Главная » Формирование ребенка

Формирование представлений детей с нарушением интеллекта

«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта»

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Следовательно, анализ особенностей представления умственно отсталых детей об окружающем во многом основывается на данных возрастной психологии и дефектологии. Большое значение имеет дошкольная олигофренопедагогика, которая опирается на знания о своеобразии психического развития при наличии раннего органического поражения центральной нервной системы.

Приоритетной задачей олигофренопедагогики становится их социальное развитие в целом. В детском саду создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

-возникновению желания познавать окружающий мир;

-развитию их социального поведения;

-расширение круга общения, овладению всеми возможными средствами коммуникации;

-формирование культурных навыков, усвоение социальных норм и правил.

Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.

Этим объясняется актуальность темы: «Особенности представлений об окружающем умственно отсталых детей».

Задачами работы, решение которых необходимо для достижения цели, являются:

1) проанализировать психолго-педагогическую и методическую литературу по данной теме

2) рассмотреть особенности психического развития умственно отсталых детей,

3) выявить особенности представления умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира,

4) рассмотреть основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире.

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27. Второй - использовать при формировании представлений информационные технологии. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2. С. 61-66.

Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования ПД. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4. С. 47-53. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М. 1997.

Основным эффектом коррекционно - развивающей работы можно считать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня ПД. С помощью описанных приемов коррекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем, предупредить механическое запоминание материала. Предпосылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности ПД ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 30-35.

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

Детский дом – интернат для умственно отсталых детей №24

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Чумакова, И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]. кн. для педагога-дефектолога / И.В. Чумакова. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 88 с. ил. - (Коррекционная педагогика).

В книге раскрываются вопросы онтогенеза развития дочисловых представлений, изучения особенностей развития дочисловых представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. В данной работе даны конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Книга будет интересна педагогам -дефектологам, студентам деф. вузов, родителям, воспитывающим детей с нарушением интеллекта.

Упоминаемые в работе нарушения

НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
Умственная отсталость
Легкая умственная отсталость
Дебильность
Олигофрения

Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Систематизация по направлению исследования

Научно-методическое обеспечение системы дошкольного воспитания детей с различными нарушениями развития

Актуальность для практики специального образования

3 этап - Интеграция специального и массового образования

Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

  • Файл формата zip
  • размером 91,71 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем tokareva1985 24.11 18:03
  • Отредактирован 26.11 15:02
  • Скачан 55 пользователями

РГПУ им. А.И.Герцена, 60 стр. 1999 г.
Специальность - олигофренопедагогика
содержание работы:
Проблема развития представлений о времени у детей с интел-лектуальной недостаточностью в психолого-педагогической литературе.
- Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков младшими умственно отсталыми школьниками.
- Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста
- Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Особенности развития представлений о времени у детей младшего возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
- Цель, задачи, методика и организация исследования.
- Уровень сформированности временных представлений (представлений о временах года), выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
Методика формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
- Цель, задачи, методика и организация исследования
- Трудности усвоения временных представлений у детей с выражен-ными нарушениями интеллекта

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). В учебнике раскрываются коррекционная и практическая направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, специфика реализации дидактических и методических принципов в процессе преподавания данного предмета. Освещаются методы обучения.

  • 1,09 МБ
  • скачан 714 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.03 11:16
  • будет удален через 14 дней

Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во СОЮЗ, 2002. - 479 с. В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация.

  • 241,99 КБ
  • скачан 334 раза
  • добавлен 04.09 15:17
  • изменен 05.09 00:13
  • будет удален через 14 дней

СПб. СОЮЗ, 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). — ISBN 5-94033-094-0. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются).

  • 284,37 КБ
  • скачан 1251 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.10 17:16
  • будет удален через 14 дней

СПГУ. 2010г, 31с. ДНЕВНИК по практике в школе для детей интеллектуальным недоразвитием (8 вида) включает следующее: Расписание уроков. Расписание звонков. Список класса. График проведения зачетных уроков и воспитательных мероприятий. Дневник на каждый день по практике. Конспект урока по математике. Конспект урока по чтению. Конспект урока по русскому языку.

  • 38,33 КБ
  • скачан 332 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 16.02 17:00
  • будет удален через 14 дней

МГГУ им. М.А. Шолохова, 90 стр. 2007 год Специальность - олигофренопедагогика содержание работы: Введение Проблема развития пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся и умственно отсталых детей - Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся детей - Особенности пространственной.

  • 152,96 КБ
  • скачан 85 раз
  • добавлен 14.11 18:38
  • изменен 17.11 15:16
  • будет удален через 14 дней

Книга для педагога-дефектолога. — М. ВЛАДОС, 2001. — 88 с. ил. — (Коррекционная педагогика). — ISBN 5-691-00740-8. Отсутствуют 33-81 стр. — Примерные конспекты занятий. Данная работа создана на основе обобщения практического опыта работы и научного экспериментального исследования. В книге даются методические рекомендации и конспекты занятий по формированию до числовых.

  • 64,64 КБ
  • скачан 251 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.12 23:48
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://infourok.ru/formirovanie-i-korrekciya-predstavleniy-ob-okruzhayuschem-mire-u-detey-s-narusheniem-intellekta-812211.html, http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/formirovanie-dochislovyh-kolichestvennyh-predstavlenij-u-2739, http://www.twirpx.com/file/652863/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рассказы для детей 6 лет читать

Рассказы Николая Носова Наше время далее...

Принципы ухода недоношенными новорожденными

Частота преждевременных родов в США составляет от 11 до далее...

Аллергия на манту у ребенка фото

Аллергия на Манту – это миф? Проба далее...

Консультации детей 1 2 года

ребенку 2года он не умеет далее...

Детские поделки из пластилина фото

Главная Поделки своими далее...

Особенности развития ребенка контрольная работа

Развитие ребенка от рождения до трех лет Аспекты влияния матери далее...

Почему новорожденные мальчики плачут когда хотят писать

Новорожденные Гигиена маленьких принцесс - Принцессы не какают? Как далее...

Популярные статьи