Главная » Формирование ребенка

Формирование навыков чтения детей

Формирование и совершенствование навыков чтения

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать.

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения. На каждом уроке чтения организую учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели: научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
  • формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие творческих способностей детей;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения. По мере их совершенствования все больше места на уроках отвожу работе с текстом, формированию приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Ребенок, неовладевший навыками чтения в начальных классах, не в силах освоить программу в среднем звене. Нечитающий ребенок - проблема школы.

Как же сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? С чего начать?

Прежде всего определяю факторы, мешающие быстрому чтению:

1. Регрессия - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный.

2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию)

4. Неумение найти главное в тексте.

5. Отсутствие внимания.

Работа по преодолению этих трудностей начинаю с первых уроков обучения грамоте, на которых идет формирование навыков чтения, и продолжаю в последующих классах на уроках чтения. В процессе обучения применяю специальные приемы и упражнения, влияющие на технику чтения, осмысление, выразительность:
  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову, правильное чтение;
  • упражнения, развивающие скорость чтения.

Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Цели: тренировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием и дикцией, совершенствовать произношение гласных и согласных звуков.

Урок обучения грамоте и урок чтения начинается с фонетической зарядки. В фонетическую зарядку включаю упражнения на выделение ударного слога голосом, чистоговорки, скороговорки, игры Лесенка , Дополни до слова , Упражнения на правильное произношение звуков.

Этап 1. Работа с отдельными звуками.

Дети сначала просто прочитывают текст, а затем читают, обращая внимание на ударение.

Дети читают, начиная с О. а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.

Упражнение 3. Работа с согласными звуками.

Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

Этап 2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.

Все будет хорошо.

Начинаем мы игру.

Этап 3. Чтение скороговорок.

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе, без каких-либо затруднений. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, отрабатывается чистота звука и интонация.

Развитие техники чтения (комплекс приемов и упражнений).

Для того чтобы повысить технику чтения, пользуюсь методом динамического чтения. Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение Фотоглаз . За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: Найди лишнее слово , Раздели слова на две группы .

Задания на увеличение поля зрения.

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2. При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.

3. Путешествие в слово .

Последняя буква одного слова является началом следующего.

4. Путаница Найди начало и конец слова .

Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.

6. Чтение по таблице.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

5. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

ьтатич ьтему ошорох каК

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

© ИД «Первое сентября». 2003–2016
Цифровые технологии в образовании

Адрес: ул. Киевская, 24. Москва. Россия. 121165. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Формирование основных компонентов навыка чтения у младших школьников

Автор. Манчук Алла Викторовна,
учитель-логопед МОУ Сланцевский центр диагностики и консультирования (МОУ СЦДиК ) Лен. обл. город Сланцы

Известно, что процесс овладения техникой чтения, прежде чем превращается в автоматизированный навык, проходит несколько этапов. Согласно классификации Т.Г.Егорова, получившей признание среди педагогов, процесс формирования навыка чтения имеет следующие этапы:

1) овладение звукобуквенными обозначениями; 2) слогоаналитическое (или слоговое) чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение.

В современной общеобразовательной школе литературное чтение в начальных классах является составной частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начального обучения чтение является одновременно целью и средством обучения, воспитания и развития учащихся. Формирование навыка чтения одновременно способствует развитию мышления и речи школьников расширению их знаний и представлений об окружающем мире. Учащиеся с задержкой психического развития, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения; недостаточно понимают смысл прочитанного; во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок. Слабая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире и бедностью словаря, имеет следствием недостаточное понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Все эти недостатки осложняют понимание прочитанного материала и, следовательно, тормозят накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, отрицательно сказываются на общем и речевом развитии учащихся, в особенности – связной речи.

Трудности, испытываемые детьми при овладении чтением, обусловлены рядом факторов

Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приема и переработки воспринимаемой информации; сложности установления взаимных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами; низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации; слабость самоконтроля.

К психолого-педагогическим факторам можно отнести крайне низкую готовность детей к учебной деятельности на уроках чтения, несформированность мотивации к данному виду деятельности. Для успешного начала школьного обучения необходим определенный уровень школьной зрелости, в том числе и готовности к деятельности на уроках чтения.

Дети с ЗПР приходят в школу обычно не только не умея читать, но и не имея достаточной готовности к работе на уроках чтения. Они плохо знают доступные их возрасту сказки, затрудняются в установлении простейших логических связей в текстах. Воспринятые на слух художественные произведения усваиваются ими недостаточно и ненадолго, не вызывают необходимого эмоционального отклика. Все эти особенности, а также несформированность звукобуквенного анализа затрудняют овладение детьми навыком чтения и требуют специально организованной коррекционной работы. Характерная для учащихся недостаточная сформированность звукового анализа приводит к выраженным недостаткам техники чтения. Несмотря на сниженную познавательную активность, выявленную у этих детей, с самого начала обучения им свойственно стремление понять смысл читаемого.

Во втором классе дети находятся на этапе формирования синтетических приемов чтения, однако они возвращаются к слоговому способу, когда встречают незнакомые или трудные слова, непривычные обороты речи. Поскольку в этот период наблюдается развитие звукового анализа, при чтении возникают повторы (читают «заз-заз-венела», «пох-хло-пал»), необоснованные паузы, вызванные перечитыванием «про себя».

К третьему классу у учеников постепенно формируется чтение целыми словами. Слоговое чтение возвращается в случае переноса слова на следующую строку. Расположение частей слова на противоположных сторонах страницы требует от учащихся дополнительного напряжения и внимания, тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание смысла прочитанного.

