Главная » Формирование ребенка

Формирование социально бытовых навыков у детей сирот

Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.10, кандидат психологических наук Веденина, Мария Юрьевна

ГЛАВА 1. Теоретические и практические подходы к социальной адаптации детей с нарушениями развития в отечественной и зарубежной литературе.

1.1. Постановка проблемы.

1.2. Основные направления в решении задач социально-бытовой адаптации детей с рда в зарубежной психологии.

1.2.1. Оперантный подход.

1.2.3. Другие подходы (лечение ежедневной жизнью, тренинг социальных навыков, теория социального обмена).

1. 3. Динамика теоретических взглядов на отработку навыков социально-бытовой адаптции в поведенческой терапии РДА.

1.3.1. Использование естественных ситуаций в обучении.

1.3.2. Развитие социального поведения.

1.3.3. Преодоление проблемного поведения.

1.3.4. Обучение альтернативным и облегченным способам коммуникации.

1.4. Отечественный подход к социально-бытовой адаптации детей с различными нарушениями развития.

1.5. Сопоставление отечественных и зарубежных подходов к социально-бытовой адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития.

ГЛАВА 2. Круг проблем социально-бытовой адаптации детей с аутизмом и семейный опыт их преодоления.

2.1. Методы сбора данных по проблемам социально-бытовой адаптации.

2.1.1. Сбор психологического анамнеза.

2.1.2. Описание опросников для родителей.

2.2. Круг проблем социально-бытового поведения и трудности их преодоления.

ГЛАВА 3. Методы формирования навыков социально-бытовой адаптации в поведенческой терапии, их достоинства и ограничения.

3.1. Моделирование поведения с помощью подкреплений.

3.2. Поведенческие договоры.

3.3. Предоставление помощи и уход от помощи.

3.4. Подготовка к обучению в оперантном подходе.

3.5. Организация самостоятельной деятельности.

3.6. Формирование бытовых навыков.

3.7. Использование естественных ситуаций для обучения.

3.8. Преодоление проблемного поведения.

3.9. Навыки коммуникации.

3.10. Социальные навыки.

ГЛАВА 4. Использование методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков в контексте развития эмоционального взаимодействия.

4.1. Установление и развитие эмоционального контакта.

4.2. Страхи, тревожность и сверхчувствительность аутичного ребенка как проблема его социально-бытовой адаптации.

4.3. Влияние возрастных особенностей.

4.4. Формирование навыков социально-бытового поведения аутичного ребенка в смысловом контексте его жизни.

4.5. Организация времени в жизни аутичного ребенка.

4.6. Пространственная организация жизни аутичного ребенка.

4.7. Использование подкреплений для построения стереотипов поведения.

4.8. Проблемы повседневной жизни.

4.9. Навыки помощи по дому.

4.9.1. Вытирание пыли.

4.9.2. Подметание и мытье пола.

4.10. Формирование навыков социального поведения.

4.10.1. Первые групповые занятия - музыкальные игры и физкультура.

4.10.2. Совместные игровые и учебные занятия.

4.10.3. Клубная работа.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом

Актуальность темы. Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время все чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Общепризнанно, что это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка (B.Rimland,1964; B.Hermelin, N.O'Connor,1970; L.Kanner,1943; L.Wing,1978; E.Shopler, 1978; S.Baron-Cohen, P.Bolton, 1997; В.Е.Каган, 1981; В.М.Башина, 1993; К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991; В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, 1990 и др.). По международной классификации (1994) детский аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.

Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом имеет своей целью возможно более полную социализацию ребенка. При этом, среди задач психолога одной из важнейших является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации, навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.

Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями. t

Известно, что с возрастом по мере сглаживания аутистических черт все более очевидной становится именно неприспособленность ребенка даже к повседневной жизни. Особая социальная наивность проявляется у таких детей в подростковом и сохраняется во взрослом возрасте.

Ранний детский аутизм объединяет детей с разным уровнем психического развития: с тяжелым нарушением умственного развития (с мутизмом, с 1

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом

Веденина, М.Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом [Текст]. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.10 / Мария Юрьевна Веденина. – М. ИКП РАО, 2000. – 166 с.

В диссертации подробно представлены основные принципы и методы поведенческой терапии, применяемые для психологической помощи аутичным детям и подросткам, рассмотрены достижения и возможные ограничения данного подхода. Доказывается, что использование зарубежных методик формирования навыков социально-бытовой адаптации в контексте отечественного опыта психологической помощи людям с аутизмом открывает возможности для развития у них более гибких и спонтанных форм социального поведения.

