Главная » Формирование ребенка

Пути формирования цветового восприятия у детей

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Работа с родителями в детском саду

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Полуянова Н.А. воспитатель д/с №54 г. Набережные Челны

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок може увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа. «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. на этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

Музыкальные произведения способствуют релаксации (расслаблению)

  1. «Давайте поиграем» А. А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г.
  2. «Домашняя школа мышления», изд. Знание, 1982 г.
  3. «Тайны здоровья ребенка» Т. Г. Глушанюк, Л. Н. Волкова, изд. Интерспект, 1994 г.

Дидактические игры для формирования цветового восприятия у младших школьников

Дидактические игры для формирования цветового восприятия

у младших школьников

Проблема понимания основных законов колористики (цветоведения) в школе является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Именно на начальном этапе обучения, когда дети так искренне чувствуют цвет, важно не дать ребенку потерять интерес к цвету и не утратить важного пути познания окружающего их мира.

Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребенок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как можно больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не в соответствии со вкусами взрослых, и придает детским рисункам особую прелесть, свежесть и оригинальность. Но в то же время это не означает, что у ребенка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.

Поэтому, в настоящее время значительно вырастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования детьми цвета в своих творческих работах, в которых дети запечатлевают свое восприятие мира.

Дидактические игры для формирования цветового восприятия

у младших школьников

«Найди аквариум для рыбки».

На доске в общем «аквариуме» находятся 18 рыбок красного, жёлтого и синего цветов, включая пять степеней разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум», т.е. разместить её в определённой последовательности, например, от красного до белого цвета в порядке его разбеленности. В этом обучающимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы.

«Назовите основные, дополнительные, производные цвета».

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

«Холодные и теплые цвета».

Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.

Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги обучающиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах; систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах; воспитывать интерес к искусству; активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Учитель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Учитель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Учитель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»
или «Разбери картины по группам»

Цель игры: закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Игровой материал: у детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и холодной гамме.

1 задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

2 задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине».

Цель игры: Развить цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Игровой материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги. Учитель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

Изучение живописных техник - лессировка, «а-ля-прима», по-сырому, пуантилистика.

Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.

Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).

Игра «У кого какой характер?» п редполагает цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев (для обучающихся 1-2 классов). Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками и ответить на вопросы: «Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?» Далее педагог корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.

Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.

Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб. Речь, 2003.- 152 с.

Сидуэй Ян «Как смешивать краски», энциклопедия, «Арт-родник», М. 2007.- 144 с.

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. завед. – 2-ое изд. стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.

www.rae.ru Российская Академия Естествознания Научный журнал Современные проблемы науки и образования №6 часть 2, 2007 г.

Развитие восприятия у детей – правила и методики


С момента появления ребенка на свет родители с восторгом, но, тем не менее, с высокой долей удивления замечают, как малыш осваивает все более сложные навыки. Но бывает и иная ситуация: родители затрачивают много усилий, чтобы научить свое чадо чему-либо, но они не дают результатов. Оба приведенных примера тесно связаны с протеканием процесса развития восприятия у детей.


Просто о сложном психологическом явлении

Развитие восприятия у детей – процесс постоянный. И начинается он в момент рождения малыша, ведь природа одарила маленького человечка высокой способностью запоминать новые звуки, предметы, запахи, текстуры и вкусы. Убедиться в этом достаточно просто: ребенок очень быстро учится различать родительские голоса, проявляет недовольство, когда вместо материнского молока получает его заменитель. Все это ему позволяет делать восприятие.

Сам же процесс восприятия детские психологи делят на три периода:

  • младшего (или раннего),
  • дошкольного,
  • младшего дошкольного возраста.


Все три стадии важны для формирования целостной личности, ведь посредством восприятия развивается не только способность использовать основные чувства, но и создавать на их основе логические цепочки. Следует также знать, что для каждой стадии существуют свои правила и методики развития восприятия, ведь каждая знаменует новый этап в личностном росте ребенка.


Что следует знать о развитии восприятия у детей раннего возраста?

Ранний возраст принято условно определять в рамках от рождения до трех лет. Девизом его можно сделать фразу Всё новое . Это период особенно бурного развития всех органов чувств, ведь малыш должен получить максимально возможные сведения о мире, его окружающем. К слову сказать, в первые полгода из него огромную роль играют врожденные рефлексы, например, хватательный. И родители не должны препятствовать малышу активно использовать их.

Нормальным и обязательным считаются действия по поиску интересующих ребенка предметов, например, вышедшей из поля зрения матери или убранной погремушки. Помочь развивать такие рефлексы могут и активные действия родителей. Они должны показывать и тактильно знакомить малыша с новыми предметами. В этом могут помочь детские игрушки. Большое значение имеют специальные игровые комплексы: развивающие коврики, мобили, закрепленные на кровати ребенка. При их помощи родители не только закрепляют слух, зрение и осязание, но и развивают эти чувства.

