Главная » Формирование ребенка

Условия формирования способностей у детей

Факторы развития способностей

Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование ЗУНов. и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение. семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение. инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 - 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется - надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей. Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом возвращается к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса. Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество - должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода обжиг . Опора на сотрудничество - это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М. Педагогика, 1976.

См. также

Развитие способностей

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.

Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Созревание органических структур

В основном происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Сенситивный период

Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности. Примеры:

- у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,

- в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением

- в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.

Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами

деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.

В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Становление и развитие специальных способностей

Становление специальных способностей (таких как рисование, владение иностранным языком, ручной труд и др.) может начинаться в разные жизненные периоды: дошкольном, школьном, взрослом.

Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями.

Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно грабить , убивать и т.д. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.

Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум.

Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой зоне ближайшего развития (Выготский).

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Проявление и условия развития способностей

Развитие способностей состоит в расширении их числа у данного индивида. в достижении более высокой результативности деятельности, а также в совершенствовании высших способностей, связанных с научным, техническим и художественным творчеством, с организаторской деятельностью. По мнению С. Рубинштейна, динамика способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня.

Деятельностный подход указывает на врожденные задатки, которые обозначают начало пути развития способностей. Функциональный подход связывает это начало развития способностей одновременно с рождением человека. Несмотря на отличия во взглядах на отправную точку способностей, оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в их проявлении и развитии принадлежит деятельности. Чтобы способности проявились, человек должен начать действовать.

Для процесса развития способностей требуется ряд условий временного и организационного характера. Когда к мудрецу мать принесла своего ребенка и спросила, когда надо начинать его воспитывать, то тот, узнав, что ему ровно годик, сказал: «Ты, мать, опоздала на целый год». Что-то подобное происходит и с развитием способностей.

Основные вехи развития способностей таковы. Уже с самого рождения и примерно до б лет закладывается основа для развития общих способностей, базирующихся на врожденных задатках физиологического характера. Многообразие интересов, разбросанность увлечений ребенка развивает его общие способности. Специальные способности интенсивно развиваются вплоть до 13-15 лет через игры, учебную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

Действительно, у индивида прежде всего должны оформиться органические начала, касающиеся сенсорных систем, мозговых структур и их функций. На «ой базе начинают развиваться общие и специальные способности. Необходимым условием их развития является вовлеченность индивида в деятельность или систему деятельностей. Для ребенка это игра, для старших возрастов - учеба, профессиональные занятия, хобби и др.

Значимым фактором, обеспечивающим формирование и проявление способностей, является методика обучения и воспитания. т.е. совокупность приемов формирования знаний и умений и отношения человека к окружающему миру. Не проявленные вовремя, «похороненные заживо» способности человека это часто результат профессиональной несостоятельностью его педагогов и воспитателей. Если, например, школьный учитель географии или физкультуры главным критерием знаний и умений считает домашнее конспектирование учебника по спортивным упражнениям или раскрашивание контурных карт, то самым неспособным учеником в классе, как правило, окажется самый способный, любознательный и инициативный. Такая методика обучения будет подавлять творческое начало в ученике. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях» - этими словами К. Ушинского можно венчать роль социальной среды в развитии способностей.

Наиболее интенсивно развиваются способности при занятиях, сложность которых находится в зоне ближайшего развития (по Л. Выготскому). Это - концептуальное пространство (зона) между тем, что ребенок в состоянии выполнить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с посторонней помощью. Из этого следует, что чрезмерная простота занятий лишь поддерживает имеющийся уровень способностей. Слишком высокая сложность занятий тормозит формирование новых способностей из-за невыполнимости задач, появления неуверенности в себе и т.д. У каждого ребенка эта зона индивидуально обусловлена.

Имеется ли конечный пункт способностей? Где их предельный уровень? Интуиция подсказывает, что ограничения есть, но их четкую границу вряд ли кто может указать. Так, программа международных соревнований по спортивной гимнастике, проводившихся несколько десятков лет назад, сейчас выглядит обычной разминочной процедурой по сравнению с тем комплексом упражнений, которые гимнасты выполняют сейчас. В руках современных штангистов вверх взлетают штанги, вес которых для двух-трех десятков лет назад казался фантастическим. В математике, медицине, психологии, космической технике и компьютерной технологии достигнуты результаты, поражающие даже современников. Эта тенденция продолжает удивлять человечество.

Источники: http://azps.ru/articles/kid/faktory_razvitiya_sposobnostey.html, http://azps.ru/articles/cmmn/razvitie_sposobnostey.html, http://psyera.ru/proyavlenie-i-usloviya-razvitiya-sposobnostey-30.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Голова ребенка 4 года

Какая норма веса далее...

Увидеть во сне новорожденного ребенка

Новорожденный ребенок по соннику Новорожденный ребенок – это символ новой далее...

Русские развивающие мультфильмы для детей 5 лет

Main menu мизяка дизяка: Развивающие мультики для детей от далее...

Как отличить лишай от аллергии у ребенка

Ваш кроха растет не по дням – по далее...

Дикие и домашние животные картинки для детей

Викторина «Знатоки диких и домашних животных» для далее...

У ребенка болит голова в висках

Голова болит в висках Голова болит в висках – это далее...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Психологические особенности воспитания далее...

Популярные статьи