Главная » Формирование ребенка

Формирование успешной адаптации детей

«Успешная адаптация детей к условиям детского сада – как фактор эмоционального благополучия»

Цель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах деятельности.

1. Формировать чувство уверенности в окружающем.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Способствовать развитию положительного эмоционального фона.

Садовник, собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся.

Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.

Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка. Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 20 сверстников порождает чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны.

Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия (детский сад) испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования. Ему на помощь приходят механизмы компенсации, и у каждого они свои собственные, в зависимости от природных задатков и характера ребёнка. Тревожные дети с низкой самооценкой, проходившие весь свой «рабочий» день паинькой, становятся несносными дома, третируя родителей капризами и непослушанием. Другие же предпочитают вымещать глубинные чувства брошенности и одиночества (да, да, именно эти «взрослые» чувства фиксируют детские психологи у дошкольников - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) на тех, кто слабее.

Когда же начинается адаптация? Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.

Детский сад – первый шаг на пути социализации – легко ли он даётся? Изучение отклонений в межличностных отношениях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют, всё дальнейшее формирование личности и могут обнаружиться в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственным мироощущением.

Анализ литературы позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих маленького ребёнка и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющего можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций.

Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у ребёнка ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, ит.д.).

Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем.

Критерии успешной адаптации:

1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);

2. Внешняя адекватность поведения (легко и точно выполнять различные требования).

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности с сточки зрения Д.Б. Эльконина, является игра. «Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е возникает из условий жизни ребёнка в обществе»

Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:

А) безоговорочная симпатия к ребёнку;

Б) минимальное количество ограничений;

В) активность самого ребёнка;

Г) добровольность участия в игре;

Д) непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность.

Е) предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.

В курсе игротерапии выделяются три этапа работы:

I этап – (ознакомительный) – 2 занятия

II этап – (основной - формирующий) – 7 занятий

III этап – (заключительный) – 2 занятия

В процессе игровой терапии используются разнообразные игровые приёмы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности, на осознание детьми своего места в группе сверстников. Детям предлагается большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием (этюды, мимика, пантомимика). Многие игры являются полуфункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Причём одна и также игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки, для другого тонизирующий эффект, для третьего являться уроком коллективных отношений.

Адаптация детей к детскому саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов. Учёт специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

627 КБ. 1029379.doc Автор: Куснерж Анастасия Олеговна, 10 Апр 2015

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

- Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?

-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?

Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем - формирование адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегририруеться в контекст определенной социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчеркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.

Значимость разрабатываемой проблематики связывается с новыми потребностями дошкольного образования. Отход от собственной биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в реально социально-экономических условиях. О трудностях данной работы большинство специалистов ДОУ знают не понаслышке. Родители стали не только образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский сад, они грамотно формулируют вопросы о том, чем именно будут заниматься с их ребенком педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитании ребенка.

  • Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ
  • Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста в ДОУ
  • Организация системы процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ
  • При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
  • Разработка системы способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
  • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме
  • Апробировать и внедрить процедуры мониторинга процесса адаптации воспитанников в ДОУ
  • Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ


    Автор: Куснерж Анастасия Олеговна

    Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении THE CHILD AND SOCIETY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SUCCESSFUL SOCIAL ADAPTATION IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ,
    • СОЦИАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА ,
    • ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ,
    • СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ,
    • ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ ,
    • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ,
    • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ ,
    • СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ,
    • PRE-SCHOOL TRAINING ,
    • SOCIAL WORLD OF THE CHILD ,
    • PREVENTION OF MALADJUSTMENT ,
    • SOCIAL READINESS ,
    • SCHOOL ENROLLMENT ,
    • SOCIAL INSTITUTION ,
    • PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS ,
    • THE SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT
    • Аннотация
      научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ГУЛИЯН Н.М.

      В статье описана система работы ОУ по развитию социальных навыков и успешной адаптации ребенка в социуме и преодоления социальной дезадаптации. Раскрыты основные направления психолого-педагогического просвещения родителей как условия формирования социального интеллекта их детей.

      Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — GULIYAN N.M.

      The article describes the system work ow for the development of social skills and successful adaptation of the child in society and overcome social exclusion. The main directions of psychological and pedagogical education of parents as a condition of the formation of social intelligence of their children.

      Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института , ГУЛИЯН Н.М.

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      ГУЛИЯН Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. №3 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-sotsium-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uspeshnoy-sotsialnoy-adaptatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 17.09).

      ГУЛИЯН Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-sotsium-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uspeshnoy-sotsialnoy-adaptatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 17.09).

      ГУЛИЯН Н.М. (2015). Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-sotsium-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uspeshnoy-sotsialnoy-adaptatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 17.09).

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      ГУЛИЯН Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. №3 (15) С.182-187.

      ГУЛИЯН Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института (2015).

      ГУЛИЯН Н.М. (2015). Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института

      Источники: http://dohcolonoc.ru/cons/1600-uspeshnaya-adaptatsiya-detej-k-usloviyam-detskogo-sada.html, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-sozdanie-usloviy-dlya-uspeshnoy-adaptacii-detey-rannego-vozrasta-k-dou-875672, http://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-sotsium-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-uspeshnoy-sotsialnoy-adaptatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения





      Избранные статьи

      Какие игрушки покупать детям 2 3 лет

      Игрушки для ребёнка от 2 до далее...

      Центр поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

      VIII ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ«SAPIENTI SAT» С далее...

      Ребенка раз месяц температура

      Купание ребенка С появлением в семье малыша связаны не только далее...

      Аллергия на кошку у ребенка симптомы

      Аллергия на кошек у далее...

      Красная сыпь на щеках у грудничка

      Основные причины сыпи на лице у новорожденных Сыпь на лице далее...

      Картинки животных детей видео

      Звуки животных для детей Раннее далее...

      Видео дети целуются 9 лет

      На сегодняшний день заработать в интернете деньги далее...

      Популярные статьи