Упоминаемые в работе нарушения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ:
Аутизм
Детский аутизм
Детский аутизм, I группа
Детский аутизм, II группа
Детский аутизм, III группа
Детский аутизм, IV группа
Европейская классификация
Классификация США
МКБ10

Старший дошкольный возраст (5-6/7 лет)
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
Постшкольный возраст
Дошкольный возраст
Старший школьный возраст
Школьный возраст
Взрослые

Систематизация по направлению исследования

Теория, методология, история, классика дефектологических исследований
Научно-методическая поддержка интегрированного обучения детей с различными нарушениями развития
Научно-методическое обеспечение системы дошкольного воспитания детей с различными нарушениями развития
Научно-методическое обеспечение системы школьного образования детей с различными нарушениями развития
Психолого-педагогическое сопровождение семьи проблемного ребенка
Фундаментальные и прикладные исследования раннего детского аутизма и нарушений социально-эмоционального развития детей
Научно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики

Актуальность для практики специального образования

3 этап - Интеграция специального и массового образования

Проект «Наставничество» ДБФ «Солнечный город»

Проект «Наставничество» - проект, направленный на индивидуальное сопровождение воспитанников детских домов волонтерами детского благотворительного фонда Солнечный Город. Проект реализуется с августа 2014г.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

На данный момент в Новосибирске находится 9 интернатных учреждений. Большинство воспитанников детских домов и интернатов – подростки старше 12-и лет.

Детям-сиротам трудно общаться с людьми вне детского дома, они закомплексованы и стеснительны, привыкли к административно-командной форме деятельности. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично.

Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получает квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.

У большинства из нас были когда-либо значимые люди: родственники, тренера, руководители, учителя. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненных принципов. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками, и просто друзьями. У воспитанников детских домов шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет в трудной ситуации, очень мал.

Чтобы показать ребенку жизнь за пределами детского дома, фонд «Солнечный город» запустил проект «Наставничество», объединяющий неравнодушных взрослых и подростков, нуждающихся в поддержке.

ОБЪЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Подростки от 12-и до 18-и лет, проживающие в детских домах г.Новосибирска.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  1. Помощь детям, оказавшимся в ситуации без попечения родителей в профессиональном самоопределении, получение опыта семейно-бытовым навыкам, улучшение внутреннего психологического комфорта и повышение самооценки.
  2. Передача наставниками в максимально комфортной форме своего жизненного опыта, полученных знаний детям-сиротам без нарушения личностных границ ребенка и взрослого.
  3. Социализация и профориентация подростков.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ

  1. подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, находящихся в интернатах и детских домах, через наставничество;
  2. обучение ребенка навыкам самостоятельной жизни в обществе;
  3. формирование культурных, духовных и моральных ценностей;
  4. помощь в развитии своего потенциала и определение жизненных целей, помощь в выборе профессии.
  5. формирование социальной ответственности у жителей г.Новосибирска.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Выстраивание партнерских отношений между наставниками и работниками детских домов г.Новосибирска.
  2. Отбор, анкетирование и подготовка наставников – формирование базы волонтеров, готовых стать наставниками для детей, проживающих в детских домах.
  3. Знакомство детей и наставников, выявление наиболее подходящих друг другу пар (по психологическим особенностям, интересам и потребностям)
  4. Долгосрочное общение наставников и детей под кураторством супервизора. Сопровождение наставников профессиональными психологами.
  5. Контрольная срезовая диагностика детей и наставников, сбор обратной связи.

По условиям проекта наставник посещает воспитанника не реже одно раза в неделю. На этих встречах пары общаются, проводят вместе досуг, помогают делать домашнее задание, передают свой жизненный опыт, служат опорой и поддержкой, помогают в развитии ребенка, помогают формировать у детей бытовые навыки.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Улучшение внутреннего психологического комфорта подростков;
  • Повышение самооценки;
  • Улучшение коммуникативных и социальных навыков;
  • Более четкие реалистичные представления подростками по поводу выбора своей будущей профессии;
  • Сформированное ответственное поведение и самостоятельность.

Источники: http://www.dissercat.com/content/adaptatsiya-metodov-povedencheskoi-terapii-dlya-formirovaniya-sotsialno-bytovykh-navykov-u-d, http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/adaptacija-metodov-povedencheskoj-terapii-dlja, http://nastavnik54.ru/about

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенка болит горло температура лечение

Что делать, если у ребенка болит далее...

Туфли детей 9 лет

Туфли на каблуках для далее...

Ли вызвать аллергию ребенка чай

Аллергия на чай: симптомы и лечение В далее...

Прозрачные сопли у ребенка 2 года

Почему у ребенка прозрачные сопли? Когда далее...

Бело желтые сопли у ребенка

Желтые сопли у ребенка Самый далее...

Содержание этапы эмоционального развития детей

1.1. Исследование эмоций в психологии (теории и далее...

Мультфильмы для детей 11 лет

Мультики для девочек 11 лет 11 далее...

Популярные статьи