Главная » Формирование ребенка

Формирование словообразования детей онр

Развитие словообразования у детей с ОНР III уровня

  • Файл формата zip
  • размером 116,58 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Катя 05.05 17:09
  • Отредактирован 06.05 12:26
  • Скачан 59 пользователями

КузГПА, 2010, 53 стр.
Дисциплина- Логопедия
Содержание:
Введение
Теоретические аспекты развития словообразования у детей дошкольного возраста
Основная сущность понятия словообразования у детей
Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста в норме
Психолого-педагогическая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по первой главе
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Организационная часть экспериментального исследования
Методики выявления состояния словообразования у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование развития словообразования у дошкольников с ОНР и их нормально развивающихся сверстников
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «День Защитника Отечества», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские.

  • 517,68 КБ
  • скачан 4974 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.04 18:12
  • будет удален через 14 дней

АРКТИ, 2009. — 248 с. Пособие представляет собой сборник примерных форм ведения обязательной и рекомендательной документации. В основу его создания легла идея систематизации документов и практических материалов, в соответствии с которыми строится диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, столь.

  • 707,63 КБ
  • скачан 1581 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.06 05:45
  • будет удален через 14 дней

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. Нарушение звукопроизношения у детей . Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий.

  • 77,29 КБ
  • скачан 4622 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.03 00:00
  • будет удален через 14 дней

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от.

  • 34,23 КБ
  • скачан 3791 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.10 19:11
  • будет удален через 14 дней

СФГА 2010г. 36 листов + приложение Дисциплина - логопедия. Формирование словообразования у дошкольников с общим речевым недоразвитием. Понятие об общем недоразвитии речи Состояние проблемы словообразования у детей с ОНР Изучение словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Этапы, организация и обеспечение исследования Результаты опытно-экспериментальной.

  • 73,80 КБ
  • скачан 100 раз
  • добавлен 21.09 01:11
  • изменен 01.10 15:53
  • будет удален через 14 дней

СПГУ 2009г. 49с. Дневник производственной практики в дошкольном учреждении состоит из следующих пунктов: Списочный состав группы. Режим дня. Расписание занятий. Учет посещаемости логопедических занятий детьми группы. Список оборудования логопедического кабинета. Календарный план коррекционной работы на 2-й период в подготовительной группе для детей с ФФН. Дневник практики.

  • 61,76 КБ
  • скачан 850 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 16.02 14:50
  • будет удален через 14 дней

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

21.23 КБ. 741143.docx Автор: Попова Анна Семеновна, 31 Мар 2015

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования существительных

Образование уменьшительно – ласкательных существительных

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом – домик куст – кустик

хвост – хвостик лист – листик

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик гвоздь – гвоздик

сад – садик лоб – лобик

забор – заборчик костюм – костюмчик

Образование существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища (посуды)

Суп – супница соус – соусница

Хлеб – хлебница чернила – чернильница

Образование существительных с помощью суффикса – инк –

Бусы – бусинка дождь – дождинка

Солома – соломинка роса – росинка

Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята слон – слоненок – слонята

Кот – котенок – котята ворона – вороненок – воронята

Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

Волк – волчонок – волчата индюк – индюшонок – индюшата

Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

Овца – ягненок – ягнята свинья – поросенок – поросята

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Барабанщик кладовщик часовщик

Угольщик танцовщик сварщик

Стекольщик дрессировщик носильщик

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2.Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).

А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.

3.Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

4. Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградина горох - …

б) бусы – бусинка пыль - …

5. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик).

Формирование словообразования глаголов

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

1.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла вешает – повесила

Умывается – умылся стирает – постирала

Рисует – нарисовал ловит – поймал

Убирает – убрал красит – покрасил

Догоняет – догнал строит – построил

2.Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:

В клетку… (влетает) из клетки…(вылетает)

Через дорогу… (переходит)

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

Образование притяжательных прилагательных

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

Образование качественных прилагательных

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.

Образование относительных прилагательных

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Хвост собаки – собачий хвост кошки – кошачий

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.

Лист дуба – дубовый лист лист осины - …

Лист березы - … лист клена - …

Лист липы - … лист яблони - …

Лист рябины - … лист смородины - …

Шишка сосны - … шишка ели - …

Стакан из стекла – стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

Работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

Горе, горный, горевать боль, большой, больница

2.Назвать общуючасть слов – «родственников»

Зимушка, зимовать, зимний

Рыболов ( рыбу ловит)

Снег чистит – снегоочиститель


Автор: Попова Анна Семеновна

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Глава 1. Проблема овладения способами словообразования в отечественной литературе

1.1. Развитие словообразования в речевом онтогенезе…………………………7

1.2. Особенности овладения навыками словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..19

1.3. Основные направления коррекционного обучения по формированию способности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….30

Выводы по первой главе………………………………………………………. 36

Глава 2. Исследование способности к словообразованию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент)

2.1. Характеристика контингента испытуемых…………………………….38

2.2. Основное содержание методики исследования способности к словообразованию и процедура проведения……………………………….45

2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ…………………………..58

Выводы по второй главе………………………………………………………. 67

Глава 3. Формирование способности к словообразованию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (формирующий эксперимент)

3.1. Методика формирующего эксперимента………………………………68

3.2. Процедура проведения коррекционного обучения……………………74

3.3. Анализ результатов исследования способности к словообразованию после проведения обучающих воздействий………………………………..86

Выводы по третьей главе………………………………………………………..90

Актуальность темы исследования.

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с различными нарушениями речи. К числу важнейших задач логопедической работы и до сих пор практически не изученных, с детьми дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы, относится формирование у них способов словообразования. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, это делает невозможным полноценное усвоение грамоты, письменной речи [40].

Рубрика: Рефераты / Курсовые / Дипломы

Источники: http://www.twirpx.com/file/817753/, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/metody-logopedicheskoy-raboty-po-formirovaniyu-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-610795, http://www.freelancejob.ru/users/Wolna1987/portfolio/161079/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенку 9 лет все проблемы возраста

Подростковое хамство: если далее...

Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника

Специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и далее...

Готтман деклер эмоциональный интеллект ребенка

Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство далее...

Какой вес ребенка 1 год

Калькулятор веса и роста ребенка Извините, далее...

Речь ребенка в 2 года норма

Нормы развития речи. Все в порядке? Такой вопрос часто далее...

У ребенка болит бок с правой стороны

Боли в левом боку далее...

Вес ребенка по годам таблица до 10

Какими должны быть нормы роста далее...

Популярные статьи