Главная » Формирование ребенка

Формирование ребенка отношений окружающему миру

Статья Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

В последнее время мы все чаще стали уделять внимание развитию эстетических чувств у детей на различных уроках школьного цикла (в частности на уроках окружающего мира).

Развитие и формирование эстетических чувств детей, формирование заинтересованного отношения учащихся к красоте окружающего мира, бережного отношения к родной природе дело не одного и не двух занятий. Это предполагает долгую и кропотливую работу. Легко и просто видеть и восхищаться красотой природных явлений, когда эта красота броска и очевидна. А вот заметить неброскую красоту отдельных элементов природы, видеть необычное в простом обычном явлении, полюбить ту природу, которая окружает детей, причем полюбить не только больших и красивых представителей природы, но и маленьких, незаметных, бережно относиться к природе, заботиться о ней и является главной целью работы по формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста.

Говоря об эстетическом воспитании вообще, следует отметить, что:

1) В гармоничном формировании личности эстетическое воспитание играет немаловажную роль. Человек, умеющий сам ценить прекрасное, способен не только создавать красивые предметы, но и может научить других видеть и ценить эту красоту.

2) Невозможно воспитать любовь к природе и сформировать эстетическое чувство без бережного отношения к ней. Это неразрывно связано с экологическим воспитанием и с уроками экологии. А для того, чтобы нашей планете не грозила экологическая катастрофа, чтобы вопросы экологии не звучали бы так остро, как они звучат сейчас, каждый маленький школьник должен понять, что «здоровье» родной земли и планеты в целом зависит не только от взрослых, а и от него самого тоже, от его действий и поступков. Целью нравственного, экологического и эстетического воспитания является воспитание разносторонне развитой личности, способной быть творцом и защитником прекрасного в жизни.

3) Не только на одном конкретном предмете (в данном случае – окружающем мире) осуществляется эстетическое воспитание школьников, и, естественно, не на одном только материале учебника.

Стоит рассмотреть и взаимосвязь нравственного, экологического и эстетического воспитания.

Эстетическое и нравственное – неразрывно связанные между собой стороны общественного сознания, каждая из которых обладает своей спецификой. Только благодаря правильному сочетанию и развитию эстетических и нравственных сил человеческая жизнь становится полноценной и прекрасной.

Еще В.Г.Белинский писал: «Разум и чувство – две силы, равнонуждающиеся друг в друге, мертвые одна без другой». Почему же сейчас некоторые учителя забывают об этом? В их представлении эстетическое и нравственное воздействие – самостоятельные, почти не связанные между собой процессы. А ведь ясно, что если учитель излагает материал равнодушно, равнодушны будут и дети, их чувства останутся незатронутыми, а значит, восприятие минимальным.

Взаимосвязь нравственного и эстетического элементов в воспитательном воздействии таково, что исключение одного из компонентов нередко нейтрализует воспитательное воздействие вообще.

Общение с природой, являясь источником эстетического воспитания, сильно влияет на человека, и нравственно делает его чище, мягче, будит в нем лучшие качества. Эстетические чувства, рожденные при восприятии природы, органически сживаются с патриотическими чувствами, образуя заряд огромной побудительной силы, готовой к действию.

Чувство Родины у ребенка и взрослого всегда ассоциируется с формами природы, которые окружают его в годы детства и юности.

Прекрасный пример педагогического воздействия на ребенка дал В.А.Сухомлинский. Он считал, что красоте природы принадлежит большая роль в воспитании духовного благородства школьников. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, говорил В.А.Сухомлинский, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой-добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.

В.А.Сухомлинский с первых же дней школьного воспитания учил детей понимать красоту окружающего мира, природы, человеческих отношений. «Восприятие, осмысление красоты, - указывал он, это основа, стержень эстетического воспитания и образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Путешествия в мир красоты – экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы играли важную роль в системе эстетического воспитания Сухомлинского. Научить видеть красоту природы, наблюдать, рассказывать, описывать, сопоставлять – важнейшие задачи школы.

Эстетическое воспитание связано так же и с экологическим. Эстетический аспект экологического воспитания состоит в формировании у человека эстетических чувств, способствующих установлению гармонического отношения к природе. Задача педагога в этой области состоит в преодолении «эстетической глухоты» у школьников к природе, а также в формировании таких эмоций, которые способствовали бы оптимизации взаимодействия человека и природы.