Вторые полгода восприятие способствует не только узнаванию, но и развитию предметных действий, а также манипуляций. Предметные действия позволяют ребенку знакомиться с функциональным назначением вещей, например: протянув руку и взяв ложку, малыш будет стараться имитировать движения взрослы х. Манипуляции же позволят раскрыть весь спектр возможных действий с полученным предметом. Закрепляются и развиваются они до конца рассматриваемого периода развития.

Как помочь ребенку развивать восприятие в данный период? В основном при помощи игр. Кубики, пирамидки, лабиринты, сортеры позволят не только узнать новые формы, но и цвета и материалы.

Что следует знать о развитии восприятия у детей дошкольного возраста?

Дошкольный возраст определяется психологами периодом от трех до семи лет. В этот период развитие восприятия базируется на нескольких видах деятельности.

Игровая деятельность

Знакомые ранее кубики-пирамидки заменяются постепенно конструкторами, а сортеры – логическими лабиринтами. Если ранее ребенок не был знаком с пазлами, теперь самое время включить их в игровой ассортимент.

Помогут в развитии восприятия и различные формы одевания, например: одеть и раздеть куклу или подобрать комплект бумажной или деревянной модели. Для детей обоих полов будут полезны игрушки, оснащенные пультом управления. Это поможет малышам развивать пространственное восприятие.

Второй вид деятельности – изобразительная

В данном случае речь идет о занятиях лепкой, рисованием, аппликацией. При помощи рисования ребенок, в первую очередь, знакомится с понятием контура предметов. Кроме того, улучшаются его понимание цветовой палитры окружающего мира. Лепка, или моделирование, способствует восприятию объемных конструкций и дает знания о возможностях их изменений. Аппликация же направлена на установление связи части-целое .

Стоит помнить, что лучшему развитию восприятия посредством изобразительной деятельности способствует использование непривычных материалов. Например, лепить можно не только посредством пластилина, но и теста, рисовать – с помощью сыпучих веществ (песка, манки). в аппликации использовать наряду с бумагой и картоном нити, вату, крупы.

Третий вид деятельности – условно-трудовая

В данном случае речь идет о выполнении заданий, связанных с трудом. Например, с уборкой игрушек. Вот только выстраивать её нужно в особом порядке. Так, можно попросить малыша сложить все маленькие машины в коробку, а большие – в мешок. Такое задание поможет развить у него противопоставление большое и маленькое . А связь пустой-полный - при помощи наполнения бутылки для полива цветов.

Все три вида деятельности по развитию восприятия направлены на то, что ребенок начинает осознавать не только смысл манипуляций, но и то, как максимально можно использовать предметы и явления.


Что следует знать о развитии восприятия у детей младшего школьного возраста?

Несмотря на то, что восприятие у детей младшего школьного возраста развито довольно-таки неплохо, оно все ещё нуждается в развитии. Связано это, прежде всего, с появлением в мире ребенка абстрактных понятий и их активном использовании. Например, дерево как собирательный термин может обозначать, как сосну, так и пальму. Задача родителей и учителей разъяснить, как нужно распознавать эти понятия.

Сделать это можно, в основном, только при помощи учебной деятельности. Например, объяснять, что схожие по начертанию заглавные буквы А и Л , П и Н несут различную фонетическую нагрузку. В этом помогает активное чтение, составление и разложение слов на слоги и буквы.

Однако стоит отметить, что получаемые знания вначале должны преподноситься в игровой форме с элементами обучающей, после чего медленно перетечь в полностью обучающую. Это очень важный момент, позволяющий восприятию развиваться уже практически на взрослом уровне.

Источники: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod53.htm, http://globuss24.ru/doc/didakticheskie-igri-dlya-formirovaniya-tsvetovogo-vospriyatiya-u-mladshih-shkolynikov, http://www.4child.ru/flow/razvitie-rebenka/post/razvitie-vosprijatija-u-detej-pravila-i-metodiki-118/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Поделки мама 8 марта детский сад

Поделки к 8 Марта «Цветы для мамы!» Ульяна Норинова Поделки далее...

Круг на шею для купания младенцев отзывы

Недостатки: дороговато, не обязательная вещь, далее...

Игры кроссворды для детей 10 лет

Думаю, что многие любят разгадывать кроссворды. Как вы далее...

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Возраст от 11—12 до 15 далее...

Сбить высокую температуру ребенка уксусом

Как сбить высокую далее...

Сказки детей ночь про животных

Написано pim 5-09-2016, 20:56 Сказочная была та далее...

Витамина д ребенка сыпь

Аллергия на витамин Д у детей и грудничков В отличие далее...

Популярные статьи