Главная » Формирование ребенка

Роль семьи формировании ребенка

Медвежонок
МБДОУ
детский сад
компенсирующего
вида №59

«Уникальная роль семьи в формировании личности ребенка».

Педагог-психолог Митина О.А.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. От того, как строятся взаимодействие в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В работах В.И. Гарбузова выделено 9 вариантов родительского поведения.

1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, полагает ребёнка равным себе и способным к пониманию обращённых к нему разъяснений.

3. Автономный - родитель не навязывает своего решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя максимум свободы в выборе и принятии решения и поощряя за проявление этих качеств.

4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное взамен совершения ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка.

5. Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени можно и должно её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий - родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка.

7. Потакающий - родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный - родитель принимает соответствующие решения в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

9. Зависимый - родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей.

Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно записывается еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. До недавнего времени преобладал авторитарный стиль воспитания, который негативно сказывался на психическом, физическом и эмоциональном здоровье ребенка.

Большинство родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:

- создать для ребенка атмосферу безопасности;

- понимать и принимать мир ребенка;

- поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

- создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но не в коем случае не решая все за него);

- обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Замечено, что дети успешнее учат друг друга, чем слушают объяснения взрослого. Поэтому так важно для психического, физического, эмоционального здоровья младшего школьника, чтобы родители сумели на равных войти в деятельность детей. Вступая во взаимодействие с ребенком, родители прежде всего должны ценить естественные механизмы развития ребенка, стараться не нарушать их, а терпеливо наблюдать за ними, строить свою работу с детьми как сопровождающую, раскрывающую эти естественные механизмы. При таком подходе родители становятся наблюдателями, соучастниками и своеобразными исследователями. Но никогда не становятся в позицию все знающего, диктующего, распоряжающегося, авторитарно управляющего. Именно поэтому они получают счастливую возможность вместе с ребенком понять для себя что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами и, конечно, почувствовать сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие.

Роль семьи в формировании и развитии языка

в формировании и развитии языка

Характерной особенностью сегодняшнего дня в Татарстане является рост числа межнациональных браков. Немаловажную роль в интенсивности межнациональных отношений играет язык – средство общения и понимания.

На базе первого языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. На родном языке звучат колыбельные песни матери, устанавливаются межличностные контакты. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и воспитание детей, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.

Второй язык формируется на базе первого. При этом ребенок на обоих языках получает необходимые сведения о реальности, умеет рассказать о себе, т. е. два языка развиваются параллельно, взаимно обогащаясь, дополняя друг друга. Родители, в большинстве своем, право выбора языка оставляют за самими детьми.

Этноязыковая социализация подрастающего поколения Республики Татарстан происходит в основном на русском языке. Знание русского языка дает возможность приобщиться к российским культурным ценностям, расширить круг межнационального общения, получить качественное высшее образование в русскоязычных вузах Татарстана и Российской Федерации. Знание татарского языка способствует обогащению духовной жизни, сохранению и развитию национальных традиций. Количество национальных татарских школ в республике составляет 49,3% от общего числа; 100% русских детей изучают татарский язык.

Немаловажную роль играет то, чье языковое поведение в семье доминирует, матери или отца. Имитируя язык взрослых, дети подражают человеку, который больше всего о них заботится – матери, чья речь эмоциональна, более близка восприятию ребенка, ориентирована на беседу, менее директивна. Гибкий тип коммуникации помогает развивать эмпатию (постижение эмоционального состояния партнера, сопереживание ему), идентификацию (умение поставить себя на место другого человека).

Согласно данным исследования, проведенного в Республике Татарстан в 1992 г. для 36,1% городских жителей татарской национальности языком семейного общения является татарский язык, а для 24,3% – русский. Преобладание татарско-русского двуязычия в семейно-бытовой сфере подтверждается тем, что 37,1% татар в равной степени общаются и на татарском, и на русском языках.Городские жители русской национальности (97,1%) предпочитают общение с близкими на русском языке, лишь 1,2% опрошенных русской национальности хорошо владеют двумя языками и 0,6% респондентов выбрали языком общения в семье татарский язык.

В сельской местности 89,8% татар общаются в семье на родном языке, 3% – на русском. Общение и на татарском, и на русском языке подтвердили 4,8% опрошенных. Для 81,8% жителей села русской национальности языком семейного общения является русский. 12,1% респондентов отметили, что в равной степени владеют двумя языками. Таким образом, двуязычие в сельской семье выражено слабо.

Языковые ориентации национально-смешанной семьи зависят от того, насколько сильны семейные традиции, умеют ли родители передать их подрастающему поколению. Основанные на ответах родителей данные исследований показывают, что лишь 52,7% детей старше 6 лет интересуются национальной культурой отца и матери; 4,9% – тянутся к национальным традициям матери; 2,7% – проявляют интерес к национальной культуре отца; 13,9% респондентов считают, что их дети равнодушны к национальному наследию.

Динамизм современной общественной жизни вносит изменения в языковую ситуацию: и татары (38,6%), и русские (34,9%) придерживаются мнения, что без познания языков невозможно считать себя полноценным представителем своего народа, одинаково хорошее знание обоих языков позволяет жить более богатой духовной жизнью (33,6% и 30,2% соответственно). Подрастающее поколение осознает необходимость практического овладения двумя и более языками. Если в 1999 г. 55% молодежи в возрасте 18-29 лет владели татарским языком, то в 2005 г.-67%.

Уровень удовлетворенности браком, родительством накладывают больший отпечаток на языковое поведение отцов, нежели на языковое поведение матерей. Несмотря на превалирование в языковом поведении отцов директивных обращений, именно отцы являются мостиком между узким семейным окружением и внешним миром. Употребление в общении с ребенком менее знакомой лексики и более сложных грамматических построений, высокие требования, предъявляемые отцами, способствуют развитию лингвистических способностей ребенка. Отцы лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми, что также необходимо для успешной социализации.

