Главная » Формирование ребенка

Формирование осанки детей младшего школьного возраста

Формирование осанки у детей младшего школьного возраста

Студента 5 курса 511 группы института физической культуры и спорта Марьина ВиталияСергеевича Формирование осанки у детей младшего школьного возраста.

Актуальность Физическое развитие детей невозможно оценить без знания анатомо-физиологических особенностей детского организма.

Основы гармоничного физического развития служат осанка, формирование которой на уроках физической культуры и других уроках следует уделять пристальное внимание.

Уроки физической культуры должны носить оздоровительный характер так как хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьника возможное только при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.

При анализе показателей здоровья у современных школьников констатируется, что наиболее частыми отклонениями в здоровье являются изменения в развитии опорно-двигательного аппарата и, в первую очередь, эти нарушения отражаются в изменении свода стопы и осанки.

За период обучения в школе число учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по данным доступной литературы увеличивается в более чем в два с половиной раза.

Таким образом, проблема нарушения осанки школьников остается актуальной и требует внимания со стороны специалистов различных специальностей (врачей, педагогов).

Объект и предмет исследования

• Объект исследования: изучение осанки у детей младших (1-3) классов.

• Предмет исследования: изучение влияния занятий физической культуры на формирование правильной осанки у детей младших классов (1-3 классы).

Цель исследования Цель исследования: определить влияние занятий физическими упражнениями у детей младшего школьного возраста (1-3кл.) на формирование правильной осанки.

Задачи: Цель работы определила следующие задачи: - анализ доступной литературы по актуальности вопроса изучения осанки у современных детей младшего школьного возраста.

- исследование антропометрических показателей у детей младшего школьного возраста(1-3кл.) и состояния осанки до и после применения специфической её коррекции.

- изучение влияния определенных корректирующих упражнений, элементов лечебной физкультуры и применение подвижных игр на состояние антропометрических показателей и осанки в наблюдаемой группе.

Гипотеза исследования В основу исследований была положена гипотеза, согласно которой формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий: выполнение обязательной ежедневной утренней гимнастики дома, выполнение гимнастических упражнений до учебных занятий в школе, использование на 2-3 уроках физкультминутки, дополнительных занятий специальными гимнастическими упражнениями не менее 30-40 минут в школе по 2-3 раза в неделю, выполнение домашних заданий включающие рекомендованные корригирующие упражнения в соответствии с видом нарушений осанки.

Обследовались учащиеся младших классов (1-3 классы) МОУ СОШ №67 г.

Исследования проводились в течении с сентября 2014 и по февраль 2015 учебного года.

Сравнительная характеристика средних показателей физического развития и нарушения осанки.

Окружность грудной клетки, см.

Количество детей с нарушением осанки в абсолютных величинах Кол-во детей с нарушением осанки относительных До применения корригирующих упражнений 32,6138,1661,31240% После применения корригирующих упражнений 32,9139,261,91030% На основании полученных данных мы сделали следующие выводы: 1.

при анализе доступной литературы установлено, что комплексное воздействие корригирующих упражнений с элементом лечебной гимнастики, плавание, индивидуально подобранные игровые мероприятия положительно влияет на формирование опорно-двигательного аппарата.

изучены показатели антропометрии у детей младшего школьного возраста (рост, вес, окружность грудной клетки), а так же состояние осанки до и после применения корригирующих упражнений, лечебной гимнастики и подвижных игр в течение 6 месяцев.

При анализе полученных результатов антропометрических параметров в наблюдаемой группе детей младшего школьного возраста до и после применения корригирующих упражнений, элементов лечебной гимнастики, и подвижных игр достоверных различий не выявлено (Р 0,5).

Проведен сравнительный анализ полученных результатов состояния осанки, при котором установлено, что в периоды до и после применения корригирующих упражнений, лечебной гимнастики и подвижных игр в течение 6 месяцев отмечается снижение количество детей с нарушением осанки на 10 %.

