Главная » Формирование ребенка

Условия формирования личности ребенка

Факторы, влияющие на формирование личности в современных условиях.

Всем известно, что личностью не рождаются. Ею становятся в долгом и трудном процессе становления личности и приобретения жизненного опыта. Огромное значение при этом приобретают факторы формирования личности.

Это физическое окружение человека, образ жизни, культура и, конечно, наследственность. Психобиологическое наследие, то есть определенные задатки, перешедшие по наследству от пап и мам, дедушек и бабушек, конечно, играет немалую роль, но более значимыми все же являются социальные факторы. Характер и жизненные принципы человека, в первую очередь, зависит от того, в каком окружении он вырос, какие моральные нормы были в нем воспитаны.

Не секрет, что современные условия формирования личности кардинально отличаются от тех, в которых были воспитаны наши родители. Изменилось существенно общество в течение нескольких последних десятилетий. Насилие, жестокость, злоба буквально заполонили собой голубой экран , перед которым уже наши дети проводят немалую часть времени. Пропаганда нетерпимости и ненависти оказывает разрушительное действие на неокрепшую психику ребенка, с малых лет формируя в нем убежденность в превосходстве насилия над добротой, жестокости над милосердием. Становление личности в таких жестких условиях современной реальности может легко пойти по пути эгоизма, морального равнодушия, безнравственности.

Семья – вот основной воспитатель духовного начала в человеке . Родители обязаны, несмотря на жизнь в сложных экономических и социальных условиях, уделять ребенку как можно больше внимания, не только обеспечивая его комфорт, но и создавая приемлемые с моральной точки зрения условия формирования личности. Проблема многих современных родителей в том, что в погоне за материальными благами они подчас совершенно забывают о том, что их дети нуждаются не только в новом телефоне или компьютере, но и в их внимании, ласке, а иногда и в контроле.

Факторы формирования личности ребенка в семье должны стоять на первом месте. Воспитывая малыша личным примером, ограждая его от негативного влияния средств массовой информации и жестоких приоритетов современности, мы оградим ребенка хотя бы отчасти от той своеобразной отравы , которой буквально пропитан нынешний мир, заложим в него те духовные ценности, с которыми он пойдет по жизни.

Знание себя как личности. своего характера, темперамента, способностей дает огромное преимущество в процессе жизни, адаптации к новым условиям, ситуациям. Постоянная работа над собой, сведение к минимуму влияния негативных воздействий извне, понимание своих минусов и плюсов - это и есть рецепт выживания в современном мире. И лишь хорошо разобравшись в себе, можно приступать к воспитанию здоровой и полноценной личности вашего чада.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию

Развитие личности ребенка

Личность ребенка начинает формироваться с момента появления на свет, и главной воспитательной силой на всех этапах взросления остается семья. Именно от поведения родителей зависит, насколько цельным и гармоничным вырастет их чадо.

Этапы личностного развития

Психологи выделяют 5 основных этапов становления личности:

  • Ранний детский (до 1 года)

Ребенок познает мир и учится выражать свои эмоции. Задача родителей - познакомить его с окружающей действительностью и сформировать доверие к другим людям. Достигается это частыми тактильными контактами и общением с малышом. Постоянное внимание со стороны близких дарит младенцу чувство уверенности и становится залогом формирования у него стабильной психики.

Малыш впервые проявляет самостоятельность — ходит, держит ложку, садится на горшок. В этот период очень важно очертить перед ребенком тонкую грань между тем, что значит хорошо и что такое плохо , не ущемив при этом его свобод, но и не позволив ему превратиться в маленького тирана.

Большинство детей после 3 лет начинают посещать детский сад, поэтому для них это период активного взаимодействия с коллективом. Ребенок учится воспринимать себя не только как самостоятельную единицу, но и как часть целого. Именно в это время у него начинают проявляться такие чувства, как симпатия, сочувствие, сострадание, доброжелательность. Активно начинает работать мышление. Малыш задает много вопросов, начинает формировать самостоятельные суждения.

Период ознаменовывается проявлением синдрома Робинзона Крузо . Малыши интересуются различными видами занятий и пытаются приобщиться к миру взрослых. У них развивается сметливость, предприимчивость, начинают проявляться творческие способности. Главное для родителей в этот момент — направить энергию ребенка в нужное русло.

Подростковый период считается завершающим этапом в становлении психики человека. Ребенок определяет свои взгляды на мир, семью и себя. Более авторитетной для подростка становится оценка его сверстников, появляется стремление во всем обрести собственный опыт. В этот период необходимо помочь ребенку идентифицировать свое Я , не оказывая давления на его личность.

3 условия формирования гармоничной личности

Основы личности ребенка закладываются в семье. В процессе взаимодействия с родителями, бабушками и дедушками у детей формируются основные черты характера. И от того, какими они будут, зависит, как сложатся его дальнейшие отношения с окружающими.

Как помочь стать ребенку активным, уверенным в себе и способным противостоять трудностям? Психологи считают, что для этого нужно соблюсти 3 условия:

1. Создать позитивную обстановку в доме.

