Особенности развития детей с нарушением слуха

Сурдопедагог проводит занятие со слабослышащим ребенком

Журнал «Отоскоп» продолжает цикл статей Н. Зиминой о психологических аспектах проблем, связанных с нарушениями слуха (см. статьи «Слуховые ощущения» и «Особенности развития мышления у слабослышащих детей» ).

Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 - 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь

Развитие личности и самосознания детей с нарушенным слухом

Развитие личности и самосознания ребенка с нарушенным слухом протекает в условиях нарушенного общения с окружающими, замедленного восприятия поступающей информации, частичной или полной невозможности перенять социальный опыт других людей.

Личность представляет собой результат процессов общественного, исторического и онтогенетического развития, единую целостную систему психических процессов человека, которая придает его поведению устойчивость. Основу личности составляют отношение человека к миру и осуществляемая им деятельность.

В качестве внутренних систем регуляции личности выделяют:

  • самосознание, которое включает в себя образ собственного Я , Я-концепцию, самооценку и уровень притязаний;
  • мотивационную сферу – потребности, интересы, направленность.

Развитие самосознания нормально слышащего ребенка

У нормально слышащих детей развитие самосознания определяется их социальным опытом и способностью перенимать опыт взрослых. В своем развитии самосознание нормально слышащего ребенка проходит следующие стадии.

  • Осознание своей тождественности, отделение себя от других наступает примерно к 11-12 месяцам.
  • Осознание себя как отдельного деятеля происходит примерно в возрасте 3 лет.
  • Осознание собственных психических процессов и способности управления ими – к младшему школьному возрасту.
  • В период юности происходит осознание моральных ценностей, нравственных норм, гуманного отношения к человеку.

Развитие самосознания глухонемого ребенка

Ребенок, имеющий нарушения слуха, в первые два года жизни оказывается в трудном положении по отношению к людям, его окружающим, и действительности в целом. Нарушение общения затрудняет формирование самосознания и других личностных образований, изолируя его от общества. На ранних этапах развития при оценке себя как такового ребенок пользуется ценностным рядом и оценками его родителей, они же служат эталоном для оценки других людей и явлений. В дальнейшем на формирование самооценки и самосознание ребенка существенное влияние начинают оказывать педагоги школ для глухих и слабослышащих детей, сверстники.

Становление первого этапа развития самосознания глухонемых детей происходит несколько позже, чем у нормально слышащих детей. Дети с нарушением слуха начинают отделять себя от других детей и выделять качества других людей примерно к 1,5 годам. В этот период ребенок может показывать части своего тела, указывать пальцем на себя и родителей, а также показывать похожие части тела как на себе, так и на родителях или куклах.

У ребенка с нарушенным слухом сильно отстает в развитии предметная деятельность, он позднее начинает осознавать себя как деятеля. Замедление в формировании познавательных процессов и эмоций приводит к более позднему наступлению последующих этапов формирования личности и самосознания.

Формирование самооценки

Формирование самооценки – сложный процесс, состоящий из ряда этапов и закономерностей. На каждом этапе ребенок занимает то или иное место в обществе, а значит, и самооценка зависит от ступени, на которой находится развивающаяся личность. На каждом этапе формирования личности самооценка будет зависеть не только от отношения ребенка к себе и отношения к нему других, но и от тех требований и ожидаемого поведения, которое предъявляет к нему общество, в частности те или иные его институты, например семья, детский сад, школа и т.п.

Самооценка лежит в основе любой деятельности, влияет на процессы саморегуляции, определяет уровень притязаний и степень развития межличностных отношений.

Психологические исследования показывают, что процесс формирования самооценки у глухих и слабослышащих детей проходит те же стадии, что и у детей с нормальным слухом, только с задержкой на 2-3 года.

От самооценки зависят отношения человека с окружающими его людьми, отношение к успехам и неудачам, а значит, и к деятельности в целом.

Самооценка определяет процент эффективности труда, от нее зависит уровень притязаний, степень трудности тех задач, которые перед собой ставит человек. Расхождение между возможным и достижимым ведет к снижению уровня самооценки, влияя тем самым на ее адекватность. Самооценка также оказывает влияние на восприятие человеком деятельности других людей.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее меняются его самооценка и уровень притязаний. От года к году дети начинают оценивать себя более адекватно, однако на разных этапах развития формирование адекватной самооценки и степени притязаний требует коррекции со стороны взрослых. Дети с любыми физическими нарушениями, в том числе и с нарушенным слухом, имеют изначально неадекватную самооценку, определяемую ими самими выражениями по типу я не такой, как все остальные дети или выражениями родителей ты это сам не сделаешь и лучше не берись , так и словами я лучший или мой ребенок один такой на Земле .

Чем лучше сформировано самовосприятие у ребенка с нарушенным слухом, тем легче ему будет войти в общество и быть его полноправным членом.

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .

Особенности развития личности детей с нарушением слуха.

Личность ребенка формируется постепенно в процессе коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения социального опыта.

Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка.

Акустическое восприятие имеет большое значение в формировании эмоциональной сферы. Ребенок с нарушением функций слухового анализатора зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия.

В. Петшак отмечает замедленное формирование самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с нарушением слуха. При неблагоприятном социальном окружении у ребенка с недостатками слуха могут развиться такие негативные черты характера, как эгоцентричность, ригидность, повышенная внушаемость, импульсивность.

Правильно построенная коррекционная работа способствует формированию у детей тонкого понимания окружающей действительности, личностных особенностей других людей и межличностных отношений. Сурдопсихолог привлекает внимание ребенка к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи. Большое значения для формирования личности ребенка играет семейное воспитание. В зависимости от того, имеются ли у родителей нарушения слуха, сурдопсихолог дает соответствующие рекомендации по воспитанию ребенка.

Важную роль в развитии эмоциональной сферы глухого ребенка играет воображение и внутренняя речь. Эта способность очень хорошо развивается в процессе прочтения художественной литературы, когда проявляется интерес к переживаниям героев произведений.

Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, награждена медалью Ветеран труда , представитель педагогической династии

Источники: http://www.otoskop.ru/rus/2011/05/osobennosti-razvitiya-detej-s-narusheniem-sluxa/, http://vitaportal.ru/pulmonologiya-i-otolaringologiya/razvitie-lichnosti-i-samosoznaniya-detej-s-narushennym-sluhom.html, http://www.altai-school.ru/index/osobennosti_razvitija_lichnosti_detej_s_narusheniem_slukha/0-93

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Творческая одаренность детей дошкольного возраста

Концепция развития одаренности детей далее...

Роль семьи в формировании ребенка дошкольника

Роль семьи и детского сада в воспитании далее...

Развод ребенку 1 5 года

Возможен ли развод в семье с ребенком далее...

Спицами детей 8 лет

Вяжем носки спицами. Понадобится 5 спиц. Я использую для далее...

Программа развития дополнительного образования детей

Утверждена Концепция развития дополнительного образования далее...

Строить игра детей 5 лет

Игры «Строить дома», играть онлайн бесплатно С чего далее...

Необычная математика для детей 7 8 лет

Необычная математика Жени Кац далее...

Популярные статьи

x