Главная » Формирование ребенка

Формирования самоконтроля у умственно отсталых детей

Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения The technology of forming self-control for children with mild mental retardation in the learning process Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • САМОКОНТРОЛЬ ,
  • ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ,
  • УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ,
  • ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ,
  • SELF-CONTROL ,
  • MILD MENTAL DISORDER ,
  • LEARNING PROCESS ,
  • SELF-CONTROL DEVELOPMENT TECHNOLOGY

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галкина Вера Александровна

В русле современных изменений в системе специального образования, на основе пролонгированного исследования автором рассматриваются особенности самоконтроля школьников с легкой умственной отсталостью в учебном процессе. В статье представлены данные о состоянии самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью. С учетом полученных в ходе констатирующего эксперимента данных о причинах низкого уровня самоконтроля, количестве допускаемых ошибок и самостоятельности их исправления, разработана и представлена технология формирования самоконтроля для учащихся 1-4 классов, основанная на поэтапном, пролонгированном его формировании с учетом дифференцированного подхода. Раскрыты организационно-методические способы и приемы работы по формированию самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения. Выделены этапы формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью, а также определены основные направления работы учителей СКОШ VIII вида по формированию самоконтроля в начальных классах.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Galkina Vera Aleksandrovna

In light of up-to-date changes in the special education system and on the base of the long-term research the author considers the self-control special features for school children with mild mental disorder in learning process. The data of self-control status for primary school children with mild mental disorder are presented in the article. With account of the obtained in the ascertaining experiment data concerning reasons of low self-control level, mistake quantity and self-corrected mistake quantity the author describes the elaborated self-control forming technology for pupils of (1-4) forms based on self-control step-by-step and long-term development and differential approach. The author reveals organizational-methodical methods and techniques for self-control development of intellectually disordered children in learning process. The stages of self-control forming for primary school children with mild mental disorder are separated. The main work lines are determined for special school teachers to develop self-control at primary school.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина , Галкина Вера Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Галкина Вера Александровна Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 17.09).

Галкина Вера Александровна Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 3 (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 17.09).

Галкина Вера Александровна (2014). Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Галкина Вера Александровна Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4 С.66-75.

Галкина Вера Александровна Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 3 (2014).

Галкина Вера Александровна (2014). Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Полагают, что произвольное внимание у них вырабатывается с трудом (Леонгард Э. И.). Н. С. Осиповой также показано, что формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Из этого делается вывод о том, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать.

Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса (Певзнер М. С.).

Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию постоянно обнаруживается у умственно отсталых детей. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, на улице, в малознакомых местах.

У детей, причина умственной отсталости которых кроется в преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических процессов происходит увязание в многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала. Узость поля внимания умственно отсталого ребенка связана с трудностью осуществления мыслительного синтеза (Пиаже Ж.). Для расширения объема внимания необходима ассимиляция все большего количества учитываемых признаков, включение их в структуру опыта, что требует сохранности соответствующих механизмов.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация

Целистатьи – представить технологию развития в учебном процессе самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью; раскрыть особенности состояния самоконтроля у детей данной категории; показать необходимость дальнейшей целенаправленной работы в указанном направлении.

Методика и методы. В работе использовались теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: беседа, письменные задания, наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ.

Научная новизна и результаты. Выявлены причины низкого уровня самоконтроля младших школьников с нарушением интеллекта. С учетом современных изменений в области специального образования впервые разработана и научно обоснована универсальная технология развития самоконтроля в учебной деятельности у детей с легкой умственной отсталостью. Показана необходимость переходных этапов при освоении такими учащимися всех видов контроля; представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность предлагаемой технологии, которая носит комплексный характер и может применяться при изучении всех дисциплин в начальной школе.

Практическая значимость. Материалы исследования предлагается использовать как в специальных (коррекционных) школах VIII вида, так и в общеобразовательных школах, атакже всистеме повышения квалификации учителей начальных классов и при подготовке студентов.

Ключ. слова

Об авторе

аспирант кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета, Москва (РФ).

Список литературы

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1979. Т. 2. 400 с.

2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: монография / пер. с немец. А. Н. Зуева. Москва: Медицина, 1981. 239 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1983. Т. 5. 361 с.

4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / под. ред. А. И. Подольского. Москва; Воронеж, 1998. 482 с.

5. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. Москва: Учпедгиз, 1935. 176 с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под. ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2010. 152 с.

7. Кожалиева Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. 1997. No 4. С. 36–43.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.

9. Матасов Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников: дис. д-ра псих. наук: С.-Петербург, 1997. 332 с.

10. Мирский С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: Москва, 1967. 18 с.

11. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы: методическое пособие. Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1985. 70 с.

12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: монография / под ред. Ж. И. Шиф. Москва: Просвещение, 1965. 343 с.

13. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). Москва: АПН РСФСР, 1959. 486 с.

14. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовит. 1–4-е классы / под ред. В. В. Воронковой. Москва: Просвещение, 2013. 176 с.

15. Проект примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_Пр.АООП_УО.pdf.

16. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08 _ФГОС_УО_27.09.pdf.

17. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1986. 192 с.

18. Ярова Л. П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: Киев, 1994. 17 с.

19. Jackson Henry J. Boag Paul G. The Efficacy of Self-Control Procedures as Motivational Strategies with Mentally Retarded Persons: A Review of the Literature and Guidelines for Future Research [Электрон. ресурс] // Journal of Intellectual and Developmental Disability. 1981. Vol. 7. No 2. P. 65–79. Режим доступа: http://informahealthcare.com/doi/abs/10.3109/136682581090 18 87? journalCode=jid.

20. Kim Dr. Ok Dr. Byun Prof. Lee Prof. A case study on clinical dohsatherapy on the self-control of children with mental retardation [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.jldd.jp/gtid/acmr_17/pdf/35-myeong.pdf.

21. Mahoney Michael J. Mahoney Kathryn. Self Control Techniques with the Mentally Retarded // Exceptional Children. 1976. Vol. 42. Issue 6, P. 328. Режим доступа: http://connection.ebscohost.com/ c/articles/19762971/selfcontrol-techniques-mentally-retarded.

Дополнительные файлы

Для цитирования: Галкина В.А. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Образование и наука. 2015;1(2):104-116. DOI:10.17853/1994-5639-2015-2-104-116

For citation: Galkina V.A. SELF-CONTROL FORMATION TECHNOLOGY FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION IN LEARNING PROCESS. The Education and science journal. 2015;1(2):104-116. (In Russ.) DOI:10.17853/1994-5639-2015-2-104-116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.

ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya, http://pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-106.shtml, http://www.edscience.ru/jour/article/view/366

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Нормы остаточной мочи у детей

Остаточная моча – это далее...

Уровень дети правильно определяют эмоциональные

Как определяют уровень подготовки детей к школе Готовность к далее...

Почему новорожденный постоянно плачет

Грудной ребёнок часто далее...

Сухой кашель у ребенка без температуры комаровский

Лечение кашля у детей по Комаровскому У Комаровского далее...

Занятия детей 12 15 лет

Набор Прием детей вШколу Классического Балета 1год далее...

Ребенок 1 год сидит

Во сколько месяцев дети начинают сидеть? Со скольких месяцев ребенок далее...

У ребенка болит живот спазмами что делать

Мышечные спазмы в животе Серьезные причины спазмов в далее...

Популярные статьи