Главная » Формирование ребенка

Игры для детей на формирование толерантности

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Игры на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Игры на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. В дошкольном возрасте воспитание и развитие происходит во время игр. Правильно подобранные игры, являясь основным видом деятельности у детей дошкольного возраста, позволяют воспитывать толерантные взаимоотношения среди детей и взрослых.

К играм на развитие толерантных взаимоотношений относятся:

Игра мировое приветствие .

Приветствовать детей без слов принятыми в различных странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

Игра Я - хороший, ты - хороший

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех. (Это упражнение можно предложить воспитателям, немного усложнив его - нужно называть положительные качества, которые начинаются на первую букву имени человека.)

Игра Приветствие без слов

Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего Я . Начните с детьми ходить по группе, выражая свое настроение походкой, а затем по команде выразите другое настроение походкой. Например, можно представить, что ты совсем без сил, или очень весёлый, теперь очень пугливый человек ит.д.

Игра Моя семья

Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи, а затем рассказать о них

Игра Обмен ролями

Участникам предлагается объединиться в группы: в пары - один участник играет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации:

Просьба ребенка о покупке игрушки. Подрался с другим ребенком и т.

Игра «Добрый ангел»

Заранее необходимо приготовить по одной карточке для каждого ребенка. Каждый участник пишет свое имя на карточке, если дети еще не могут написать свое имя, то можно использовать маленькие фотографии детей, наклеенные на карточки. Затем карточки складываются в один непрозрачный мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной карточке с именем или изображением одногруппника. Имена, написанные на карточке, не произносятся. Задача каждого участника в том, что он в течение недели должен стать добрым ангелом для того ребенка, чье имя указано на карточке. Необходимо сделать какое-либо доброе дело, сюрприз так, чтобы не выдать себя. В конце недели подводятся итоги:

Кто был твоим добрым ангелом ? Приятно ли было принимать подарки? Сложно ли было подарки делать самому?

Игры на воспитание толерантности

Игры на воспитание толерантности[1]

Игра Словесный портрет

Участники игры должны за определенное отведенное время составить словесный портрет, например толерантного человека. Какой он? Что для него характерно, чем он живет, что его особенно интересует? Может быть, следует привести примеры таких людей из реальной жизни или литературных произведений.

Целесообразно подчеркнуть основные психологические черты этого человека, может быть поставив их в определенный ранг, то есть по степени значимости. На первое место ставится самая значимая, с точки зрения толерантности, черта, затем — вторая его отличительная черта, далее третья и до тех пор, пока не будут расставлены все его психологические характеристики.

Педагогу следует дать определенный алгоритм составления словесного портрета, с тем, чтобы все участники (или группы участников) были в равных условиях и ничего не забыли при составлении такого предмета.

1. Название черты, которая присуща толерантному человеку.

2. Основные признаки указанной черты: внешние признаки, которые видят окружающие, внутренние признаки, которые видит только сам человек.

3. Обоснование указанной черты как толерантной с демонстрацией примеров.

4. Возможные последствия преобладания указанной черты для самого человека, его семьи, общества в целом: положительные последствия наличия указанной черты, отрицательные последствия наличия указанной черты.

5. Предполагаемые действия со стороны самого человека, а также со стороны общества и государства.

Игра Совет мудрейших, или Что было бы, если.

Преподаватель предлагает ребятам, объединившись в группы по 4 — 5 человек, подумать над определенной темой и ответить на вопрос: Что было бы, если. . Например, Что было бы, если люди перестали вести войны?

Каждая группа должна в течение 3-4 мин. постараться ответить на предложенный вопрос, указывая конкретные возможные варианты развития событий при наступлении указанных в вопросе обстоятельств. Результат размышлений группы может быть оформлен в виде простого текста выступления, с которым должен будет выступить кто — то из членов группы, или в виде рисунка с названием, или в виде небольшой театральной сценки, которую группа должна сразу представить всему классу. Вполне возможна и индивидуальная работа над вопросом, который педагог предлагает учащимся для размышления. В качестве примера приведем содержание ответов ребят, рассматривавших вопрос о возможных последствиях ликвидации всеми государствами своих вооруженных сил:

Преступность чудовищно возрастет ;

Оружие перейдет в руки преступников ;

Оружие будет уничтожить очень трудно, да и проконтролировать нельзя ;

С одной стороны, будет лучше, а с другой — будет много безработных ;

В странах, где была наемная армия, появится много безработных, которые умеют только стрелять ;

Может начаться гражданская война .

Примечание. Целесообразно провести предварительную подготовку данной игры, попросив ребят самих сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить подробные ответы. Для этого за несколько дней до проведения игры педагог обращается к ребятам с просьбой подумать над вопроса-ми, которые их волнуют, и записать их именно в такой форме. Я хотел(а) бы узнать, что было бы, если.

Затем во время самой игры педагог может передать группам именно те вопросы, которые были сформулированы самими ребятами. В этом случае игра идет более активно и заинтересованно.

Игра Аргументы и факты

Цель игры — формирование умений видеть в процессах и явлениях социальной жизни как положительные, так и отрицательные стороны, то есть противоречия, и, основываясь на их анализе, делать определенные выводы.

Содержание игры. Учащиеся делятся на две примерно равные группы, каждая из которых в ходе игры будет выполнять одну из ролей:

а) сторонники — люди, принимающие и поддерживающие то ил и иное явление, которое будет рассматриваться в ходе игры,

б) противники — люди, активно выражающие сомнение в нужности, полезности того же самого явления.

Задача каждой группы привести как можно больше убедительных аргументов в пользу своей позиции. Причем обязательно выдерживать корректный стиль общения во время обсуждения доводов и аргументов другой группы.

Комментарий. Основная задача педагога — настроить учащихся на глубокие и серьезные размышления о природе социальных процессов, на анализ положительных и отрицательных сторон рассматриваемых явлений.

Примерные темы, которые могут стать объектом пристального анализа учащихся во время этой игры:

Нужна ли профессиональная армия государству, которое официально ведет миролюбивую политику? ;

Могут ли все народы жить в мире, если одни из них богатые, а другие постоянно бедные?

Нужно ли соблюдать права человека, который совершил серьезное умышленное преступление?

Возможные варианты игры.

1. Класс делится не на две, а на четыре группы. В этом случае две группы играют роль сторонников, а две других — противников.

2. Введение индивидуального этапа, во время которого учащиеся самостоятельно записывают свои аргументы за и против , а затем проводится коллективное обсуждение этих аргументов в группах сторонников и противников . Каждая группа должна принять коллективное решение простым большинством голосов. После проведения группового обсуждения и принятия решений от имени группы выступает один из ее представителей, зачитывая общегрупповые аргументы, которые преподаватель может записывать на доске.

[1] Более подробно см. Целевая программа Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе . Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя / Под ред. А. С. Прутченкова. М. АПК и ПРО. 2003. С. 120.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Источники: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/10/igry-na-razvitie-tolerantnykh-vzaimootnosheniy-u-detey, http://www.school4-megion.ru/we/164/, http://paidagogos.com/%3Fp%3D7726

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Дать 2 летнему ребенку

Питание ребенка 2-3 года. далее...

Формы экологического образования дошкольников характеристика

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. далее...

Ребенок 11 лет заедает свои трудности

Выберите свой регион Войдите или зарегистрируйтесь Стоит ли детей далее...

Игра как средство развития диалогической речи

ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы далее...

Особенности развитие словаря старшего дошкольного возраста

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У детей старшего далее...

Эмоциональное развитие детей младшей группы

Игры на развитие далее...

У ребенка болит голова

Что вызывает головную боль далее...

Популярные статьи