Главная » Формирование ребенка

Формирование психологической готовности ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

31 марта 2013 г. 0

Готовность ребенка к школе во многом определяется его психологической зрелостью, которую необходимо формировать с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду или развивающем центре, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.

Но для начала, давайте определимся с тем, что же включает в себя понятие психологическая готовность .

Основные составляющие психологической готовности

Специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе:

  • личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.
  • волевая готовность - подразумевает готовность ребенка к напряженному труду и школьному режиму, а также способность выполнять те задания, которые не вызывают у него интереса.
  • интеллектуальная готовность - состоит из способности ребенка делать собственные выводы, сравнивать, обобщать и анализировать происходящее. Ребенок должен уметь находить зависимость формы предмета и его функции, поведения и стремления, а также усваивать факты взаимодействия организма со средой. Необходимо отметить, что такие умения и способности достигаются не в процессе обучения, а при общении.

Формирование личностной готовности

Личностная готовность ребенка предполагает высокий уровень эмоциональной устойчивости и эмоционального развития. Принято считать, что ребенок готов к школьному обучению, если его привлекают не только внешние атрибуты школы (форма, портфель, книжки, тетрадки и т.д.), но и возможность получать новые знания.

На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. То есть, в общении с ребенком взрослые должны подчеркивать, что учеба в школе намного важнее дошкольных игр.

Также немаловажным фактором может оказаться возможность оказаться на новом возрастном уровне. Если дошкольник осознает, что учась в школе он сможет сравняться с более старшими товарищами и поднимется в глазах младших, у него формируется внутренняя позиция, которая определяет его поведение и деятельность. Основным признаком внутренней позиции является отказ от дошкольных игр в пользу учебной деятельности.

Существует несколько методов проверки личностной готовности. Например, ребенку предоставляется возможность рассмотреть новую игрушку, а потом ему начинают читать сказку, при этом чтение необходимо прервать на самом интересном месте. После этого у ребенка интересуются, что ему сейчас хочется сделать: поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если личностная готовность сформирована, то ребенок предпочтет сказку, в противном случае ребенок выберет игрушку.

Формирование волевой готовности

Развитие волевой готовности к школе должно начинаться с раннего детства. Оно происходит за счет формирования сознательного контроля над поведением ребенка при усвоении им общепринятых правил поведения. Также формирование волевой готовности включается в себя развитие памяти, внимания, воображения, чувств и мышления.

Как правило, доминирующую роль в формировании волевой готовности у детей дошкольного возраста занимают ролевые игры. Такие ролевые игры предполагают принятие ребенком различных по статусу и содержанию ролей, проигрывание противоположных привычным ролей, проигрывание своей роли в гротексном варианте. В ходе ролевых игр дети учатся ставить цели и стремиться к их достижению. Уже к шести годам ребенок способен поставить перед собой цель, разработать план действий, реализовать его и оценить полученный результат.

Одним из важнейших аспектов развития волевой готовности ребенка является формирование его познавательной деятельности, которая заключается в том, что ребенок не боится трудностей, не стремится их избегать, разрешает трудности самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Формируется познавательная деятельность во время дружеских, партнерских отношений между взрослыми и ребенком.

Формирование интеллектуальной готовности

Под интеллектуальной готовностью принято понимать достаточный для освоения школьной программы уровень развития психических процессов, которые обеспечивают эффективную интеллектуальную деятельность. То есть, ребенок с уже сформированной интеллектуальной готовностью обладает определенным кругозором, понимает основные закономерности и имеет в запасе конкретные знания. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает развитые любознательность, образные представления, мышление, память, речь и воображение.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста вообще отличаются ярко выраженной любознательностью (специалисты называют дошкольный возраст возрастом почемучек ). Поэтому рекомендуется всегда удовлетворять любопытство детей, и отвечать на их бесконечные почему , как , какой и когда . Общение с родителями не только доставляет ребенку радостные ощущения, но и помогает ему развиваться, пополняя запас знаний новой информацией. Однако следует понимать, что пичкание ребенка готовыми знаниями (например, зачитывание энциклопедических сведений) будет нерезультативным. Ребенку необходимо все объяснять доступным языком, чтобы он смог понять и принять новую информацию.