Ребенок всегда должен чувствовать себя желанным и любимым. Ему важно осознавать, что, даже когда он вырастет, у него за плечами будет мощный оплот. Частые конфликты в семье, отсутствие внимания ломают психику малыша — делают его колючим и напряженным. Из таких детей зачастую вырастают асоциальные личности.

2. Следить за питанием ребенка.

Существует прямая связь между работой головного мозга малыша и формированием у него психических процессов. Дети, которые недополучают питательные вещества, могут испытывать трудности с умственным развитием.

К наиболее значимым микроэлементам относятся жирные кислоты омега-3. Они не синтезируются в организме, поэтому должны поступать с пищей. Пока малыш находится на грудном вскармливании, позаботиться о коррекции своего питания необходимо матери. Ежедневно женщине необходимо употреблять не менее 200 мг жирных кислот.

Восполнить дефицит элемента в организме помогут специальные пищевые добавки, например, АлвоГений. Его капсулы содержат основной компонент омега-3 — докозагексаеновую кислоту ( DHA ). которая стимулирует работу центральной нервной системы малыша. Полезным употребление препарата может оказаться и в период беременности: DHA принимает участие в закладке нервных тканей и способствует раннему развитию плода .

3. Придерживаться демократичной модели воспитания.

Поощряйте в ребенке самостоятельность, но и не допускайте нарушений дисциплины; признавайте его права, напоминая об обязанностях. Демократичные родители объясняют причины запретов, прислушиваются к мнению ребенка и предоставляют ему возможность быть самостоятельным в некоторых областях его жизни. Только такой стиль воспитания помогает вырастить человека уравновешенного, имеющего твердые убеждения и собственное мнение.

Процесс воспитания и формирование личности ребенка

Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович).

Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные: 1) общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране; 2) специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек; 3) семья, в которой он родился и воспитывается; 4) среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д. 5) общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.); 6) школа, в которой учится и воспитывается ученик.

Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, но не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.

Процесс формирования личности связан с действием стихийных механизмов. Эти механизмы человек не всегда осознает и, следовательно, ими не управляет. Они действуют наиболее активно в детстве, хотя и в подростковом возрасте продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения». Стихийные механизмы формирования личности действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении, отмечается Ю.Б. Гиппенрейтер (1996, с.297). Этой потребности последнее время придается все большее значение.

Именно взрослым, воспитывающим детей необходимо учитывать действие этих механизмов.

Первый механизм - сдвиг мотива на цель. В первые годы жизни воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. У ребенка существует потребность быть с матерью, играть с ней, искать у нее защиты, но у него нет никаких непосредственных побуждений быть аккуратным, вежливым, сдерживать себя и т.п. Однако мать ласково и настойчиво этого требует и эти требования для ребенка освещены личностным смыслом. Первоначально он выполняет требования, чтобы испытывать радость - общение с матерью. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость. Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями. Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

По мере взросления ребенка расширяется круг его социальных контактов. И социальные мотивы признания, принятия, утверждения порождают новые мотивы, связанные с приобретением навыков, знаний, мастерства, а затем и идеальных мотивов - стремление к Истине, Справедливости, Красоте и т.п.

Второй стихийный механизм формирования личности - механизм идентификации. Прежде всего, дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежда, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей - их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. А если вы дома грубы или хвастливы. вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо. » (А.С.Макаренко,1977, с.12).

На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Это может быть сверстник, знакомый взрослый, учитель, литературный или кино герой.

Третий механизм - принятие и освоение социальных ролей. Занимая определенную позицию среди окружающих его людей, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять те действия, которых от него ожидают окружающие. В своей жизни человек задействован в разных ролях. Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, видоизменяются системы взглядов, ценностей, отношений. Именно в семье у ребенка могут появиться такие социально-психологические роли, как «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек» и т.д.

Взрослый человек, анализируя роль различных воздействующих на ребенка факторов, осмысливая действие стихийных механизмов формирования личности, может более оптимально создавать условия развития для ребенка, сознательно выстраивать наиболее подходящую систему отношений.

Источники: http://psihoanalitik.net/library/articles/12462, http://www.alvogenius.ru/razvitie-mozga-u-rebenka/razvitie-lichnosti-rebenka, http://psyera.ru/process-vospitaniya-i-formirovanie-lichnosti-rebenka_8106.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Мелкая сыпь на грудной клетке у ребенка

Сыпь на грудной клетке и ее лечение Опубликовано Jenniffer в далее...

Программа эмоционально личностного развития детей

Программа Эмоционально-личностного развития Программа эмоционального развития Страна чувств Подробности далее...

Игры про динозавров детей 6 лет

Игры «Динозавры», играть онлайн или скачать далее...

У ребенка появилось лысое пятно на голове

У одной знакомой моей мамы сын к 16ти летию далее...

Самостоятельности и ответственности ребенка формирования

Самостоятельность. Как стать самостоятельным. Наивно ожидать, что ребёнок будет до далее...

Срыгивания ребенка пахнут рвотой

Доча всегда обильно срыгивала, далее...

Страх ребенка 8 лет

Эти страхи возникают остро в далее...

Популярные статьи