Главная » Формирование ребенка

Формирование ребенка предметной деятельности

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи .
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами взрослой речи.
К 1 году словарь ребенка - 10 слов;
К 1г.8м. - 100 слов;
К 2 г. - 300 слов и более;
К 3 г. - 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ( мама идет ), действие и объект действия ( дай булку , хочу конфету ), или действие и место действия ( книга там ). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции. связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: Тата , Саша . Потом, к трем годам, появляется местоимение я . Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего я , но того, что я хороший , я очень хороший , я хороший и больше никакой . Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание я , я хороший , я сам и появление личных действий продвигают ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет .

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста

Первые успехи, которых добиваются дети раннего возраста – это развитие предметной деятельности.

Достигнув шести-семи месячного возраста, дети уже совершают с предметами первые действия, хотя действия эти пока не связаны с конкретным предназначением данного предмета. Например, ребёнок может грызть ложку или бросать её на пол.

По мере взросления у ребёнка начинает развиваться предметное восприятие, благодаря чему его действия становятся более осмысленными: малыш сначала наблюдает, а потом сам пытается использовать свойства, присущие конкретным предметам, а также манипулировать ими.

Один из примеров таких действий можно наблюдать, когда ребёнок пытается просунуть погремушку через решётку кроватки. После одного года большинство детей уже знают, как обращаться с теми и иными игрушками: они уже могут собирать кубики, нанизывать колечки на стержень, катать машинки.

Виды предметной деятельности ребёнка, старше одного года

Малыш растёт, и у него на протяжении всего раннего возраста складываются новые виды действий с предметами, которые всё больше соответствуют конкретному культурному предназначению того или иного предмета. Ребёнок начинает понимать (и действовать в соответствии с этим пониманием), что расчёской нужно причёсываться, ложкой есть, ключом открывать дверь, а из кружки пить. Психологи подобные действия называют орудийными, поскольку они связаны с взаимодействием одного предмета с другим, результатом чего и становится достижение определённого результата.

Влияние предметной деятельности на развитие ребёнка

Естественно, что ребёнок пока не может самостоятельно понять смысл орудийных действий. В этом ему обязательно должны помогать взрослые.

Эти действия даются ребёнку нелегко, он часто просит маму или папу помочь ему, или же старается вовлечь взрослого в совместную игру.

В этот период жизни малыша для развития речи очень полезно пользоваться предметными картинками, поскольку именно в это время формируется словарный запас ребёнка, и ребёнок начинает сопоставлять внешний вид предмета с его названием.

На третьем году жизни предметные действия ребёнка продолжают развиваться, причём очень активно.

Действия ребёнка с предметами становятся более разнообразными и сложными. Они к этому времени уже многому должны научиться.

Они стремятся помогать взрослым, знают название многих предметов, постоянно используемых в обиходе, и их предназначение. В этом возрасте ребёнок уже не просто стремиться совершать действия ради самих действий, но уже стремится получить их результат.

Например, если ещё год назад малыш подметал пол просто имитируя движения взрослого, то к этому времени он уже понимает, что нужно не просто подметать, а стараться при этом убрать мусор. Можно сказать, что теперь ребёнок нацелен не на само действие, а на его результат. Всё теперь подчинено стремлению к успеху -и игры, и занятия. Предметная деятельность помогает выработать у детей такие качества как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность. Это период, когда ребёнок учится достигать намеченной цели.

Предметная деятельность детей раннего возраста 2-3 лет

В раннем возрасте от 2 до 3 лет при помощи взрослого ребёнок усваивает основные способы пользования различными предметами, что закладывает начало предметной деятельности. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре

В раннем возрасте от 2 до 3 лет при помощи взрослого ребёнок усваивает основные способы пользования различными предметами, что закладывает начало предметной деятельности. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Главными задачами взрослого в развитии ребенка раннего возраста являются:

-организовывать предметную деятельность;

-обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;

На третьем году жизни внимание детей ещё неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слога. Пополняется активный словарь ребенка. Он может к концу третьего года употреблять до 1500 слов, а понимать - в несколько раз больше. Формируется грамматический строй речи. Малыш употребляет не только простые, но и сложные предложения. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в поле зрения. Он понимает сказку, слушает с удовольствием небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации. Чувства детей на третьем году разнообразны, но не устойчивы, быстро сменяют друг друга. Начинают ярко проявляться привязанность, симпатия и чувства, связанные с выполнением каких-либо заданий взрослого. Малыш очень чувствителен к порицаниям взрослого и искренне радуется, если его похвалили.

Ребенок начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя определенную роль (мамы, доктора и др.). Слово взрослого в процессе воспитания становится для малыша средством, регулирующим его поведение, малыш усваивает жизненно-важные правила, у него формируются привычки.

Большую роль играет упорядоченный режим. Правильный образ жизни закладывает фундамент его здоровья на долгие годы.

Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функцией.

  1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е.,перераб.и доп./Под ред. Л. А. Парамоновой .-М.:ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
  2. 365 дней и ночей из жизни ребенка. От двух до трех /Сост. Л.Н. Павлова.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Рольф,2001.-256 с.,с илл.- (первые шаги).

Воспитатель Макинян А.А.

Источники: http://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur05.htm, http://mammypage.ru/razvitie-predmetnoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta/, http://sch1900sz.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_belosnezhka/obrazovanie/pedagogicheskij_kalejdoskop_poznavatel_noe_razvitie/predmetnaya_deyatel_nost_detej_rannego_vozrasta_2-3_let/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Классификация сыпи у детей

Статьи Под термином сыпь далее...

Эмоциональный контакт родителей и детей

Эмоциональный контакт родителей и детей Эмоциональный контакт родителей далее...

Лейкоциты моче ребенка расшифровка

Анализ мочи - расшифровка Результаты расшифровки анализов носят далее...

Питание ребенка 2 года аллергии

Меню при атопическом дерматите у детей и далее...

Познавательный фильм для детей 6 лет

Фильмы для детей 6-7 лет Детские фильмы – далее...

Дидактические занятия для детей 4 5 лет

Картотека (средняя группа) на далее...

Тест на психику для детей 9 лет

Узнай свои психические расстройства при далее...

Популярные статьи

x