Практические советы по психологической подготовке ребенка к школе

  • Организовывайте в свободное время игры в Школу . Устраивайте короткие (на 15-20 минут) уроки в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя. В ходе игры нужно давать ребенку посильные задания, и обязательно хвалить его, если он их выполнил. Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям.
  • Помогайте ребенку преодолевать трудности. Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.
  • Читайте ребенку книги и беседуйте с ним. После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.
  • Не запрещайте ребенку играть со своими сверстниками, даже если они ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с другими детьми, например, приняв участие в их играх. Помните, в школе ребенку предстоит общение с большим количеством детей, и он должен уметь это делать.
  • Откажитесь от постоянной опеки своего ребенка. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обувать и одеваться и т.д.

Статьи по теме

11. Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. — М. 1993.

12. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — М. 1996.

13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И.Рогов.— М. 1996.

14. Ульенкова, У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — № 4.

1. Структура психологической готовности детей к школьному обучению

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. В настоящее время распространенной остается точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости — развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане (29).

В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков; психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности дошкольника (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, У. В. Ульенкова и др.).

В зарубежной психологии определяется понятие готовность к школе как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара).

Формирование психологической готовности к школе в условиях ДОУ. Диагностика и группы развития.

Россия, Москва
Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов


Тип программы: Программы стажировок
Рубрики: Дошкольники
Ключевые слова: готовность к школе, детский сад
Авторы: Назаренко В. В,

Актуальность темы подготовки стажера. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим на практике существует запрос к педагогу-психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе.

Цель программы - обучить молодого специалиста педагога-психолога, работающего в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, современным методам диагностики психологической готовности детей к школе и развивающей работы, направленной на ее формирование.

В процессе стажировки молодой специалист:

знакомится с диагностико-развивающей программой Н.И. Гуткиной Группы развития ;

осваивает Диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н.И.Гуткина, 2002) ;

приобретает навыки ведения групповой развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста;

обучается консультированию педагогов и родителей по вопросам психологической готовности детей к школьному обучению.

Раздел 1. Диагностика психологической готовности ребенка к школе с помощью Диагностической программы по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н.И. Гуткиной:

Диагностика мотивационной сферы с точки зрения психологической готовности к школе (методики Сказка , Внутренняя позиция школьника );

Диагностика произвольной сферы с точки зрения психологической готовности к школе (методики Домик , Да и нет );

Диагностика интеллектуальной и речевой сферы с точки зрения психологической готовности к школе (методики Сапожки , Последовательность событий , Звуковые прятки );

Составление заключения и рекомендаций для психолога, педагогов и родителей по результатам диагностики психологической готовности ребенка к школе

Раздел 2. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, способствующая формированию психологической готовности к школе:

Знание методологических принципов работы в группе развития,

Умение проводить групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на формирование психологической готовности к школьному обучению.

Раздел 3. Консультирование педагогов и родителей по проблеме психологической готовности детей к школьному обучению.

Во время прохождения стажировки молодой специалист имеет также возможность познакомиться с целостной системой работы педагога-психолога дошкольного учреждения, естественной составляющей которой является подготовка ребенка к школе.

Новости психологии

Источники: http://fulledu.ru/sadik/article/Formirovanie-psychologicheskoy-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html, http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-27.shtml, http://www.childpsy.ru/edu/23776/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Показатели эмоционального благополучия ребенка

Жизнь современного человека постоянно сопряжена далее...

Экскурсии детей 9 лет

Музеи для детей: бесплатно до 18 лет Министр культуры РФ далее...

Стишок для ребенка 2 лет

Поздравления с днем рождения 2 года далее...

Супы для двухлетнего ребенка

Фото рецептыДля ребенка далее...

Вязание спицами детей 5 лет

Вяжем детям Юбка с бантовыми далее...

Особенности овладения ребенком речью

Москова Татьяна Вячеславовна, учитель-логопед, МОУ далее...

Ребенок 1 год кашель рвоты

При сухом, но далее...

Популярные статьи