Главная » Формирование ребенка

Игры формирование личности ребенка

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

См. также

Роль игры в развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в'большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться. Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Роль игры и игрушки в формировании личности ребёнка.

Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и интересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребёнка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности. В результате к самому моменту, когда ребёнок наконец становиться взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую грязную лужицу.

Развитие человека сравнивают с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Средства для этого могут быть разными. Подходит всё, так или иначе затрагивает душу ребёнка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, игра и игрушки, поэтической речи питают и лепят творца. Помочь ребёнку стать им должны мастерство, умение, знание взрослого.

Главное в развитии личности – это научить ребёнка играть, ведь во – первых игра – это школа произвольного поведения. (Д. Б. Эльконин). Заставьте ребёнка стоять по стойке «смирно», он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Ведь замирают же и стоят, даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во – вторых игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия.

В – третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В. Запорожец).

Что такое игрушка в жизни ребёнка? Игрушка – это очень древнее изобретение человечества. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка на всём пути истории. Роль игрушки много функциональна. Она выступает во – первых, как средство психологического развития ребёнка, во –вторых как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в – третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

Игрушка – не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).

Чем же должна быть для ребёнка игрушка?

Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребёнка добра и зла. В раннем детстве игрушка выступает в авто дидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрёшки, пирамиды и т.д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя ребёнок учится различать размеры, формы, цвета. Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, собачки и т.д. Сначала ребёнок производит с куклой подражательные действия, т.е. делает то что показывает взрослый: качает, катает в коляске. Затем кукла или мягкая игрушка выступает как объект эмоционального общения. Ребёнок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведёт к развитию рефлексии и эмоционального отождествлению. Ребёнок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, оружие и т.д.

Благодаря им он осваивает функции назначения предметов, овладевает функциональными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например, лук со стрелами, бумеранг и т.д.

Игрушка серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Опасно, если это происходит в игре с негативным героем – игрушкой. Главное для героя – быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своих целей, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека или животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они – положительные герои и нынешние дети стремятся на них походить. Сейчас грань, кто хороший, кто плохой стирается. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следственными качествами:

-поли функциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях);

-возможность применения в совместной деятельности (коллективные постройки);

-дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т.д.);

-принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребёнка).

К сожалению, современные игры и игрушки в своём подавляющем большинстве есть анти игрушки: они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры, а насаждают стремление к насилию, ненависти. «Игрушками» часто называют и компьютерные игры. А мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные «игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие: традиционных кукол, мягких зверушек, мячики, кубики и прочее. Играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы, раздражительны, вспыльчивы.

Поэтому, задача взрослого, научить ребёнка играть в игрушки со сверстником, ведь от того, какие игры и игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие способностей, воображения и творчества эмоциональной среды, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки – дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребёнка?

«Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развития жизни».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ ЦЕНТРА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК» АНОХИНА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Источники: http://azps.ru/articles/kid/kid86.html, http://psyera.ru/rol-igry-v-razvitii-rebenka-2127.htm, http://zr-vrn.ru/nashin-klientam/stati-dlya-roditelej/stati/rol-igry-i-igrushki-v-formirovanii-lichnosti-rebyonka/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Формирование у детей геометрических представлений

Эллипс – это замкнутая плоская кривая далее...

Интересные идеи детских поделок

Интересные поделки с детьми Интересные поделки с детьми далее...

Одаренные дети нуждаются в

0:00, 31 декабря 2014 62 0 2368 Проблемы одаренных далее...

Ребенок 2 5 года не слушается

Что делать если далее...

Программа творческой мастерской детей

Творческая мастерская «Сувенир» Дети должны жить в далее...

Раскраска животные леса детей

Раскраски для детей. Животные Познавательные раскраски далее...

Лечение аллергического насморка детей народными средствами

Народные средства для лечения аллергического далее...

Популярные статьи

x