Если матери в случае неудовлетворенности внутрисемейными отношениями, сохраняя привязанность к ребенку, проявляют эмоциональность, тематическое разнообразие, положительно влияющие на языковое развитие детей, то отцы в данной ситуации могут демонстрировать отсутствие антиконфликтной стратегии общения, что тормозит языковуя активность ребенка.

Огрубление речи ненормативной бранной лексикой и нежелание работать над совершенствованием языка ребенка, авторитарность языкового поведения отцов, вызывают в ребенке дискомфорт, агрессивность, ведут к его низкой бытовой и речевой культуре, бездуховности.

На фоне устойчивой тенденции роста малых семей наблюдается рост количества детей, рожденных вне брака. В 2003 г. их число на 34,6% больше, чем в 1997 г. Увеличение рождаемости детей матерями-одиночками приняло стабильный характер.

Дети, выросшие в неполной семье, воспроизводят то языковое поведение, которое было ими усвоено на основе собственного опыта языковой социализации, как правило, это поведение матери. Женский тип коммуникации отличается меньшей агрессивностью, большей гуманностью. Женщина внимательно выслушивает мнение собеседника. Такое языковое поведение женщины, по мнению ученых, имеет отрицательные последствия для самой женщины: укрепляется созданный ореол неуверенности и некомпетентности, что приводит к коммуникативным неудачам, конфликтам. Транслируясь в семье, подобное языковое поведение может стать причиной целого ряда неприятностей, жизненных проблем.

Таким образом, роль семьи в формировании и развитии языка, первичной социализации, культурной адаптации велика. В семье закладываются ценности, нормы общения друг с другом. Степень успешности установления межличностных языковых контактов, решения проблемы выравнивания положения татарского языка по отношению к русскому, сохранения языков национальных меньшинств во многом зависит от типа семьи.

Языковая социализация детей в семьях, где есть оба родителя, как правило, успешна. В конечном итоге, формируется способность усваивать любую языковую систему на основе логической мыслительной деятельности. В национально-смешанной семье наблюдается активный процесс формирования и развития двуязычия, сохранения национальной культуры, языка, традиций. Два (и более) языка развиваются параллельно, дополняя друг друга.

Семья, представляя пару мать и ребенок , усиливает гендерную специфику языка, что нередко имеет отрицательные воздействие: укрепляется созданный ореол неуверенности и некомпетентности, способствующий коммуникативным неудачам, конфликтам.

Доминирование языкового поведения одного из родителей ведет к тому, что дети, имитируя язык взрослых, развивают или фемининность (гибкий тип коммуникации, характеризуемый присутствием форм вежливости, эмоциональности, тонкой интуиции), или маскулинность (стремление достичь в беседе собственной цели).

Гармоничный союз супругов, своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания – важнейшее условие нормального развития детей в семье, формирования личности с адекватным поведением, в том числе языковым.

Издание: Социологические исследования - 2008.- №1.- С. 65-68.

Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы. Вы прекрасно понимаете, что рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда и на данный момент от выпускника требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. На сегодняшний день актуальны такие вопросы, как безработица, невостребованность профессий, необходимость переподготовки кадров. Ежегодно появляются новые профессии, многие профессии «умирают» или становятся невостребованными.

Ошибочный выбор профессии сейчас слишком дорого стоит. Это и ощущение собственной неуспешности, и неудовлетворенность собственной жизнью, и упадок духа и сил, и потеря смысла жизни, и многое другое. Последствия могут быть слишком трагичными, поэтому мы не можем оставить без внимания вопрос выбора профессии, которое предполагает профильное обучение в старшей школе. И сегодня школьник должен сделать грамотный выбор будущей профессиональной деятельности.

И основной вопрос, который мы обсудим, -как и чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе жизненного пути. Какова же роль родителей и что они должны учесть?

Советуя своим детям в выборе профессии, родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей. Среди часто встречающихся причин, приводящих к неправильному «подсказыванию» со стороны родителей в выборе профессии, следующие:

  1. Недостаточная информированность о профессиях самих родителей

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Совет родителям . Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

  1. Неумеренная переоценка способностей своих детей.

Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

  1. Незнание самих правил выбора профессий. Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.
  2. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию. когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
  3. Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Совет родителям. Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” -в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

-Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
-Общаться с детьми нестандартно, естественно;
-Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
-Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Памятка для детей и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии -важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные за и против выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка), МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (востребованность) совпадали.

И.В.Куликова -педагог дополнительного образования

Источники: http://dou59.aprec.ru/spec/2013-04-26-05-31-55/178-l-r, http://edu.tatar.ru/n_chelny/page92669.htm/page2448181.htm, http://cdtmih.ru/roditeljam/rekomendatsii/rol-semi-professija/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

В поход с 3 летним ребенком

Сколько средств вы используете для уборки? далее...

Ребенка руке красное пятно большое

КРАСНОЕ ПЯТНО ПОСЛЕ ПРИВИВКИ Я сама процедурная медсестра и ставлю далее...

Аллергия на флемоклав солютаб у ребенка

Все что нужно знать о далее...

Лагерь для одаренных детей казань

Группа Чтобы вступить в группу, далее...

Формирование двигательной культуры детей

Условия формирования двигательной культуры Главная / Статьи / Условия далее...

Мелкая сыпь между пальцами рук у ребенка

Между пальцев рук водянистые пузырики далее...

Картотека дидактических игр развития речи дошкольников

В издании представлены дидактические игры и упражнения по развитию далее...

Популярные статьи

x