Главная » Формирование ребенка

Формирование самооценки у детей

Как формируется личностная самооценка

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он - хороший или плохой - от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашку, мама спрашивает: Какой у нас Сережа? - Сережа хороший! - отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку? - Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка - прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец - авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка.

Если ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку. Если же вы хвалите ребенка - это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка.

В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. Что касается поведения или общения, то здесь объективных показателей меньше. - но, может быть, это как раз нам на руку? Хвалите авансом то хорошее, что уже в ребенке потихоньку появляется: если ребенок в целом неряшлив, но сейчас свои вещи (или игрушки) убрал, почему бы и не удивиться: Вау, смотри как ты красиво все убрал! Все аккуратно разложил. Дай тебя поцелую! Как хвалить ребенка - наука особая, но она вполне вам по силам.

Однако чаще самооценка - не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. Сыграть беспомощность, изобразить Дурика, разрешить себе страх и растерянность - дело для творческого ребенка не хитрое, а выгод много. Когда-то взрослые, поверив несчастным глазам бедного ребенка, просто отстанут, а когда-то еще и за него все сделают: завяжут ему шнурки, решат задачу.

Нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в позиции Жертвы, а так называемая самооценка есть продукт игры двух сторон - активного ребенка и активных взрослых. А кто кого в этой игре переиграет… Если ребенок с младенчества выбрал сильно, убежденно ныть «Я боюсь» и «Я не могу», только чудо и супер-воспитатель переключит его на другую программу. С другой стороны, если ребенок родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы эту программу поломать. «Нас дерут, а мы крепчаем!» Все, что нас не убивает, делает нас крепче!

Многие родители очень беспокоятся о самооценке детей и не настаиваивают, когда ребенок бросает трудное дело. Это - неправильно. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение для ребенка - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь. См.→

Кристина 12 февраля 2015 15:46:00

Интересная статья, впервые читаю статью в интернете на эту тему, где причиной низкой самооценки называется выбор самого ребёнка. Это необычная версия и лично мне она нравится больше. Потому что, если следовать этой мысли, то я сама могу решать что мне делать. Это не за меня решают, а значит я не жертва, значит у меня есть контроль над ситуацией, следовательно я буду чувствовать себя спокойней и защищенней, сама смогу защитить себя и повышенная тревожность уйдет. Когда написала, что я сама могу решать, что мне делать, почему-то вдруг вспомнилась мама, которая все делает за меня, тащит на себе весь дом.

Развитие темы

Моей Лулу было около семи лет, она в это время обучалась играть на двух музыкальных инструментах, и отрабатывала на пианино музыкальную пьесу под названием Маленький белый ослик французского композитора Жака Ибера. Это веселая музыка - можно легко представить себе ослика, бредущего по дороге.

  • Личностная самооценка - то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих: каков мой статус и какова моя компетентность по жизни как гарантия достаточного статуса. Личностная самооценка - самооценка человека себя в целом, в отличие от конкретно-ситуативных самооценок, которы.

  • Самые популярные материалы

    • Первое свидание - событие, где люди могут понять, насколько они интересны друг другу, есть ли у них.

    • Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.

    • Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: м.

      Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

      Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»

      Самооценка ребёнка дошкольного возраста

      Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

      В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

      Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

      В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

      Дошкольный возраст — это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

      Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо - интеллектуального переживания.

      В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

      В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального Я - какой я есть , но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального Я - каким бы я хотел быть ). В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

      Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

      Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

      Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

      Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

      Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

      Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства) .

      В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

      Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т. к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

      Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой. Они, как правило, очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

      Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

      Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

      Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

      Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

      Как выявить самооценку?

      Спросите у ребёнка:

      Формирование самооценки у ребенка

      Самооценка человека формируется еще в детстве и влияет на всю его дальнейшую жизнь.

      Именно поэтому родителям важно уделить этому вопросу серьезное внимание.

      Продуманный подход, умение правильно поощрять малыша и оценивать его действия, поддержка и ориентир на нравственные ценности – вот лишь малая толика того, в чем необходимо ориентироваться мамам и папам.

      Подробнее об этом рассказывает психолог и детская писательница Оксана Стази.

      Почему самооценка так важна

      От самооценки человека напрямую зависит, как сложится его жизнь, насколько успешным он будет и чего сможет добиться. Если личностное восприятие завышено, это может привести к сложностям в отношениях с окружающими.

      Если, наоборот, занижено – его обладатель рискует провести всю жизнь на «вторых ролях»: такие люди достаточно пассивны и скорее плывут по течению, чем борются за достижение своих целей и желаний.

      Адекватность самовосприятия, здоровая критичность, умение непредвзято оценить свои сильные и слабые стороны позволяет эффективно выстраивать рабочие и личные связи, добиваться расположения и чувствовать себя комфортно и счастливо.

      Большое будущее маленького человека

      Уже на первых годах жизни у ребенка начинает закладываться основа самооценки – и то, какой она станет, во многом зависит от родителей.

      В условиях ссор, недовольства, повышенной строгости, а также при недостаточном внимании малыш, скорее всего, получит заниженную самооценку.

      Там же, где потребности детей ставят во главу угла, потакают всем их желаниям и капризам, чрезмерно хвалят, чаша весов ожидаемо качнется в сторону завышенной самооценки.

      В три года у малыша активно формируется осознание собственного «Я» – через поступки и их оценку родителями.