Организация эстетического воспитания детей – дело творческое, зависит от личности педагога, наблюдаемой природы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И вряд ли здесь уместен единый для всех случаев рецепт. Но включение в урок вопросов типа: Что вам больше всего нравится в окружающей природе? Какой объект самый красивый? Чем он красив? Рассмотрите его форму, цвет, прислушайтесь к его звукам. Есть ли подобные проявления прекрасного у других наблюдаемых объектов?

В результате, отвечая на подобные вопросы, дети начнут задумываться над тем, что красота природы не есть что-то абстрактное, неопределенное, что она имеет свои формы проявления.

Однако не все в природе может вызвать у каждого человека чувство прекрасного. Часто для восприятия гармонии одного «видения» и «слышания» бывает недостаточно, и тогда на помощь приходит мышление и ранее накопленные знания, жизненный опыт.

Организуя наблюдения в природе, следует учитывать различие в эстетическом восприятии детей и взрослых. Было бы ошибочным восторг, получаемый педагогом от созерцания природы, механически передавать ребенку.

В экологическом плане расхождение эстетического видения природы детьми и взрослыми наглядно показывает следующий пример: «Папа, смотри какая вода в реке!» - указывает мальчик дошкольник на радужные бензиновые пятна на воде. «Что ты, сынок, это грязная, плохая вода, где – то, наверное, мыли машины и загрязнили речку», - старается перестроить мировоззрение ребенка отец.

Очевидно, что глубина эстетического освоения окружающего мира основывается на чувственно-научной, экологической подготовке школьников, развитии их познавательного интереса и умственных способностей.

Прекрасный материал с экологической и эстетической точек зрения содержат статьи педагога А.Плешакова. Он сам страстно любит природу, все живое, увлекается насекомыми и хочет помочь учителю воспитать в детях восхищенно – уважительное отношение к любым проявлениям жизни.

Нужно рассказать детям о насекомых, постараться убедить их, что все эти существа – такие же «наши соседи по планете», такие же «братья меньшие», как звери и птицы.

Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА

В статье обозначена актуальность экологического воспитания, подчеркнуты наиболее эффективные формы и методы решения задач экологического содержания и реализации цели формирования экологической культуры детей и школьников.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Уникальные исследования XXI века , ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности // Уникальные исследования XXI века. 2015. №3 (3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-otvetstvennogo-otnosheniya-k-okruzhayuschemu-miru-cherez-ekologicheskoe-vospitanie-i-uchastie-v-proektnoy (дата обращения: 17.09).

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности Уникальные исследования XXI века (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-otvetstvennogo-otnosheniya-k-okruzhayuschemu-miru-cherez-ekologicheskoe-vospitanie-i-uchastie-v-proektnoy (дата обращения: 17.09).

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА (2015). Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности. Уникальные исследования XXI века URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-otvetstvennogo-otnosheniya-k-okruzhayuschemu-miru-cherez-ekologicheskoe-vospitanie-i-uchastie-v-proektnoy (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности // Уникальные исследования XXI века. 2015. №3 (3) С.41-44.

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности Уникальные исследования XXI века (2015).

ФЕОФИЛОВА МАРИНА РУСЛАНОВНА (2015). Формирование у детей ответственного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание и участие в проектной деятельности. Уникальные исследования XXI века

Дошкольный возраст

Основной учебный курс развития детей дошкольного возраста (2,5—6 лет),
направленный на развитие у малышей мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, речи.

Программа дошкольного образования разработана, утверждена и реализуется в Центре русского языка и культуры в г. Осло.
Основная цель Центра в работе с детьми дошкольного возраста: всестороннее развитие ребёнка на основе национальных и общечеловеческих ценностей, с учётом развития дошкольника и окружающей его действительности.
В соответствии с целью Центра и особенностями работы (занятия проходят один раз в неделю) за основу взята программа «Раноцветная планета» (составленная под редакцией Е.А. Хамраевой и И.В. Мальцевой, разработанная с учётом билингвального подхода к обучению) ; и программа «Ступеньки» Л.Г.Петерсон (по образовательной системе «Школа 2000»), которая своей целью ставит развитие мышления в ходе дидактической игры, творческих сил и деятельностных способностей дошкольника.

