Главная » Формирование ребенка

Музыка формировании личности ребенка

МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общим переживанием. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами. т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Как и другие виды искусства музыка имеет познавательное значение, активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, заставляет мыслить и творить.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека. вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Умелое использование мелодического и ритмического компонента музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих, регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.


Влияние музыки на формирование личности ребенка

Сатья адресована родителям,перед которыми на определенном этапе встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой вид деятельности выбрать. Оздоровительные, психоэмоциональные и развивающие аспекты музыкальных занятий в дошкольном возрасте как основа фундамента для дальнейшего развития личности ребенка.

На определенном этапе перед родителями встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой кружок выбрать, так как на сегодняшний день представлен широкий спектр творческих и спортивных объединений. Некоторые родители, к сожалению, недооценивают роль музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте, тем более, если они не пророчат своему малышу будущее музыканта.

Стоит начать с оздоровительного аспекта музыкальных занятий на благоприятное развитие ребенка. Еще В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.. Помимо благотворного влияния на психоэмоциональное состояние малыша, музыкальные занятия положительно влияют и на физическое воспитание ребенка: музыкально-ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, координацию движений, четкость ходьбы. Правильная поза поющих детей углубляет дыхание ребенка, а пение – развивает речь, укрепляет голосовые связки и лечит от заикания. Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет.

На музыкальных занятиях с ребятками дошкольного возраста используются разные виды деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцы, артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры. Чередование этих видов деятельности требует от детей внимания, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка. Слушание музыки (фрагменты произведений-классиков, песни из мультфильмов и сказок) расширяет кругозор, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельной улучшает качества пения: дети начинают петь более протяжно. Слушать спокойную музыку особенно важно для легковозбудимых детей. Умение ориентироваться в пространстве, быстро построиться в кружочек или друг за другом не простая задача для малыша. Этот навык постепенно развивается на музыкальных занятиях, где частые смены видов деятельности требуют перемещений в пространстве.

Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучящие музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка.

Ученые доказали, что только музыка и человеческий мозг имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей в нервных клетках. Под ее воздействием усиливаются связи между левым и правым полушариями головного мозга, что развивает пространственное мышление. Иными словами, у детей, ранее занимающимися музыкой, больше развиты лингвистические и математические способности. Автор известной книги по раннему развитию детей подмечает, что даже внешний облик ребенка, который слушает музыку и берет уроки музыки меняется под влиянием этих занятий .

Оптимальный возраст для начала занятий – 3, 4 года. Не все дети в этом возрасте имеют опыт общения в коллективе. У меня занимаются ребятки, которые не ходили в детский сад. Была одна девочка, которая не соглашалась заниматься без родителей и на занятиях всегда присутствовала мама. Примерно через месяц ситуация изменилась и все страхи прошли, девочка спокойно занималась и легко общалась с другими детьми, а через некоторое время сама захотела подойти к высокому черному роялю спеть песенку.

Не могу не сказать о положительном эмоциональном настроении ребенка после музыкальных занятий. При правильном построении занятия, быстрой смене видов деятельности и творческом подходе преподавателя к занятиям, у детей происходит выход эмоциональной энергии, ребенок получает заряд веселья и радости, что очень важно для этого возраста. По словам Д. К. Кирнарской, музыкального психолога, доктора психологических наук, в детстве важнее свобода и счастье, а не знание . Доброжелательная интонация педагога, его эмоциональность и заинтересованность являются неотъемлемой частью успешного проведения занятий с дошкольниками.

Возвращаясь к истории, напомню, что музыкальные занятия всегда были частью домашнего образования высших слоев российского общества: дети аристократии 18-19 в. обучались игре на инструменте и пению. Благотворное влияние музыки было известно еще древним грекам, у которых музыка была частью воинского обучения. И в наше время трудно представить себе подростка, играющего на инструменте и поющего в хоре, который был бы наркоманом или малолетним преступником. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка, гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают бессильны и школа и родители – отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств – музыку.

Литература:

  1. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты – 21 век, 2004
  2. Масару Ибука. Пер. с англ. – М. Русслит, 1991

Автор материала: Евменова Светлана Викторовна

Следующая статья#8594;Отчего у ребенка стресс?Предыдущая статья#8592;Психологическое занятие для родителей - Мой любимый непослушный ребенок

Влияние музыки на формирование личности ребенка

Подобные документы

Анализ использования музыки в спектакле Муха-Цокотуха . Особенности звукорежиссуры спектакля. Функции сюжетной и условной музыки. Рекомендации по постановке детского музыкального спектакля. Принципы музыкального оформления спектакля с подбором музыки.

курсовая работа, добавлен 27.02

Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников.Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса. Своеобразие музыкальных стилей и направлений. История возникновения техно – музыки. Краткий курс музыки House.

