Главная » Формирование ребенка

Обследование формирования слоговой структуры слова у детей

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Людмила Фомина
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Чтобы помощь таким детям была максимально эффективной, необходима соответствующая работа всех педагогов, работающих с детьми данной категории.

В исследованиях Бабиной Г. В. Сафонкиной Н. Ю. указано, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учёт обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

Агранович З. Е. рассматривает коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов как работу по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В работе над данной проблемой выделяет два этапа. подготовительный (проводится на невербальном и вербальном материале; цель этапа - подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка ); собственно коррекционный (на вербальном материале; цель этапа - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов ). Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учётом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка.

В качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у дошкольников Ткаченко Т. А. выделяет искажение воспроизведения стечений согласных звуков. Ведущее место в системе коррекционных упражнений отводит отработке стечений согласных с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие.

Мною подобран разнообразный материал, способствующий формированию слоговой структуры слова. пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, пословицы. поговорки, скороговорки, чистоговорки, песенки, потешки, считалки, речевой материал (для заучивания, на отражённое проговаривание предложений, договаривание слов. упражнения типа «Исправь ошибку». «Закончи слово ». «Подскажи начало слова ». «Что изменилось в слове. «Назови лишнее слово ». а также ритмические и подвижные игры, задания на слоговой анализ слов. Например, при изучении темы «Овощи, фрукты» детям дошкольного возраста предлагаются следующие виды заданий. пальчиковая гимнастика, упражнение на координацию речи с движением, а также различные приёмы. 1) протяжное пропевание названий овощей и фруктов с выделением слогообразующих гласных ; 2) сочетанное с шагами произнесение ряда гласных звуков. АОУ, АУИ, АОУИ (перед ребёнком обозначена цель. дойти до яблока по «звуковой дорожке» ); 3) материал для заучивания. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются такие приёмы, как. 1) «Подбери название овоща (фрукта) к заданному количеству хлопков»; 2) игра «Магазин» (играющим раздаются «деньги» - карточки. **, ***, ***, а у педагога картинки с овощами и фруктами; ребёнок «покупает» тот овощ или фрукт, в названии которого соответствующее количество слогов ); 3) «Закончи моё слово ». огур (цы, бана (ны) ; 4) «Угадай или подбери название овоща (фрукта) к ритмическому рисунку»: Ххх яблоко, тыковка, хХх бананы, гранаты, ххХ мандарин, помидор; 5) «Исправь ошибку»словах переставлены звуки ). яклобо, пукаста, рогох; и др.

Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала в практической работе эффективно способствует коррекции у детей речевого дефекта, недостатков внимания, мышления, памяти, мелкой моторики пальцев рук.

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - М. Гном и Д, 2001.

2. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова. обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М. Книголюб, 2005.- Серия «Логопедические технологии» .-96 с.

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб. Детство-пресс, 2001.

4. Светлова И. С. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. 2001.

5. Ткаченко Т. А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – М. Гном и Д, 2004

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма)

Тувышкина О.В. учитель-логопед высшей категории МБДОУ д/с № 7.

Коррекционно – образовательные задачи. Формирование умения четко произносить двусложные слова с закрытым слогом. Уточнение артикуляции и правильного произношения звука [т]. Совершенствование навыка слогового анализа и грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом -ик, -ок, -ёк).

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений, внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Изображение или игрушка Лунтика; интерактивная доска, презентации к играм “Угадай игрушку”, “Домики для слов”; чистые листы бумаги, восковые мелки, набор счетных палочек на каждого ребенка, плоскостные изображения ладоней и ступней, мяч, шкатулка с заданиями в конвертах.

Дети заходят и становятся рядом с логопедом.

Логопед. К нам в гости пришла посылка от необычного сказочного героя. Попробуйте отгадать, кто это?

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты –

Фиолетовый зверек, детям маленький дружок.

Дети. Это Лунтик.

На интерактивной доске появляется изображение Лунтика. Логопед открывает посылку и достает письмо, которое зачитывает детям.

Логопед. Лунтик недавно прилетел с Луны и хочет ходить в детский сад, чтобы потом пойти в школу. Но в детский сад его не принимают - он многого не знает. А чтобы его приняли в детский сад, ему нужно выполнить задания. И он просит нас помочь ему.

Логопед. Ребята, поможем Лунтику?

Логопед. Свои задания Лунтик положил в шкатулку.

( Логопед достает конверт с 1-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

  • Игра “Угадай сказочного героя”.

    На интерактивной доске появляются изображения героев в следующем порядке: колобок, зайка, Винни-пух, кот, мышка.

    Логопед. Посмотрите и угадайте мой предмет. Этот предмет находится позади кота.

    Логопед. Этот предмет находится впереди кота, но позади зайки.

    Дети. Это Винни-пух.

    Логопед. Этот предмет находится впереди мышки.

    Логопед. Этот предмет находится впереди козы, но позади колобка.

    (Правильный ответ сопровождается сигналом на экране)

    Логопед достает конверт со 2-м заданием и предлагает детям пройти за столы.

    Дети сидят за столом.У каждого ребенка чистый лист бумаги и восковые мелки.

    Логопед. Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький круг.

    ( Логопед достает конверт с 3-м заданием и предлагает детям пройти на ковер)

  • Игра “Ладошки и следы”.

    На полу хаотично разложены плоскостные изображения ладоней

    Логопед. У каждого из вас по одному плоскостному изображению ступни и ладони. Найдите вторую пару ладоней и ступней, которые разложены на ковре.

    ( Логопед достает конверт с 4-м заданием).

