Главная » Формирование ребенка

Семаго методика формирования пространственных представлений детей

Коррекционные программы Семаго и Ульяновой

Особое место в психологической коррекции занимает формирование пространственной ориентировки.

М. М. и Н. Я. Семаго [2000] разработали программу формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственными представлениями: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Каждый этап программы разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией пространственных представлений. Такими уровнями являются:

• пространство собственного тела;

• расположение объектов по отношению к собственному телу:

• взаимоотношения внешних объектов между собой;

• лингвистическое пространство, включая временные представления. При формировании пространственных представлений у детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные этапы.

На первом этапе необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»).

На втором этапе — приступать к формированию у ребенка умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»).

На третьем — работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.

После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Он успешно справляется с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Существует большое разнообразие дидактических игр, позволяющих посредством осязания совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов.

На первом этапе детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов, желательно аффективно значимых для ребенка с аутизмом (например, используются палочка, бутылочка, любимая машинка; бытовые предметы: ложка, тарелка; предметы одежды: шарф, шапка, пуговица и пр.).

На втором этапе детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, «кирпичик из строительного набора» и пр.).

На третьем этапе дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры.

На четвертом этапе можно уже предложить классифицировать объемные фигуры по величине. За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой фактуры, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушку большую и катушку маленькую, и пр. Психолог просит ребенка дать ему одинаковые фигурки, например выбрать все шарики (по форме) или все большие или маленькие фигурки (по величине). Следует отметить, что многие дети с аутизмом сперва отказываются работать с ширмой, вынимают руки из рукавов, разбрасывают фигуры. Необходимо постепенно приучать ребенка к работе с ширмой. Если не удается приучить ребенка работать таким способом, можно предложить ему игру «Чудесный мешочек».

Опыт нашей работы показывает, что такие занятия не только способствуют формированию пространственного восприятия у ребенка, но и повышают его психический тонус и поисковую активность.

Следующей задачей психологической коррекции детей с аутизмом является развитие у них моторных функций, особенно мелкой моторики. В специальном исследовании Р. К. Ульяновой было показано, что у детей с аутизмом имеют место своеобразные нарушения тонкой моторики рук. В соответствии с этим автором были предложены методы коррекции, заключающиеся в обучении детей рисованию.

Р. К. Ульянова разработала последовательную программу подготовки детей с аутизмом к усвоению графических навыков и письма. На подготовительном этапе коррекции автор выделяет следующие задачи [Ульянова, 1988]:

• установление и поддержание контакта с ребенком;

• организация целенаправленного поведения в процессе предметно-практической и игровой деятельности;

• коррекция имеющихся двигательных нарушений у ребенка;

• развитие плавности и ритмичности движений;

• воспитание навыков самообслуживания;

• развитие зрительно-моторной координации и подготовка руки к письму. В систему специального обучения графическим навыкам аутичного ребенка

автор включает следующие направления работы:

• осуществление словесной регуляции его поведения;

• организация ориентировочно-исследовательской деятельности;

• проведение специальных пропедевтических упражнений.

Перед началом занятий целесообразно провести исследование особенностей развития графических навыков у детей с аутизмом по схеме, разработанной нами [Мамайчук, 1976].

Анализ особенностей развития у детей рисования необходимо проводить в двух направлениях:

• определение уровня развития графических умений;

• анализ качества изображения фигур.

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Главная \ Дошкольное образование \ Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной ориентировки в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения письму, рисованию и т.д. Такие трудности присущи как нормально развивающимся детям, так и детям с задержкой речевого развития, с особенностями психофизического развития, а также леворуким детям. Вы сможете помочь ребёнку избежать подобных ошибок, занимаясь с ним. Система работы по развитию у дошкольни ков пространственных представлений включает:

  1. ориентировку на себе ; освоение схемы собственного тела ;
  2. ориентировку на внешних объектах ; выделение различных сторон предметов: передней, задней, верхней, нижней, боковых;
  3. освоение и применение словесной системы отсчета по ос новным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;
  4. определение расположения предметов в пространстве от себя , когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
  5. определение собственного положения в пространстве ( точ ки стояния ) относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
  6. определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга;

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных на правлений: впереди - там, где лицо, позади (сзади) - там, где спина, справа (направо) - там, где правая рука (та, которой дер жат ложку, рисуют), слева (налево) - там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.

