Главная » Формирование ребенка

Роль доу в формирование здоровья детей

Статья (младшая группа) по теме:
Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н. Белкиной Л.В. Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в сохранении физического и психического здоровья

детей дошкольного возраста в адаптационный период.

г.Томск, МАДОУ Центр детского развития – детский сад №82

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». На реализацию идей этих документов ориентируются образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Так, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста являются одним из важнейших направлений работы нашего детского сада.

В своей деятельности мы руководствуемся определением понятия «здоровье», данным в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), где указывается, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие [1]. Именно поэтому в детском саду ведётся работа по формированию и поддержке здоровьесберегающей среды, охватывающей все формы благополучия ребёнка. Особое внимание обращается на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем совместной работы воспитателей, психолога, логопедов, медицинских работников и других специалистов.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно. Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адап тации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н. Белкиной Л.В. Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда в озникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?

Безусловно, колоссальная ответственность накладывается на воспитателя в период адаптации ребёнка, так как от него зависит создание условий, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей. Традиционно, в период адаптации дети посещают обычную группу, но неполный день. Это, как показывает практика, является одним из важнейших условий для сохранения физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей.

Воспитатели в период адаптации детей стараются создать максимально благоприятную обстановку в группе, показать ребёнку, что его любят и ждут. Объясняют корректно правила поведения в детском саду, при общении и играх с другими воспитанниками. Стараются развеять все его страхи. Для этого подбираются определённые темы для бесед индивидуальных и групповых, игры, как в группе, так и на прогулке. Активно используется в работе метод сказкотерапии. Свои наблюдения воспитатель фиксирует в диагностическом листе и далее, если есть необходимость, ведется коррекционная работа совместно с педагогом-психологом. Оказавшись в рамках образовательного процесса ребёнок начинает принимать участие в оздоровительных мероприятиях: ежедневной утренней гимнастике, солевом закаливании, хождении по коррегирующей дорожке, физминутках и т.д.

На адаптационном этапе воспитатели тесно взаимодействуют с родителями. Так, при поступлении ребёнка в группу родители заполняют опросный лист, где указывают индивидуальные особенности своего ребенка и пожелания по его воспитанию в МАДОУ. Для наилучшего взаимодействия семьи и сада постоянно проводятся индивидуальные беседы с родителями, информативные родительские собрания, наличие регулярно обновляющейся информации для родителей по адаптационному периоду ребёнка. Создаётся единый стиль общения и воспитания с ребёнком в семье и в МАДОУ.

Вместе с тем, индивидуальные особенности ребёнка определяют характер протекания адаптации и её сроки. В этой связи, актуальность приобретает вопрос о тесном взаимодействии медицинского, педагогического, психолого-педагогического персонала и родителей. В рамках работы проблемно-экспериментальной группы сотрудников нашего детского сада по здоровьесбережению сегодня обсуждается вопрос о создании системы медико-психолого - педагогической поддержки детей в период адаптации. В качестве результата мы ожидаем внедрение «командого» принципа работы, позволяющего комплексно и системно выстраивать процесс адаптации ребёнка в детском саду с участием всех заинтересованных субъектов образовательного процесса. А система медико-психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации будет способствовать гармоничному развитию детей и сохранению их физического и психического здоровья.

  1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf. дата обращения: 15.02.

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей

Белых И.А. заведующая д/с №17 г.Алексеевки Белгородской обл.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

  1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья). игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыкои смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Консультация для родителей Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Консультация для родителей

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Берегите здоровье смолоду! - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! .

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/22/rol-vospitatelya-v-sokhranenii-psikhicheskogo-i, http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie17.htm, http://edu.tatar.ru/nsav/page85910.htm/page1697482.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Подготовка для детей 6 лет

Подготовка детей к далее...

Характеристика эмоциональной сферы дошкольника психология

Развитие эмоциональной сферы дошкольников Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в далее...

Ребенок 5 6 лет картинка

Где покушать Развитие ребёнка с далее...

Синдром эмоциональной лабильности у детей

Эмоциональная лабильность: характеристика и далее...

Тест детей несуществующее животное

достаточно популярен в психологии. По далее...

У ребенка болит ухо после промывания

Что делать, если болит ухо далее...

Развивающие раскраски детей 4 5 лет

Развивающие игры раскраски для детей 3, далее...

Популярные статьи