Главная » Формирование ребенка

Влияние детской литературы формирование личности ребенка

Статья на тему:
Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка .

«Влияние художественной литературы на формирование

интегративных качеств ребенка»

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый,

умный, думающий воспитатель находит путь

к сердцу ребенка»

Детская книга – это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

  • Чтение художественной литературы дает предпосылки к развитию у ребенка следующих интегративных качества:
  • любознательность,
  • эмоциональная отзывчивость,
  • знакомит со средствами общения со взрослыми и сверстниками,
  • учит планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
  • способность решать личностные задачи,
  • обогащение первичных представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

В возрасте 4-5 лет, активно реализуя образовательную область «Чтение художественной литературы», мы развиваем эти качества у каждого ребенка.

Посредством чтения художественной литературы дети познают мир человеческих отношений, что является важным для первоначального становления личности.

Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем наглядные приемы (кратковременный показ предмета, сказочного героя, рассматривание иллюстраций).

Каждое произведение мы стараемся прочитывать выразительно, акцентируя внимание детей на настроение героев и значимость сюжета. После прочтения детям задаются вопросы: Кто из героев понравился, кто нет и почему? Какой тот или иной герой? Разыгрываем этюды на эмоции героев.

При прослушивании произведений у детей возникают эмоции и переживания. Они учатся переживать свои и чужие эмоции, обогащаются новыми чувствами. Учатся осознавать их значение и смысл.

Работу со знакомым литературным текстом мы проводим с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Дети с удовольствием играют «примеряя» на себя роль персонажей.

В результате театрализованной деятельности у детей вырабатываются навыки произвольности действий и психической саморегуляции. Дети овладевают навыками общения со сверстниками и взрослыми. Происходит развитие коммуникативных качеств.

Для развития у детей воображения и словотворчества мы рассказываем детям начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей, а дети заканчивают начатое высказывание.

Чтение художественной литературы также необходимо для формирования нравственных качеств. На основе литературных произведений дети учатся распознавать различный характер поступков. Обсуждая с детьми поступки героев, мы стараемся привить детям нравственные эталоны поведения.

Воспитывать наших читателей мы стараемся на классических произведениях, которые являются образцами грамотного русского языка:

Сказки К.И. Чуковского «Мой додыр», «Телефон», «Федорино горе», произведения С.Я Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова и др. Знакомство с веселыми, интересными и мудрыми произведениями оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, прививает любовь книге.

В индивидуальной форме мы ведем разговоры «О любимых книжках». Ребенку предлагается взять свою любимую книжку и рассказать о ней, а также изобразить любимых героев произведений.

В организованной продуктивной деятельности развиваются художественно-творческие способности ребенка.

Эффективным методом развития культурно-гигиенических навыков является чтение потешек и коротких стихов, которые мы стремимся включать во все режимные моменты (прием пищи, умывание, одевание и раздевание).

В группе сделаны картотеки на разные режимные моменты. Например «Правила поведения для воспитанных детей», «За столом», «Собираясь на прогулку» и др. В стихотворной форме дети усваивают нормы и правила поведения. Дети становятся более аккуратными. Если ребенок что-то делает не правильно, мы стараемся напомнить ему стихотворение, которое поможет ему сделать все как полагается.

Скатерть, платье – не марай!

Рот салфеткой вытирай!

Дети весело играли

И игрушки разбросали.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/16/vliyanie-khudozhestvennoy-literatury-na-formirovanie-integrativnykh, http://paidagogos.com/%3Fp%3D8141, http://dohcolonoc.ru/cons/4508-rol-khudozhestvennoj-literatury-v-razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ингавирин детей 7 лет инструкция

Детский Ингавирин 60: гарант успеха в лечении вирусных далее...

Эмоционально волевая сфера детей с нарушением слуха

Специфика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха Елена (Апалькова) Горбунова далее...

У ребенка сопли зеленого цвета

Что могут означать зелёные сопли у грудного ребенка Любая мама далее...

Творческая игра учит ребенка

Творческая игра «Карты» Творческая игра «Карты» Творческая игракАРТызнакомит детей далее...

Задача ознакомлению детей с животными

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению далее...

Головоломки для детей 8 лет

Nazva .net Обсуждения Рубрики задач Скачать игры Тесты далее...

Средство желтых соплей детей

Желтые сопли у ребенка Самый распространенный симптом различных заболеваний является далее...

Популярные статьи