Главная » Формирование ребенка

Роль семьи в формировании культуры поведения детей

Статья по теме:
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Сегодня мы ведем беседу именно о культуре поведения, о формировании этой культуры в семье.

Под термином “культура поведения” мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи воспитания культуры поведения у детей, которые стоят перед родителями:

Формирование культуры деятельности.

Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.

Формирование культуры общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Формирование культуры речи.

Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. Культура чтения. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Формирование навыков личной и общественной гигиены.

Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих вещей и это касается не только одежды, но и школьных принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.

Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

О важности роли личного примера родителей известно давно. Я хочу процитировать Л.Н.Толстой, который определил роль личного примера следующим образом: Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями .

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или же подсознательно) несоответствие между нашими словами и делом.
Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: незаметное воспитание - это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что незаметное воспитание влияет на ребенка больше, чем заметное» - психологи заявляют: Слова не
воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже .

Закончить я бы хотела отрывком из стихотворения Себастьяна Брандта

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей

Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета ?

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: Встречают по одежке . И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же одежка должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: Какой озорник! А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на авось , на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!

Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Очень важно научить ребенка вести себяправильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.

Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.

Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.

Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.

Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отноше ние к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о пра вилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

Мы же, следуя задачам нашего сайта, предлагаем памятку для родителей, считающих культуру поведения ребенка необходимым звеном в его воспитании. Предложенные правила касаются прежде всего поведения в школе. Конечно, учитель расскажет, и не один раз, ребенку, как себя вести. Но родителям со своей стороны тоже будет нелишне еще раз напомнить их ребенку. Это лишь укрепит его позиции среди учителей и сверстников.

Мы осознаем, что предложенные к рассмотрению темы — песчинка в океане знаний по психологии и педагогике. В основе своей автор строил этот ряд исходя из своего практического опыта, и у него не было цели представить все темы названных наук. Да это и невозможно. Основная задача обсуждения — вызвать интерес у родителей к педагогическому просвещению и личностному совершенствованию в этой области. Если это получилось, будем считать миссию автора выполненной.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

Подобные документы

Необходимость и условия воспитания культуры поведения с ранних лет. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста. Ее характеристика и формирование компонентов. Методика формирования модели и навыков поведения в разных возрастных группах.

курсовая работа, добавлен 09.02

Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей. Парциальные программы, технологии воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Анализ условий воспитания безопасного поведения у детей МДОУ Детский сад №57 .

курсовая работа, добавлен 29.06

Роль семьи как основы института социализации детей. Взаимосвязь семейного воспитания ребенка и его поведения в социальной среде. Проблемы семейного воспитания, характеристика причин, приводящих впоследствии к возникновению поведенческих нарушений детей.

курсовая работа, добавлен 17.11

Рассмотрение основных проблем нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Особенности процесса нравственного воспитания. Причины невыполнения правил поведения детьми по А. Хрипковой. Содержание нравственного воспитания дошкольников.

дипломная работа, добавлен 29.06

Обоснование педагогических условий формирования навыков культуры общения. Этические беседы как средство воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ лингвистических основ изучения формул речевого этикета, их особенностей.

курсовая работа, добавлен 04.11

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Понятие культура поведения . Психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование этой сферы.

дипломная работа, добавлен 28.05

Определение понятия культуры поведения детей дошкольного возраста и характеристика ее компонентов. Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 31.01

Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Теория и методика физического воспитания дошкольников. Организация работы с родителями на примере дошкольного учреждения.

курсовая работа, добавлен 16.03

Проблемы семейного воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, особенности их психического развития. Роль семьи в воспитании ребенка, его формы и основные направления. Методы воспитания детей, организация занятий с ними в домашних условиях.

курсовая работа, добавлен 18.05

Изучение проблемы агрессивного поведения. Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.

курсовая работа, добавлен 03.03

Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике. Методы формирования культуры поведения у дошкольников. Методика и приемы развития речевого этикета.

курсовая работа, добавлен 13.03

Влияние семейных взаимоотношений на формирование коммуникативной сферы дошкольника. Семья как источник формирования личности и типы семейного воспитания. Психологические особенности и исследование общения ребенка в среднем и старшем дошкольном возрасте.

дипломная работа, добавлен 24.09

Цели и задачи воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. Методика взаимодействия детского образовательного учреждения с семьей и формирования у детей экологической культуры. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

дипломная работа, добавлен 15.05

Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость формирования ее основ. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 14.11

Определение понятия культуры поведения этикет . Культура поведения как показатель воспитанности ребенка. Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста. Анализ опыта работы воспитателей по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду.

контрольная работа, добавлен 08.04

Психолого-педагогические основы проблемы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста. Сотрудничество воспитателя с детьми как образец воспитания поведения дошкольника. Проигрывание положительных поступков в подготовленной обстановке.

курсовая работа, добавлен 21.10

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Цель, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

реферат, добавлен 14.12

Роль семьи в формировании личности ребенка, условия правильного воспитания детей. История развития семейной педагогической науки. Достоинства и недостатки семейного воспитания, положительное влияние примера и авторитета родителей. Классификация семей.

курсовая работа, добавлен 05.02

Педагогические механизмы нравственного воспитания дошкольников. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание. Обучающие методики и способы формирования у детей навыков общения с взрослыми и сверстниками, бережного обращения к вещам и природе.

дипломная работа, добавлен 29.09

Культура поведения - действенное проявление уважения к окружающим. Изучение основных этапов и содержания воспитания культуры поведения дошкольников. Особенности формирования у детей предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.

контрольная работа, добавлен 04.12

Источники: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/10/18/rol-semi-v-vospitanii-kultury-povedeniya-rebenka, http://ped-kopilka.ru/roditeljam/rol-semi-v-vospitani-navykov-kultury-povedenija-detei.html, http://allbest.ru/o-2c0b65625b3bd68a4d53b88421316c37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Детские развивающие песенки детей

Лучшие детские песни Интересно, что с 2 далее...

Особенности детей 4 года жизни

Статья по теме: Особенности детей четвертого года жизни Особенности детей далее...

Ребенка красная пися болит

Журнал → Красная пися у девочки,или далее...

Презентация зоошутки загадки про животных для детей

КВНВ мире птиц Конкурс вожаков далее...

Лечить рвоту ребенка 6 лет

Как лечить рвоту ребенку 6 лет Как далее...

Адаптация ребенка 3 лет к детскому саду

Сложная адаптация в детском саду мама в далее...

Молоко высокой температуре ребенка

Ребенку, у которого высокая температура, нежелательно давать творог и далее...

Популярные статьи