дипломная работа, добавлен 21.04.2005

Механизм становления классической музыки. Произрастание классической музыки из системы речевых музыкальных высказываний (выражений), их формирование в жанрах музыкального искусства (хоралах, кантатах, опере). Музыка как новая художественная коммуникация.

реферат, добавлен 25.03

Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения.

дипломная работа, добавлен 21.04.2005

Классификация основных жанров музыки: народного, профессионального композиторского и традиционного. Песенная культура, инструментальная музыка и современное композиторское творчество казахского народа. Поэтические традиции, эпос и искусство айтыса.

презентация, добавлен 13.10

Формирование музыки как вида искусства. Исторические стадии становления музыки. История становления музыки в театрализованных представлениях. Понятие музыкальный жанр . Драматургические функции музыки и основные виды музыкальных характеристик.

реферат, добавлен 23.05

Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. Лингвистическая теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.

реферат, добавлен 21.09

Формы и методы постижения музыкального бытия. Гипотезы о происхождении музыки. Музыка как ценность жизни и ее уроки. Музыкальное выражение как аспект философии языка А.Ф. Лосева. Философские основы музыкальной терапии. Музыкальные мотивы философии Ницше.

доклад, добавлен 27.02

Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.

творческая работа, добавлен 16.09

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания. Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку. Структурные компоненты музыкального восприятия.

курсовая работа, добавлен 28.04

Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки. Музыкальный ритм и его влияние на слушателя. Музыкальное переживание, как психический феномен. Влияние личностных особенностей индивида на процесс адекватности музыкального восприятия.

курсовая работа, добавлен 12.12

Музыка - вид искусства, ее роль в жизни человека. Музыка и другие виды искусства. Временная и звуковая природа музыкальных средств. Образы, присущие музыке. Музыка в духовной культуре. Воздействие изменившихся условий существования музыки в обществе.

реферат, добавлен 26.01

Место музыки в жизни немецкого народа. Состояние музыкального образования и воспитания в Германии от эпохи Средних веков до наших дней. Структура музыкального образования в современных музыкальных ВУЗах страны. Работа по привлечению иностранных студентов.

курсовая работа, добавлен 07.09

Взгляды на психологию музыкального восприятия. Физиологические основы слуха. Созвучия, воспринимаемые как унисон. Психологические предпосылки возникновения музыки. Ощущение музыкального звука и его компоненты. Тембр, консонанс, диссонанс и чувство ритма.

курсовая работа, добавлен 09.05

Зарубежные и русские композиторы. Влияние музыки на человека. Влияние современной молодежной музыки на молодежь, на их эмоциональное, физическое и духовное состояние. Что происходит в зоне шизофонического разрыва. Современные молодежные направления.

контрольная работа, добавлен 04.01

Определение этнической музыки, ее категории и характерные звуки. Знаменитый исполнитель афро-кубинской музыки сон и болеро Ибрагим Феррер как пример этноисполнителя. Популяризация этнической музыки в России. Примеры этнических музыкальных инструментов.

презентация, добавлен 25.12

Разновидности североамериканской народной музыки. Истории направлений американской музыки. История джаза в США в первой четверти XX века. Основные течения джаза и кантри. Характерные черты музыкального языка джаза. Ковбойские баллады Дикого Запада.

контрольная работа, добавлен 16.09

Истоки вокальной музыки. Создание музыки нового уровня. Суть вступления к опере. Смешение европейских учений о музыке с африканскими ритмами. Главные направления джаза. Использование электронных инструментов. Трудности в определении стиля музыки.

реферат, добавлен 08.04

Развитие теории музыки, ее связь с философией и математикой. Формулировка акустических законов. Обертоновые системы и равномерно-темперированный строй. Понятие и обозначение темпа, его влияние на человека. Специфика современных темпов электронной музыки.

реферат, добавлен 14.01

Психологические особенности и педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Специфика детской музыки как жанра. Планирование экспериментальной работы. Анализ фортепианного цикла Металлиди Лесная музыка .

дипломная работа, добавлен 31.10

Источники: http://dou9lobnya.ru/index.php/muzykalnyj-rukovoditel/muzyka-i-vsestoronnee-razvitie-lichnosti-rebjonka, http://www.prodlenka.org/psihologija-shkolnikov/1350-vlijanie-muzyki-na-formirovanie-lichnosti-reb.html, http://allbest.ru/k-2c0b65625a2bc68a4c53b89421306d37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Уход за новорожденным ежиком

Другие животные Ёж. Содержание и далее...

Ацетонемическая рвота у детей лечение

Ацетонемический синдром у далее...

Характеристика творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет Анализ проблем творчества далее...

Детские поделки пластиковых поделок

Ракета из бутылки Как сделать далее...

Оценка физического развития ребенка

УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. далее...

Рвота кровью у новорожденного ребенка

Рвота с кровью Присутствие в рвоте далее...

Что дать годовалому ребенку от рвоты

Рвота у годовалого ребенка Рвота у годовалых детей встречается далее...

Популярные статьи