На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь на себе , становится возможна ориентировка от себя : умение правильно по казывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, нап раво - налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а вни зу - пол). Например, взрослый предлагает флажком указывать направле ния: вверх - вниз, вперед - назад, направо – налево и т.д. Проводятся упражнения в игровой форме типа Скажи, где что находится .

Упражнения по различению основных пространственных направ лений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Детей учат выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю, боковые (пра вую и левую). С этой целью проводятся раз личные игры, упражнения, рассматривание картинок и иллю страций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда-то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т. д. Взрослый при этом показывает, объясняет, задаёт вопросы, которые по могают детям осмыслить пространственные отношения. Например: куклы встретились и разговаривают - по ставить напротив друг друга; они поссорились и отвернулись друг от друга и т.д.

  1. Боровская И.К. КОвалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития – Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие – М. Айрис-пресс, 2007.
  3. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. – М. Институт психологии РАН, 2006.

Автор матреиала: Блинова Светлана Васильевна

Следующая статья#8594;Познай себя (валеологическое воспитание)Предыдущая статья#8592;Конспект непосредственной образовательной деятельности «Наши любимые игрушки»

Статьи по Теме:

Ставлений. Предлагается коррекционно-развивающая программа фор- мирования. формирование пространственных представлений. ♧ Доцент кафедры. Семаго М.М. и Семаго Н.Я. выделили 4 основных уровня, которые рас-. Вопросами формирования у детей пространственных представлений и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных. ••• Товарищи психологи! Помогите найти программу формирования пространственных представлений. Калинка Профи (951), закрыт 4 года назад. 5. Какова структура пространственных представлений (Н.Я. Семаго В описании методик формирования пространственных представлений дошкольников с нарушениями зрения использованы материалы, представленные в книге «Специальные коррекционные программы.

Статьи - Информация - Содержание книг по психологии. Из книги: Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Семаго Н. Я. Введение 3 Теоретические основания программы формирования пространственных представлений 7 Организационные аспекты реализации программы ФПП. Критерии оценки результативности работы по программе 2. Условия для реализации программы. Краткое описание тем и разделов программы 2. Раздел 1. Формирование собственно пространственных представлений 2.

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений 2. Раздел I. Формирование собственно пространственных представлений 3.

Формирование схемы тела (Серия 1) 3. Формирование элементарных пространственных представлений (Серия 2) 3. Раздел II. Формирование квазипространственных представлений 4. Пространственные представления в речи (Серия 3) 4. Пространственно- временные и математические представления (Серия 4) 6. Пространство речи и языка (Серия 5) 7. Приложение 1. Контрольные работы для оценки эффективности сформированности пространственных представлений на этапе 8.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ. представлений уделяет психолог Наталья Яковлева Семаго и педагог. рабочая программа по развитию элементарных математических. Пространственных представлений, которые являются базой для развития. пространственных представлений была разработана программа занятий по. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмер-ном (на листе бумаги) пространстве. Участие в грантах: Федеральная программа Министерства образования и. Н.Я. Семаго Методика формирования пространственных представлений у. Формирование основных пространственных представлений в программе «Перспективная начальная школа» на уроках математики ведется с 1 класса. 21. Семаго, Н.Я. Элементарные пространственные представления /Н.Я. Семаго.

Приложение 2 1. 04 Список рекомендуемой литературы ….

Источники: http://vprosvet.ru/biblioteka/korrektsionnyie-programmyi-semago-i-ulyanovoy/, http://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/1814-formirovanie-prostranstvennyh-predstavlenij-u.html, http://uralservekb.weebly.com/blog/programma-po-formirovaniyu-prostranstvennih-predstavlenij-semago

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Красное пятно с пузырьками у ребенка

27 мар 2013, 22:11 блин, полчаса назад как далее...

Внутренний насморк у ребенка лечение

НАСМОРК У РЕБЕНКА 1 ГОД На далее...

Познавательное развития детей методики

Познавательное развитие детей далее...

Документы ребенка 1 год

Как оформить загранпаспорт для ребенка до 14 лет? Дата далее...

Как укрепить иммунитет ребенку 3 года

Как укрепить иммунитет далее...

Какое животное можно подарить ребенку

Какое животное подарить ребенку Ваши дети просят далее...

Играть в игры для маленьких мальчиков

Спасение ягуара Восьмилетний мальчик Диего, кузен знаменитой Даши-путешественницы, продолжает исследовать далее...

Популярные статьи

x