Главная » Формирование ребенка

Роль семьи в формировании ребенка дошкольника

Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника

Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника

Автор: Тимошкина Юлия Анатольевна, МДОУ ЦРР- детский сад № 58 , г. Саранск, Республика Мордовия.

Консультация для родителей Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника

Описание: консультация будет полезна родителям дошкольников( от двух до семи), а также воспитателям ДОУ.
Цель :Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника, отразить основные принципы и идеи взаимодействия детского сада и семьи.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. Воспитать настоящего Человека - непростое дело; оно требует и времени и сил, и знаний, и определенных навыков. Только доброе любящее сердце в тесном союзе с разумом, обогащенное опытом и наукой, может успешно содействовать воспитанию, формированию юной личности. Каждый современный родитель должен понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в стране, в мире, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья - школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи молодым родителям в овладевании основами педагогических знаний. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям - какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д. Для этого используются все многообразие существующих форм работы с родителями: школы молодых родителей, беседы (консультации), семинары-практикумы, досуги, поручения родителям и др
Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения. Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводится победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учится разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи. Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:
• Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;
• Четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести.
• Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.
Помнить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек. Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:
- формирование первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастание действенности нравственных представлений;
- возникновение сознательной нравственности, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.
Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру Духовно - нравственное воспитание дошкольников

Архив научных статей

Иванова Юлия Александровна
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Аннотация.Статья раскрывает роль семьи в развитии самоутверждения у детей дошкольного возраста, в ней представлены главные исследования роли семьи в формировании личности ребенка. Основное внимание акцентируется на детско-родительском отношении, приводящем к развитию самоутверждения у ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова и фразы: дошкольное детство, дошкольник, детско-родительские отношения, стиль воспитания, развитие самоутверждения.

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь .

Список литературы:
  1. Альберти Р. Е. Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающемуся поведению [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/11f (дата обращения: 26.05).
  2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл. И. Т. Фролов и др. М. Республика, 2003. 623 с.
  3. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М. Изд-во МГУ, 1981. 118 с.
  4. Никитин Е. П. Феномен человеческого самоутверждения. СПб. Аистеня, 2000. 224 с.
  5. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. М. Когито-Центр, 2003. 230 с.
  6. Смирнова Е. О. Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-9.
  7. Столин В. В. Соколова Е. Т. Варга А. Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. 1989. № 3. С. 16-37.


© 2006-2016 Издательство Грамота
Копирование материалов раздела Архив научных статей в сети Интернет ЗАПРЕЩЕНО.
Допускается копирование материалов остальных разделов при обязательном
условии – указании активной гиперссылки на www.gramota.net
разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Как бы хорошо ни работала система образования, основным институтом воспитания ребёнка всё-таки остаётся семья. Семья – это первая социальная группа, первый коллектив, в котором оказывается малыш. И в этом коллективе надо уметь жить. Главное, что узнаёт ребёнок, живя в семье, – как взаимодействовать с её членами: уважать старших, заботиться о младших, не обижать маму, бабушку и т. д. Эти представления помогают налаживать отношения и с другими людьми.

Мой дом – моя крепость

Связи, которые формируются между родными и близкими, самые глубокие и прочные. В идеале родители, дети, представители старшего поколения любят и уважают друг друга. Ребёнок не боится рассказывать о том, что его волнует, делиться переживаниями, ведь мама, папа, дедушки и бабушки всегда поддержат его. Так малыш начинает понимать, что у него за спиной есть тыл. Ощущение поддержки членов своего рода очень пригодится, когда придётся решать серьёзные «взрослые» проблемы.

Семья как школа

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается ещё и в том, что семья – это первая школа. В настоящую школу малыш пойдёт только в 6 или 7 лет, но собственно познание окружающего мира и поиск своего места в нём начинаются значительно раньше. Научиться ходить, говорить, действовать с предметами, играть, рисовать, петь, танцевать, помогать маме, одеваться, умываться, чистить зубы, – вот сколько всего нового нужно освоить маленькому человечку. И помогает ему в этом не кто иной, как мама или бабушка. Кроме того, взрослые рассказывают ребёнку о том, почему дует ветер, как растёт цветок, когда наступит весна и ещё много чего интересного.

Домочадцы не только беседуют с ребёнком, но и привлекают его к совместным действиям. Мальчик с удовольствием поможет папе приклеить ножку стола, а девочка будет с энтузиазмом вырезать из теста печенье.

В не очень далёкой перспективе школьные успехи ребёнка будут зависеть от его подготовки не только в детском саду, но и дома.

Семья как нравственный ориентир

За время своего развития человечество выработало некоторые нормы поведения, представления о том, что хорошо, и что плохо. Эти правила в той или иной мере соблюдает каждая семья и, соответственно, учит этому детей. Именно от родителей малыш впервые узнаёт о том, что нельзя обманывать, говорить плохие слова, плеваться, оскорблять людей, брать чужое и т. д. Если родственники не устанавливают чётких границ допустимого, не всегда поступают должным образом сами, то дошкольнику бывает сложно сориентироваться, дать оценку тому или иному человеческому поступку, выработать определённый стереотип поведения для себя.

Семья как организатор досуга

Члены семьи не только ходят на работу, занимаются домашним хозяйством, но и совместно отдыхают. Организация отдыха может быть разной. Для одних это бокал спиртного, диван и телевизор, для других – поход в театр, прогулки на природе, чтение книг, путешествия. Родители показывают ребёнку, как можно проводить свободное время, а то, что усвоено в дошкольном детстве, влияет на всю дальнейшую жизнь.

Семья как эталон воспитания

Конечно, в дошкольном возрасте говорить об этом ещё рано, но однажды ребёнок вырастет и создаст собственную семью. Психологи утверждают, что люди воспитывают своих детей так, как в детстве воспитывали их. Девочка, выговаривающая своей кукле, или мальчик, бьющий мишку ремнём, к сожалению, перенесут эти способы «общения» и на реальных людей. Поэтому роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста состоит и в формировании адекватных представлений о том, что такое воспитание, и каким оно должно быть.

Впоследствии, выбирая себе спутника жизни, парни и девушки ориентируются на родителей противоположного пола, а также на то, что мама или папа считали нормой по отношению к себе, и далеко не последнюю роль в этом сыграют воспоминания первых семи лет жизни. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением о том, что счастливые дети вырастают в счастливых семьях. А счастье в семье напрямую зависит от родителей.

Спасибо, что поделились с друзьями!

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-anatolevna-timoshkina/konsultacija-dlja-roditelei-rol-semi-i-detskogo-sada-v-vospitani-doshkolnika.html, http://www.gramota.net/materials/1/2012/6/19.html, http://babysguide.ru/rebenok/rol-semi-v-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Окружающий мир детьми 2 лет

Знакомство с окружающим далее...

Подушка ребенка 8 лет

1 Сентября миллионов школьников сели за парты, а далее...

Сыпь щеках ушах ребенка

Сыпь на лице далее...

Достижения ребенка 4 года

Материал предназначен только для вашего ознакомления. Данная статья далее...

Аритмия у ребенка 6 лет

Синусовая аритмия у детей далее...

Простые поделки для детей 3 4 лет

Поделки к праздникам своими далее...

Шершавые пятна на теле ребенка фото

Если у малыша на коже появляются шершавые пятна, это далее...

Популярные статьи