  1. Сохранение и развитие физической составляющей здоровья средствами подвижных игр и специально подобранных физических упражнений во всех видах деятельности ребёнка.
  2. Поддержка психического здоровья ребёнка (активизация позновательных процессов и работа с эмоциями).
  3. Развитие духовно – нравственной составляющей здоровья.
  4. Сохранение триединства здоровья ребёнка путём развития у него умения осорзновать собственные ощущуния, мысли и эмоции.
  1. Формирование представлений об элементарных социальных нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  2. Формирование представления о России и Норвегии.
  3. Развитие уважительного отношения к себе, своему народу и людям разных национальностей.
  4. Развитие культуры речевого этикета на русском языке, умение соблюдать и применять социальные нормы и правила поведения в повседневной жизни.
  1. Воспитание отношения к труду, как к особой ценности.
  2. Ознакомление с основными профессиями, орудиями и продуктами труда этих профессий.
  3. Привитие навыков самообслуживания.
  4. Формирование представлений о том, как создаются продукты питания, одежда, обувь, откуда приходит в дом тепло и свет.
  1. Формирование представления о сенсорных эталонах.
  2. Развитие и совершенствование всех видов восприятия.
  3. Создание условий для самостоятельной работы детей по освоению навыков анализа окружающей действительности.
  4. Формирование представления о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах продуктивной и творческой деятельности.
  5. Развитие познавательной активности, обеспечение позитивного отношения ребёнка к окружающему миру и природе.
  6. Развитие наблюдательности и способности к поисковой деятельности.
  7. Формирование и развитие навыка счёта, ознакомление с понятием числа, прастейшими геометрическими понятиями, величинами и их измерением.
  8. Формирование и развитие представлений о пространственно – временных отношениях.
  9. Развитие основ конструирования и моделирования по образцу и собственному замыслу.
  1. Привитие звуковой культуры речи (правильного и внятного произношения).
  2. Формирование и развитие речевой культуры общения, привитие норм литературного произношения, норм речевого этикета. Формирование представлений о вежливых и литературных речевых нормах русского языка.
  3. Развитие выразительной речи (высоты и силы голоса, темпа и ритма речи, соблюдение логических пауз.
  4. Расширение активного и пассивного лексического запаса слов.
  5. Развитие фразовой речи путём распространения предложения и освоения способов выражения главных членов предложения на разнообразном материале, в том числе при работе с русскими народными сказками и фольклором. Развитие изложения последовательности событий в сказке. Пересказ с наглядной опорой на одну или серию сюжетных картинок.
  6. Содействовать становлению и развитию субъектной позиции ребёнка в речевой деятельности (применение речевых умений в решении проблемных ситуаций, разрешение конфликтов в игре и общении)

Чтение художественной литературы .

  1. Воспитание интереса к художественному слову.
  2. Формирование интереса в активном слушании литературных произведений.
  3. Обучение определению особенностей образов героев литературных произведений.
  4. Обучение различным видам интерпретации художественного произведения в процессе творческого чтения. (инсценировка, беседа, игра – драматизация).
  5. Воспитание интереса к литературному русскому творчеству.
  1. Формирование целеноправленного аналитико – синтетического восприятия объекта действительности.
  2. Ознакомление детей с языком изобразительного искусства (линией, формой, цветом).
  1. Формировать потребность приобщения к культуре и музыкальному искусству.
  2. Развивать музыкально – художественную деятельность.
  3. Формировать умение восприятия музыки (слушание), исполнения музыки( пение, музыкально – ритмические движения, элементарное музицирование).
  4. Знакомство с музыкальными произведениями для детей.

Последние публикации

Источники: http://festival.1september.ru/articles/525731/, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-otvetstvennogo-otnosheniya-k-okruzhayuschemu-miru-cherez-ekologicheskoe-vospitanie-i-uchastie-v-proektnoy, http://russisksenter.no/obrazovatel-nye-uslugi/doshkol-nyi-vozrast/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Морские обитатели поделка для детей

Поделки «Морские и речные обитатели» Светлана далее...

Игры для маленьких мальчиков 2 года машинки

Игры гонки для мальчиков 3-4-5 лет Мы хотим похвастаться далее...

Музыка для детей 8 9 лет

Крохотная Москва: 6 проектов с концертами далее...

Игра для детей 1 года клавиатуре

На сайте igrywinks.ru далее...

Творчество детей 9 лет

или войти с помощью: СПАСИБО ЗА далее...

Пять дней высокая температура у ребенка

Анонимно, Женщина, 2 года Sos у далее...

Мочевая кислота в моче у ребенка комаровский

Оксалаты в моче Содержание солей, в том числе и оксалат далее...

Популярные статьи