Главная » Формирование ребенка

Психологические механизмы формирования климата в группе детей

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Поддержка самореализации личности

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Таким образом, психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, учет специфики их межличностных отношений.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

- личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

- профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

- ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

- организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;

- включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств; использование игры; формирование общих традиций в классе;

- создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

- поощрение к открытости, доброжелательности;

- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

- развивать коммуникативную культуру;

- развивать эмпатийные способности членов группы, толерантное к ним отношение [2].

Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного психологического климата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя начальных классов.

1. Исаев, Д. Н. Возрастная психология / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — М. Просвещение, 2007. — 498 с.

2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л.3. Линская, Т. П. Усольцева. — Новосибирск: Издательство НГУ. — М. Совершенство, 2008. — 198 с.

3. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу: Методические разработки для школьного психолога. /Сост. Миллер О. М. Ядрышникова Т. Л. Красноярск: КГПИ, 1991–24с.

4. Алешина Ю. Б. Петровская Л. А. Что такое межличностное общение / Ю. Б. Алешина, Л. А. Петровская. — М. Международная педагогическая академия, 2004. — 547 с.

5. Джекобе А. Язык. Познание. Коммуникация / А. Джекобе. — М. Просвещение, 2009. — 231 с.

6. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. — Тюмень; Изд-во ТГУ, 2007. — 215 с.

Исследование возможностей влияния учителя начальной школы
на психологический климат класса

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного Я .
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность,
  • защищённость,
  • мобильность,
  • креативность,
  • оптимизм,
  • инициативность,
  • работоспособность, свобода я .

При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе педагог-класс , высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

  • включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
  • использование игры.
  • формирование общих традиций.
  • создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Наличие активной - позиции педагога по отношению к классному коллективу.
  • привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Социально–психологический климат и основные факторы его формирования

Ночник-проектор Звездное небо, планеты , черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники

Ручка Помада .
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Красный цвет колпачка.
21 руб
Раздел: Оригинальные ручки

Наклейки для поощрения Смайлики 2 .
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
8 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения

Социально–психологический климат и основные факторы его формирования КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИ­ХОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч klima (klima os) — наклон) — качест­венная сторона межличностных от­ношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических ус­ловий, способствующих или пре­пятствующих продуктивной сов­местной деятельности и всесторон­нему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприят­ного социаль-психологического климата. доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выра­жение собственного мнения при об­суждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давле­ния руководителей на подчиненных и признание за ними права прини­мать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполне­нии; удовлетворенность при­надлежностью к коллективу; высо­кая степень эмоциональной вклю­ченности и взаимопомощи в си­туациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответ­ственности за состояние дел в груп­пе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня груп­пового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развито­го коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятель­ностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе тре­бует специальных знаний и уме­ний от руководящего состава. В ка­честве специальных мер применяют­ся: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттеста­ция руководящих кадров; комплек­тование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социаль­но-психологических методов, способ­ствующих выработке у членов кол­лектива навыков эффективного вза­имопонимания и взаимодействия. Социально-психологический климат зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата руководителю следует опи­раться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Синонимы понятия социально-психологического климата — морально-психологический климат, психологический климат, пси­хологическая атмосфера коллектива. Список литературы

Конечно, при рассмотрении социально-психологического климата первичного производственного коллектива в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое-либо влияние на него за счет только макросреды либо только микросреды. Зависимость социально-психологического климата первичного коллектива от факторов его собственной микросреды всегда детерминирована макросредой. Однако в целях анализа, а также при эмпирическом исследовании климата в том или ином производственном коллективе разделение влияния макросреды и микросреды необходимо. Более того, при изучении социально-психологического климата в целях оптимизации управления производственным коллективом следует обратить особое внимание на факторы микросреды, поскольку именно они могут подлежать целенаправленному воздействию в рамках отдельно взятого предприятия. Исследование этих факторов позволит более обоснованно подойти к операциональному определению понятия социально-психологический климат первичного производственного коллектива и выявлению индикаторов, которые можно использовать для оценки климата в каждом конкретном случае

7. Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка

8. Выявление взаимосвязи доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива

Кармашек в шкафчик Антей Космос .
Ваш малыш вырос и ходит в детский сад! Его вещи будут всегда на своем месте в шкафчике в детском саду, если у него есть Кармашек в
595 руб
Раздел: Прочие

Брелок металлический Сочи-2014 Талисманы с тремя подвесками.
Брелок для ключей в виде официального талисмана Сочи-2014 у Вас в кармане!
413 руб
Раздел: Металлические брелоки

Сковорода с керамическим покрытием, 28 см, литой чугун (арт. F2878 Progressi).
Сковорода чугунная Pomi d#039;Oro, модель F2878, коллекция Progressi. Диаметр 28 см, немаркое серое керамическое покрытие Kerano внутри,
930 руб
Раздел: Сковороды с керамическим покрытием

22. Традиционные установки русской культуры, истоки и особенности формирования, факторы формирования русского культурного архетипа

23. Качество сервиса как фактор формирования имиджа организации общественного питания

24. Детский музей как фактор формирования исторического мышления

Источники: http://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4139/, http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/nshvu.htm, http://za4eti.ru/referat/mmpon

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок 4 месяца болит горло

Кашель у грудничка «Кашель - это защитный механизм организма», далее...

Развивающиеся игры детей 1 года

Ребенок 1 года: развивающие игры Не нашли ответ? Задайте бесплатно далее...

Какой смесью лучше кормить новорожденного

Какой смесью лучше далее...

Москва детей 3 лет

Детские музеи и выставки Это было в марте. Я расскажу далее...

Книги для детей 8 9 лет

книги для мальчика 8-9 лет Моему пока далее...

Рвота при коклюше у детей

Коклюш у детей Коклюш - острая инфекция, при которой далее...

Дети 10 лет модели

Индустрия моды в данный момент с большим желанием далее...

Популярные статьи

x