В третьем классе у большинства школьников с ЗПР наблюдается, на первый взгляд, парадоксальное явление — развитие темпа чтения останавливается, а иногда даже замедляется, но при этом происходит заметное совершенствование понимания смысла прочитанного. Эта особенность отличает детей с задержкой психического развития как от нормативно развивающихся детей, так и от умственно отсталых.

При чтении связного текста у учеников не вызывают трудностей односложные слова (союзы, предлоги), двусложные слова различных слоговых структур, трехсложные слова. Но при усложнении смысловой структуры текста у некоторых учеников еще наблюдается замедление скорости чтения.

Переход от низшей ступени овладения навыком чтения на более высокую у детей с ЗПР происходит замедленно и с заметным отставанием по срокам в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками.

Затруднения в чтении у учеников третьих классов — в основном это смысловые замены. Наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при чтении многосложных (четырех-, пяти-, шестисложных) и редко употребляемых слов. Ошибки ударения наблюдаются в словах, значение которых школьники до конца еще не осмыслили, а также в тех, которые редко встречаются в их собственной речи и речи окружающих. При накоплении лексического запаса, развитии у учащихся связной речи снижается количество ошибок при чтении.

К окончанию начальных классов у школьников с задержкой психического развития значительно сокращается общее количество ошибок. Наиболее характерными ошибками остаются повторения и смысловые замены.

Изучение формирования основных компонентов навыка чтения позволило выявить характерные особенности становления данного навыка у детей с ЗПР. Все компоненты навыка чтения формируются замедленно, с трудом, поэтому необходима систематическая коррекционно-развивающая работа с учителем-логопедом и работа ребенка с родителями дома.

В целях эффективного формирования основных компонентов навыка чтения детей, важно направить работу на:

активизацию развития звукового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения;

коррекцию нарушений произносительной стороны речи в целях предупреждения ошибок, замен, искажения при чтении;

формирование мотивации к чтению и читательской деятельности в целом;

совершенствование технологии обучения технике чтения;

развитие понимания читаемых текстов в единстве с общим и речевым развитием и особенно, связной речи детей;

актуализацию жизненного опыта детей при анализе содержания прочитанного;

совершенствование интонационной стороны речи на основе обучения чтению по ролям, драматизации прочитанных текстов.

На заседании педагогического совета Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната #8470; 43 рассматривались причины несформированного навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта и пути их устранения.

Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А. Сухомлинский

Чтение - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющих общий характер, используемых учениками при обучении.


Научить детей правильному, беглому, сознательному, выразительному чтению - одна из главных задач начальной школы. И эта задача чрезвычайно актуальна в условиях специального обучения детей с особенностями психофизического развития. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании, развитии и коррекции основных психических функций ребёнка.


Обучение чтению приобретает особую коррекционную направленность в условиях специальной школы, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации ее выпускников. Именно этой теме был посвящён педагогический совет Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната #8470; 43 (директор Московченко Л.Н. заместитель директора по учебно-воспитательной работе Толстая И.Ф. ), задача которого заключалась в том, чтобы ещё раз рассмотреть причины несформированного навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта и пути их устранения.


В дефектологии вопросами формирования чтения у умственно отсталых детей занимались М. Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р. С. Левина, В.Г. Петрова, Р. И. Лалаева и другие. Следует обратить внимание, что чтение учащихся с нарушением интеллекта характеризуется большим количеством ошибок и их стойкостью. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи учащихся специальной школы приводит к нарушению сознательного чтения. Дети испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у них прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения; отмечается характерное фрагментарное усвоение читаемого материала.


Обучение чтению учащихся младших классов специальной школы является наиболее трудной задачей для педагогов. Если у ребёнка начальной школы спросить, что он больше всего на свете любит делать, наверное, мало кто ответит, что он любит читать. Тем не менее, начальная школа должна формировать у учащихся интерес к чтению, навыки осмысленного прочтения; способствовать их литературному и нравственно-эстетическому развитию.


Процесс формирования навыка чтения у детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением в три раза дольше, чем дети с интеллектуальной нормой. Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера: нарушениями пространственных представлений; зрительно-моторной координации; нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; нарушением произвольного внимания и памяти; нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, в пространстве, во времени и в речи.


Уроки чтения в младших классах специальной школы организуются как объяснительное чтение. В 1 классе у детей формируют навыки правильного послогового чтения, во 2 классе продолжается работа по развитию послогового чтения и формируется умение читать целыми словами, в 3 классе продолжается работа по переходу на чтение целыми словами, начиная с 4 класса дети должны читать целыми словами и навык чтения должен характеризоваться следующими качествами: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.

Представленные материалы из опыта работы Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната #8470; 43 будут полезны педагогам-практикам, руководителям специальных и инклюзивных школ, руководителям методических объединений учителей начальных классов.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/534566/, http://kokarevala.narod.ru/index/0-86, http://donippo.blogspot.com/2015/02/blog-post_121.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Наличие системы работы одаренными детьми

Консультация на тему: Аналитическая справка о наличии системы далее...

Простая игра детей 6 лет

Играть в бесплатные игры Spider далее...

Аллергия у двухмесячного ребенка

Акне новорожденных (прыщики). Как далее...

Серое пятно на белке у ребенка

Пятно на белке глаза: причины далее...

От рвоты таблетки для 5 лет ребенку

Метоклопрамид Фармакологическое действие: Метоклопрамид является специфическим блокатором дофаминовых рецепторов, а далее...

Вратарские перчатки детей 10 лет

Всего пятьдесят лет назад вратарские перчатки были диковинкой. Голкиперы далее...

Горчица в носки ребенку от насморка

Лечение горчицей в носки кашля В народной медицине существует много далее...

Популярные статьи