Главная » Формирование ребенка

Формирование звукопроизношения у детей дизартрией

Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

Бабенко Александра Валерьевна

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии ( Г.В.Гуровиц, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина) отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Ведущим в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы.

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией выражаются и в искажениях, и в смешениях, и в заменах, и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые – взрывными, звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Для детей с дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее распространено нарушение свистящих и сонорных звуков. Сохранными чаще являются заднеязычные звуки.

Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой дизартрией характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности – нарушения произношения шипящих вуков, далее следуют нарушения произношения звуков (Л), (Р) и переднеязычных (Т, Д, Н). Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей со стертой дизартрией определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. Вв связи с чем акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более солжные, но акустически противопоставленные соноры. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей со стертой дизартрией задерживается и слуховая дифференциация звуков отсутствующих, заменяемых или искажаемых в произношении.

Таким образом, наиболее характерными дл детей со стертой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков.

У дошкольников со стертой дизартрией наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

У детей со стертой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. При этом недоразвитие фонематического восприятия нередко носит вторичный характер. Смазанная, нечеткая речь детей с дизартрией не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи.

У дошкольников со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В сою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.

Коррекция нарушения звукопроизношения (дизартрии) у детей

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. При нормальном ходе речевого развития к 5 — 6 годам у ребенка должна быть сформирована артикуляционная база всех звуков. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое возрастное косноязычие уже перестает быть возрастным .

Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. такие как прогения/прогнатия (нарушения прикуса), нестандартный размер языка (слишком маленький или большой), ринолалия (расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба) и др. Для преодоления вышеперечисленных причин нарушения работы артикуляционного аппарата необходимо вмешательство медицинских специалистов.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

Наиболее характерными показателями нарушения звукопроизношения являются

  • Отсутствие в речи определённых групп звуков. Например, отсутствие звука р ( каова —вместо корова , от — вместо рот );
  • Замены звуков другими звуками. Например, замены звука р на звуки л , ль , в , й ( лак — вместо рак , лямаска — вместо ромашка , вак — вместо рак , йыба —вместо рыба );
  • Искаженное произношение групп звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с, з). Родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение;
  • Смешение звуков. Например, ребёнок может произнести звуки, но в речи путает их. ( шобака — вместо собака , дус — вместо душ ).

Так же нарушение звукопроизношения может сочетаться с нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто со слюнотечением. Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не откладывайте решение проблемы, обратитесь к специалистам центра Логопед Профи уже сегодня!

Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии

При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.

Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

Прежде чем приступить к формированию артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов. Перед вызыванием и постановкой звуков нужно добиться их различения на слух.
При коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы логопедической работы.

1. Развитие новых произносительных умений и навыков.
Логопед должен моделировать основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, нёбный). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Когда ребенок овладеет рядом артикуляционных движений, логопед переходит к выработке серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
Последовательность действий и инструкций логопеда могут быть следующие:
«Смотри в зеркало, как делаю я»;
«Смотри в зеркало на себя и выполняй упражнение «Заборчик» («Трубочка», «Лопата»)»;
«Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык?»;
«Выполни это движение еще раз».
Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению апраксических нарушений, имеющих место при дизартрии.
Постепенно у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.

2. Определение последовательности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
При дизартрии в зависимости от наличия у детей патологической симптоматики в артикуляционной моторике, от степени ее выраженности логопед индивидуально определяет последовательность работы над звуками. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

3. Постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука.
Эта» работа при дизартрии проводится так же, как и при любом другом фонетическом нарушении, в том числе и при дислалии. Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Время и способы постановки звуков выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» обрабатываемый звук.
Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи.
Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

4. Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.

5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.
Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Сначала предлагаются 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т.п.), затем 3 слога. Затем даются пары слов, разных по слоговой структуре.

6. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа.

Традиционным является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказ текстов и т. п.

Источники: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/osobennosti-fonetiko-fonematicheskikh-narushenii-u-doshkolnikov-so-stertoi-dizartriei.html, http://www.logopedprofi.ru/ranee-razvitie-detei/pomosch-detyam-s-narysheniyami-rechi, http://www.logopedplus.ru/articles/narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-detey/korrektsiya-narusheniy-zvukoproiznosheniya-pri-dizartrii/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ведущий фактор формирования личности ребенка в семье

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка далее...

Заложило ухо при насморке у ребенка

Заложенность уха при насморке Заложенность далее...

Ребенок кашляет рвоты чем лечить

Мамин Клуб Залогинься Если ребёнок кашляет до рвоты Если далее...

Стоит ли заводить стаффи с шестилетним ребенком

Войдите или зарегистрируйтесь От далее...

Энтеровирус у детей сыпь

Энтеровирусная инфекция Энтеровирусная далее...

Ребенок покрылся красными пятнами и чешется фото

Ребёнок покрылся красными пятнами и далее...

Что дать ребенку при боли в горле

Боль в горле Простуды далее...

Популярные статьи