      Он стремится продемонстрировать окружающим личные умения и ожидает одобрения со стороны взрослых.

      Поддержка в этот период очень важна – ребенок учится гордиться своими достижениями, и в будущем это позволит ему обрести и развить уважение к себе и чувство собственного достоинства.

      Трижды подумай, потом скажи

      Родителям стоит с большим вниманием относиться к тому, что и как они говорят своему ребенку – ведь любая их оценка сказывается на самовосприятии малыша.

      К завышенной самооценке приводит:

      • тотальное одобрение, когда похвал выступает как основная форма оценки любых действий ребенка;
      • игнорирование плохих поступков, когда взрослые не хотят тратить время и душевные силы на «разбор полетов», ссылаясь на то, что «он еще маленький», «вырастет – поумнеет».
      • Отсутствие у детей четких нравственных ориентиров приводит к тому, что они начинают воспринимать свое поведение, как дозволенное, и плохие проступки повторяются и в более взрослом возрасте.

        К заниженной самооценке приводит:

        • отсутствие похвалы или её редкость;
        • постоянные упреки;
        • наказания даже за мелкие шалости.

        Такой подход формирует у ребенка чувство постоянной вины, которое может развиться в комплекс неполноценности.

        Дарите любовь без оглядки

        Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые!

        Для ребенка очень важно чувствовать себя любимым. Завышенная самооценка в раннем возрасте – это нормально и говорит лишь о благоприятной атмосфере в семье.

        Со временем в жизни малыша появятся другие люди, помимо родственников, и взаимодействие с ними поможет подкорректировать его самооценку. Немаловажную роль в этом процессе сыграет также воспитание в кругу семьи

        Именно мама и папа дают чаду моральные ориентиры, выказывают одобрение или осуждение за разные поступки.

        Помните: дети, которым не хватило родительской любви и тепла, ощущают себя несчастными и вырастают с заниженной самооценкой.

        С возрастом к ребенку начинают предъявлять все больше требований.

        И это правильно – его самосознание растет, он способен приложить усилия для достижения цели.

        Ребенок осознает последствия поступков, его понимание хорошего и плохого становится более четким.

        Собственная самооценка связывается с личными достижениями.

        До 6-7 лет малыш опирается в своих действиях на эмоции, и родителям важно помочь ему разобраться, какие поступки и поведение являются положительными, а какие – отрицательными с точки зрения общества.

        Это даст ребенку возможность научиться самостоятельно давать оценку своим делам и поведению, а также позволит понять, хорошим или плохим человеком он является.

        Формирование адекватной самооценки у ребенка

        Не игнорируйте ребенка! Уделяйте ему внимание. За положительные действия – поощряйте, за отрицательные – порицайте.

        Не скупитесь на похвалу, если ребёнок ее заслужил. Так вы подкрепляете его стремление поступать правильно и быть хорошим.

        Давая поручения, ориентируйтесь на возраст ребенка – ему еще не все по плечу.

        Если малыш постоянно сталкивается с разочарованием от того, что его усилия не привели к нужному результату, это может сформировать у него комплекс неполноценности.

        Помните, что детям очень важна родительская поддержка – причем не только тогда, когда нужно разделить успех, но и при неудачах.

        Сопереживайте им, радуйтесь вместе с ними, помогайте преодолевать трудности и исправлять ошибки, воодушевляйте на новые хорошие свершения – и они обретут уверенность в своих силах!

        Не сравнивайте ребенка с другими детьми, это может негативно повлиять на его самооценку.

        Кто-то раньше учится ходить, кто-то писать или читать – это очень индивидуально, и не является показателем общего развития.

        Гораздо правильнее отслеживать наличие или отсутствие прогресса относительно предыдущих достижений малыша.

        Не забывайте, что даже в раннем возрасте ребенок – это уже личность. Относитесь к нему с уважением, не оскорбляйте, не критикуйте без причины, а если ошиблись и повели себя неправильно, не бойтесь признаться в этом и извиниться перед ребёнком.

        В заключение хочется сказать всем родителям - любите своего ребёнка! Тогда он будет расти уверенным в своих силах и это поможет ему преодолевать неудачи и добиваться успехов.

        Оксана Стази - детский писатель, психолог, педагог с многолетним стажем; работала учителем начальных классов, имеет международную практику.

        Источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_formiruetsya_lichnostnaya_samoocenka, http://raguda.ru/ou/razvitie-samoocenki-detej-starshego-doshkolnogo.html, http://moe1.ru/vospitanie-detey/formirovanie-samootsenki-u-rebenka

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения





        Избранные статьи

        Куда сходить 2 летним ребенком

        Дорогие родители и дети! Мы рады представить вам сайт далее...

        Что делать первых соплях ребенка

        Первые признаки простуды у ребенка: держи ухо далее...

        Пятна ногах животе ребенка

        Гусиная кожа у ребенка Гусиная кожа у ребенка становится причиной далее...

        После каждого кормления ребенок плачет тужится

        По какой причине грудничок кряхтит, далее...

        Игры развивающие эмоциональную сферу ребенка

        Методическая разработка (средняя группа) далее...

        Этапы нервно психического развития ребенка

        Основные этапы нервно-психического развития ребенка Для того далее...

        Планета поделка детского сада

        Детские поделки на тему космос: делаем далее...

        Популярные статьи