  • Игровое упражнение “Сосчитай слова”. Знакомство со звуком [т] .

    Логопед. Послушайте слова: канат, билет, букет. Сосчитайте,

    сколько слов я назвала слова.

    Логопед. Назовите второе слово, первое, третье.

    Дети. Билет. Канат. Букет.

    Логопед. Какой звук чаще всего встречается в этих словах?

    Логопед. Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

    Дети. Согласный – не поется, глухой – произносится без голоса, твердый.

    Логопед. Как правильно произносится звук [т]?

    Дети. Рот приоткрыт, язык стучит по верхним зубам.

    Логопед. Давайте правильно произнесем звук [т]. А теперь будем проговаривать слоги со звуком [т] с использованием ручных символов (по методике С.Е.Большаковой – звук [а] - открытая ладонь, обращенная на ребенка; звук [у] – пальцы сближены в щепотку, но не сомкнуты и вытянуты к ребенку; звук [о] – пальцы, как губы при звуке [о], только шире; звук [и] – ладонь в кулак, пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) ).

    Дети. Та, то, ту, ат, от, ут, ит.

    Логопед. А теперь вы по очереди будете повторять слоги с изменением ритмического рисунка. Слушаем, запоминаем, повторяем.

    Дети. Та - та-та; то - то - то-то; и др.

    Логопед. А сейчас я назову слог, а вы повторите его все тише и тише…

    Ат-ат-ат…, то же с гласными [о], [у], [и].

  • ФКМ. Упражнение “Обезьянки”.

    Логопед (поворачивается спиной к детям ). Превращаемся в обезьянок. Я показываю движения, а вы повторяете: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене.

    ( Логопед достает конверт с 5-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

  • Игра “Домики для слов”.

    На интерактивной доске появляется изображение двух домов: большой и широкий, маленький и узкий.

    Логопед. На полянке стоят два домика: один маленький и узкий, а другой – большой и широкий. Все короткие слова надо поместить в маленький, узкий домик, а все длинные – в большой и широкий.

    Дети. Конь – это короткое слово. Поместим его в маленький, узкий домик. Улитка - это длинное слово. Его надо поместить в большой, широкий дом. И таким образом дети распределяют по домикам слова: конь, улитка, кот, собака, жук, утенок.

    ( Логопед достает конверт с 6-м заданием и предлагает детям присесть за столы).

    8.Упражнение “Сосчитай слоги”.

    Логопед. Выложите столько палочек, сколько раз постучал молоток: тук-тук - тук; тук-тук-тук-тук-тук; выложите столько палочек, сколько капель упало на землю: кап; кап-кап; кап-кап-кап-кап. Сейчас я буду называть слова, а вы поднимите карточку со слоговой схемой соответствующую количеству слогов в данном слове (том, моток, молоток, мед и т.д.)

    ( Логопед достает конверт с 7-м заданием и предлагает детям пройти на ковер).

  • Игра с мячом “Назови ласково”.

    Логопед. Я бросаю мяч, называю слово. Вы возвращаете мяч, называя слово ласково:

    Логопед: Дети: Логопед: Дети:

    кот – котик ноль – нолик

    дом – домик том – томик

    дым – дымок ком – комок

    дуб – дубок мед – медок

    конь – конек пень – пенек

    тень – тенек день – денек

    Логопед. Ну вот, ребята, закончились задания Лунтика, шкатулка пуста.

    Я думаю, что мы помогли ему подготовиться к поступлению в детский сад и он многому научился. Ребята, какие игры и упражнения вам понравились больше всего? А в посылке что-то осталось. Эти яркие книжки-раскраски Лунтик прислал вам в подарок.

    Желаем успеха!

    Логопеды рекомендуют:

    Использование дидактических игр в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР

    Номинация Методическая работа в ДОУ

    Очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

    Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

    Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи для включения в общую коррекционную работу.

    Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, для обеспечения социальной успешности, в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГТ.

    Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации пропедевтического этапа дифференцированного коррекционного воздействия с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

    Пропедевтику слоговой структуры слов целесообразно начинать в первом периоде обучения с формирования неречевых процессов.

    Эта работа проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях.

    В ходе индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы.

    На фронтальных занятиях активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и используются как: организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.

    Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М. 2006

    Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. 2004

    Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М, 2002

    Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М. 2007

    Курганский А.В. Ахутина Т.В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6 – 7 лет //

    Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений. Вопросы психологии, 1999, № 6, 21 – 38 с.

    Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1995. 25 с.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. 2006.

    Эльконин Д.Б. Психология развития. М, 2002.

    Приложение 1: Использование дидактических игр

    Приложение 2: Материалы к работе

    Автор: Коротаева Татьяна Васильевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, МБДОУ ДСКВ № 45 «Искорка», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.

  • Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-slogovoi-struktury-slova-u-doshkolnikov-s-onr.html, http://www.logoped.ru/tuvyov02.htm, http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11949.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    У ребенка 11 лет поднялось давление

    Все о гипертонии Когда далее...

    Веселые конкурсы детей 4 лет

    Весёлые конкурсы для детей Один далее...

    Возрасте 9 12 лет дети

    Развитие ребенка 12 лет и старше: подростковый далее...

    Аллергия у 5 месячного ребенка делать

    Здравствуйте!Уменя маленькая дочка ей только месяц.Когда далее...

    Как вырастить эмоционально здорового ребенка

    Как вырастить психически здорового ребенка? На психическое здоровье ребенка далее...

    Формирование самостоятельности детей презентация

    ПрезентацияФормирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у далее...

    Физическое развитие детей инвалидов

    Особенности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы далее...

    Популярные статьи

    x