Таким образом, положительные результаты состояния осанки у детей младшего школьного возраста дают основание думать, что нарушения осанки поддаются коррекции.

Следовательно, можно рекомендовать к использованию описанные выше упражнения корригирующего характера для предупреждения и профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.

Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

онлайн

Статья (1,2,3,4 класс) на тему:
Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в

жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.

Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста.

Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей по-прежнему является актуальной.

В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений;

1) формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней;

2) гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой

З) развитие гибкости;

4) формирование навыка рационального дыхания, совершенствование функциональных возможностей дыхательной системы;

5) нормализация эмоционального статуса;

6) коррекция функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путём длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умения принимать и сохранять положение правильной осанки.

В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий — уроков по физической культуре, утренней зарядке, гимнастики, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. В течение всего урока при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки.

Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание рассматривать гимнастику как своего рода осанки”.

При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдаётся упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами — гимнастической палкой, мячом, обручем.

Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения — образование прочного двигательного навыка, доведенного до определённой степени совершенства.

движение можно считать освоенным в том случае, если ребёнок правильно выполняет его и в привычных стандартных условиях, и в непривычных.

Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трёх этапов обучения, каждый из которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам средств и методов физического воспитания.

Примеры строевых упражнений с игровыми заданиями.

1. “Чья команда быстрее построится?”

2. “Поход оловянных солдатиков”. (Ходьба в колонне по одному, сохраняя дистанцию — на вытянутые руки. По сигналу дети останавливаются, а учитель проверяет сохранение дистанции в строю и осанку детей и поправляет тех, кто стоит неверно)

3. “Филин”, “Чайки”, “Аист”, “Танец журавлей” и т. д.

Учитывая, что все упражнения, связанные с проявлением равновесия требуют от детей сосредоточенность, внимания, волевых усилий, они должны проводиться по возможности раньше, до упражнений на силу или выносливость.

Комплекс общеразвивающих упражнений у стены:

«Кукла» в коробке стоит в витрине;

«Кукла смотрит по сторонам”;

«Кукла понимает и опускает ручки”;

«Кукла приседает», «Шагающая кукла»;

«Кукла сгибает ножки”;

Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями. Заболеваемость детей, посещающих школьные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. В этом возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача выявления нарушений осанки, поиска эффективных методов их предупреждения и коррекции. Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой). Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.
Поддержание правильной позы требует систематичности и повторяемости. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.


Тема: Методы профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.


Объект исследования:профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.


Предмет исследования: методы профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.


Цель исследования: изучение методов профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.

  1. Изучить научно-методическую литературу
  2. Интервьюировать специалиста
  3. Апробировать методы профилактики нарушения осанки у детей младшего школьнго возраста.
  4. Создать рекомендации для школьников младшего школьного возраста

Гипотеза: Систематическая работа по профилактике нарушений осанки у детей школьного возраста будет эффективной если использовать следующие методы:

  • ЛФК
  • Физические упражнения, дыхательная гимнастика
  • Массаж
  • Плавание

Практическая значимость: методы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста дают возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки. По результатам работы опубликованы научно-практические рекомендации.

Источники: http://ppt-online.org/15131, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/08/01/formirovanie-pravilnoy-osanki-u-detey-mladshego-shkolnogo, http://www.openclass.ru/node/180940

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игры формирование личности ребенка

Значение игры для всестороннего развития личности далее...

Красное пятно с пузырьками у ребенка

27 мар 2013, 22:11 блин, полчаса назад как далее...

Дискотеки детей 11 лет

Дискотека для детей с бумажным далее...

Слушать песни про животных для детей

Английские детские песни далее...

Логические занятия для детей 4 5 лет

Логические игры для детей 4–5 лет Считается, что именно в далее...

Новорожденный тужится кряхтит плачет

Почему кряхтит новорожденный и далее...

Ребенка рвет соплей горле

Что делать, если кашель вызывает далее...

Популярные статьи