Главная » Формирование ребенка

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников .
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Автор:Стебунова Галина Федотовна, воспитатель НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка»

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммун икативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эс тетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствовани я деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Экспериментирова ние с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)

Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Научные библиотеки в новом тысячелетии

В последнем десятилетии прошлого века произошел крах теоретических постулатов библиотековедения и библиографоведения. Основные принципы, которые ранее казались незыблемыми, и прежде всего принцип партийности, оказались невостребованными в эпоху демократических перемен. Стремительное внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек также привело к необходимости пересмотра приоритетов. Появилось достаточно большое количество работ, в которых делаются попытки осмысления предмета, принципов интересующих нас научных направлений, создания философии библиотечного дела. Если принять за аксиому утверждение, что в любой деятельности важен конечный результат, то не будет слишком большим допущением утверждение, что основным принципом сфер деятельности, связанных с производством информации и доведением ее до потребителей, является принцип доступности. Резкая смена условий и форм существования документальной информации, обусловленная, с одной стороны, внедрением средств автоматизации, появлением наряду с традиционными библиографическими источниками документальных и полнотекстовых баз данных, расширением информационной насыщенности глобальной сети Интернет, а с другой стороны, внедрение в нашу жизнь рыночной экономики приводят к необходимости решать проблемы технической, интеллектуальной и экономической доступности информации.

Одним из основных условий, обеспечивающих доступность информации. является консолидация действий библиотек территорий по созданию, приобретению и обеспечению взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов. таких как сайт http://Greyish.ru.

Основные направления координации деятельности и взаимоиспользования ресурсов определяются исходя из главной задачи — обеспечения доступности информации населению.

В последние годы резко изменились условия взаимодействия потребителя и информационных систем. Необходимо осознание того, что роль потребителя информации качественно меняется вместе с изменением его технической оснащенности. Владение персональным компьютером, возможность поиска информации в Интернете, неизмеримо увеличивают долю самостоятельного активного участия потребителей в процессе. Если раньше обязательным условием получения информации было посещение библиотеки, то сейчас достаточно иметь на рабочем столе компьютер и определенные навыки. Отсюда необходимость при работе по всем направлениям взаимодействия включать в систему в качестве полноправного участника потенциального и реального пользователя информационно-библиотечных систем.

Поиск по сайту

Источники: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9624-proekt-sensornoe-razvitie-detej.html, http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/igroteka/formirovanie-sensornyh-predstavleniy-u-detey-rannego-vozrasta, http://greyish.ru/%3Fp%3D1207

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Алоэ от насморка для детей отзывы

Сок алоэ от насморка у грудничка Дети до года дышат далее...

Перечислите эффективные условия работы с одаренными детьми

Диагностика психолого-педагогической готовности студентов-педагогов к работе далее...

Познавательные мультфильмы для детей 8 10 лет

Мультфильмы для детей далее...

Дети сочинили сказки животных

Жил-был кот Васька. Жил у бабушки далее...

Поделки из дисков на участок детского сада

Диски. Поделки из CD дисков Прогресс в нашу эпоху продвигается далее...

Какой велосипед для ребенка 8 лет

Статьи Как выбрать детский далее...

Ребенку год 4 ходит

Ребенку 1,3 года, а он не далее...

Популярные статьи