Главная » Формирование ребенка

Морозова формирование познавательных интересов у аномальных детей

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Формирование познавательных интересов у аномальных детей.

Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: монография / Н.Г. Морозова. - М. Просвещение, 1969. - 280 с. (Академия пед. наук СССР).

В монографии даны результаты многолетних исследований, посвященных изучению познавательного интереса в жизни и деятельности детей школьного возраста. Особую важность представляют материалы, отражающие методы изучения познавательного интереса у разных категорий детей и пути его формирования.
Исследования проведены на базе массовой школы.

Упоминаемые в работе нарушения

НАРУШЕНИЕ СЛУХА:
Тугоухость
Глухота
Оглохшие
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ:
Слепота
Слабовидение
Ослепшие
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ:
Общее недоразвитие речи
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
ЗПР
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
Умственная отсталость
Олигофрения

Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. #151; 2012. #151; №4. #151; С. 366-367.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л. И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как мощный побудитель активности личности;

- и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Н.Р. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это сплав многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.)

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Таким образом, анализ современных психолого-педагогических исследований, позволяет определить познавательный интерес как ценное личностное образование, формирование и развитие которого необходимо начинать с раннего возраста, являющегося сензитивным периодом для данного процесса.

Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. - М. Просвещение, 1969. - 264 с.
  • Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. Педагогика, 1971. – 352 с.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Ананьев Б.Г. и др. 3-е изд. - СПб. Питер. 2001. - 282с.
  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М. Педагогика, 1989.
  • Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. - М. Политиздат, 1983.

  • Иностранный язык как средство развития познавательных интересов школьников

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1 Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки ЛГУ, Психология, 1959. №265. Вып. 6, С. 41-61.

    2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л. Изд-во Ленингр. Ун-та, 1969. – 339 с.

    3 Антипова Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся – М. 1986.

    4 Арестова В.Ю. К вопросу о формировании учебной мотивации у младших школьников // Педагогические условия формирования знаний, навыков, умений у школьников – Чебоксары, 2010. – С. 15-19.

    5 Архипов А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М. 1955. – 16 с.

    6 Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка //Урок русского языка на современном этапе.- М. Просвещение, 1978.- С. 242-243.

    7 Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса. // Ученые записки. Иркутск, 1940. – вып. V. – С. 212-258.

    8 Беляева Н.А. Активизация интереса к учению как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М. 1955. – 17 с.

    9 Бим И.Л. Бибалетова М.З. Щепилова А.В. Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) // ИЯШ. – 2009. – №1. – С.5

    10 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М – 1993. – С.85

    11 Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. // Известия АПН РСФСР, 1955. – вып. 73. – С. 1-14.

    12 Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку./Иностранные Языки в Школе. – 2003. – №5. – С. 31

    13 Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, раздел 2. М. 2004.

    14 Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. – Киев: Рад. школа, 1941. – 123 с.

    15 Гурвич П.Б. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. – 1988. – №3.

    16 Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся//Автореф. дис. канд. пед. наук–М. 1987.

    17 Есипов Б.П. Основы дидактики. - М. Просвещение, 1967. – 422 с.

    18 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986.

    19 Ильин В.С. Формирование личности школьника (Целостный процесс). М. Педагогика, 1984.

    20 Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989. – №4. – С.15.

    21 Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. – 2010. – Вып. 2. – С. 62 –64.

    22 Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л. Знание, 1973. С. 17 – 32.

    23 Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Педагогика и психология – М. Знание, 1979. - №2 - С. 46.

    24 Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). – М. Просвещение, 1969. – 270с.

    25 Пидкасистый П.И. Фридман Л.М. Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М. Педагогическое общество России, 1999.

    26 Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1990.

    27 Равкин З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: – Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. – 45с.

    28 Рогова Г.В. Рабинович Ф.М. Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.:Просвещение,1991. – 287 с.

    29 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М. Учпедиз, 1946. – 704 с.

    30 Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы (учебное пособие по спецкурсу). – Волгоград, 1988.

    31 Савина Ф.К. Треплина О.Ф. Гуманизация педагогического процесса на основе развития познавательных интересов учащихся / Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования, Ч.1, Волгоград, 1991.

    32 Столяренко Л. Д. Основы психологии, 4-е изд. перераб. и доп. — Ростов – на – Дону Феникс, 2001. – 665 с.

    33 Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. 1994. – 239с.

    34 Шошина М.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2008. – №8. – с.40.

    35 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М. Педагогика, 1988. — 208 с.

    36 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. Педагогика, 1971.

    37 Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1986.

    38 Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М. Учпедиз. 1962.

    39 Cattel R. Child D. Motivation and Dynamic Structure/ R. Cattel, D. Child. – Holt, Rinehart and Winston, London. – 1975.

    40 Gardner R. Lambert W. Motivational variables in second language acquisition/ R. Gardner, W.Lambert. – Canadian Journal of Psychology/1959/ Number 13.

    41 Zimmerman B. J. A social cognitive view of self regulated academic learning. - Journal of Educational Psychology/1989/ Volume 81/ Number 3. – p.337.

    42 Hidi S. Renninger A. The Four-Phase Model of Interest Development, Educational Psychologist, v41. – 2006 – n2. – p.111– 127.

    43 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от от 11.02.2002 N393.

    Источники: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/formirovanie-poznavatelnyh-interesov-u-anomalnyh-2611, http://moluch.ru/archive/39/4627/, http://mini-soft.ru/document/inostrannyy-yazyk-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-shkolnikov

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Повышенное содержание лейкоцитов в моче у ребенка

    Норма лейкоцитов у ребенка Лейкоциты (белые кровяные тельца) становятся далее...

    Правильно кормить грудью новорожденных

    Как кормить грудью новорожденного Во далее...

    Температура у 10 месячного ребенка

    25 мая 2010, 09:43 У дочки далее...

    Проблема развития одаренного ребенка

    Проблема социального развития одаренных детей The далее...

    Рисуем с детьми 2 3 лет

    Рисование с детьми 2-3-х лет Даже в раннем возрасте далее...

    Гноится глаз у ребенка 1 год

    Гноятся глаза у ребенка Гной в глазах у ребенка представляет далее...

    Основная форма обучения воспитания ребенка

    Наряду с игрой немалое место в жизни далее...

    Популярные статьи