Главная » Формирование ребенка

Влияние родительского дома на формирование личности ребенка

Вы здесь: Дом #8226; Отношения в семье #8226; Родительский дом - начало начал

Родительский дом - начало начал

Автор:Ева Григ
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 01:44 [1]

Родительский дом - значение этого понятия трудно переоценить. Для всех людей - это залог их будущего успеха или неуспеха в жизни. Жизнь начинается с детства, а детство - с родительского дома.

Воспоминания детства остаются с человеком до конца его дней, хочет он того или нет. Совершенно не имеет значения, что представлял из себя дом, в котором ты родился, был ли это маленький домик в захолустной деревеньке, квартира в городе или роскошный особняк.

Это твоя малая родина, она занимает в душе человека особое место, место, куда всю жизнь подсознательно хочется вернуться. Даже в том случае, когда и возвращаться-то собственно некуда, от твоего родительского дома и следов давно не осталось. Так, видимо, устроен человек, зачем-то ему это нужно.

Существует вполне научная гипотеза, объясняющая это памятью воды , исходя из того факта, что человеческое тело на 70-90% состоит из воды, которая все запоминает. Правда, не совсем ясно, почему память воды из детства остается на всю жизнь на первом месте. Узнать больше о памяти воды можно здесь .

От маленького хутора, где прошло мое детство, тоже ничего не осталось, а мне до сих пор хочется там оказаться. Тянет туда, и все.

Возможно, просто хочется вернуться в детство, когда никаких особых проблем не было, когда ты полностью полагался на родителей, чувствовал их любовь и собственную защищенность.

Все мы родом из детства, посмотрите, сколько книг об этом написано, сколько стихов и песен сложено.

Впечатления детства самые сильные, из дества растут все наши страхи и комплексы, которые приходится преодолевать потом долгие годы во взрослой жизни. В детстве формируются наши взгляды на жизнь и основные жизненные принципы.

Формирует же это именно родительский дом, отношения родителей между собой, их отношение к детям и окружающему миру. Одним словом, формируется личность. Установки, полученные в родительском доме, оказывают огромное влияние на взрослую жизнь человека. Приобретенный в детстве опыт используется взрослым человеком в создаваемой им самим семье, уже в своем собственном доме.

Раньше как-то не принято было демонстрировать свою любовь к детям и супругам, так называемые телячьи нежности были не в чести. Обнимать и целовать детей родители не считали нужным, разве что по головке погладят. Поэтому и дети, выросшие в такой обстановке, не умели, а порой просто стеснялись, лишний раз приласкать ребенка. Зато и дома, и в школе с раннего детства учили уважать старших.

Меня, например, очень хорошо научили. Даже сейчас в автобусе мне иногда хочется вскочить и уступить место пожилому человеку. Потом вспоминаю, что я тоже уже далеко не молоденькая, иногда даже старше тех, кому место уступить порывалась, и остаюсь сидеть. Но при этом испытываю душевный дискомфорт от того, что никому из молодежи даже в голову не приходит уступить место стоящему рядом старому человеку.

Все поменялось кардинальным образом. Психологи советуют, что для нормального развития личности ребенку необходимо много родительской ласки. Обнимать и целовать ребенка нужно не менее восьми раз в день, а лучше - двенадцать. Только тогда из него вырастет достойная личность. А как быть, если в семье много детей? В этом случае у родителей просто времени не остается на нежности, но из этого вовсе не следует, что все их дети вырастут недостойными личностями. Скорее наоборот.

Заласканный единственный ребенок в семье начинает считать себя особенным - этакий пуп земли. Столкнувшись с тем, что для всего остального человечества он вовсе не пуп земли, такой ребенок получает нехилую психологическую травму, а это может повлечь за собой непредсказуемые последствия, расхлебывать которые придется в первую очередь родителям.

В наше время роль родителей в воспитании детей выдвинулась на первый план. Раньше, во времена моего детства, а оно пришлось на вторую половину прошлого века, в воспитании подрастающего поколения активное участие принимала школа и дошкольные учреждения. Сейчас они от воспитания практически отстранились, остались, в принципе, только образовательные функции.

За все отвечают родители, поэтому атмосфера в родительском доме должна быть соответствующей. Родители обязаны не только обеспечить своим детям любовь и ласку, но и воспитать в них все качества достойного человека. Сделать это очень непросто. Воспитывают ведь не столько словами, сколько - поступками.

КЕСАРЯТА . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ

Е.А. Кошелева
психолог областного медицинского колледжа, г. Омск; И.М. Никольская,
кандидат психол. наук
#151; Психологическая газета #8470; 10(25) 1997 г.

Если принимать во внимание гипотезы ученых-психоаналитиков, допускающих наличие существенных психологических различий между рожденными кесаревым сечением и естественным путем, то в скором времени общество ожидают важные изменения социально-психологического характера. Доля рожденных путем кесарева сечения с каждым годом становится все существеннее. Если 10 лет назад оно применялось в единичных случаях, то сегодня это одна из самых распространенных операций, которая не только планируется врачами по медицинским показаниям, но и добровольно избирается женщинами просто по косметическим соображениям. В связи с этим, значительный процент взрослого населения в недалеком будущем могут составить люди, рожденные с помощью кесарева сечения. Клинические впечатления позволили С. Грофу предположить некоторые психологические особенности людей, миновавших ситуацию прохождения через родовые пути. Это #151; открытость духовному измерению опыта; сниженная выносливость из-за отсутствия ощущений от столкновения с препятствием при появлении на свет и, как следствие #151; неподготовленность к будущим превратностям жизни; несформированность ощущения собственного места в мире и неспособность предугадать действия окружающих. Характерным должно быть также желание брать (ведь для них мир #151; питающая утроба, которая должна обеспечивать все необходимое); при достижении цели #151; требовать большее, а при отказе #151; демонстрировать уязвимость и тенденцию к психологической изоляции. Таким образом, по мнению Грофа, в основе жизненного стиля рожденных путем кесарева сечения #151; неспособность к сопротивлению, достижению цели, борьбе, что выражается в череде беспорядочных чрезмерных требований и обиженных уходов.

Влияет ли фактор особенности рождения ребенка на процесс формирования его личности? Будут ли дети, рожденные кесаревым сечением, отличаться от своих сверстников? Не явится ли, наконец, такой путь рождения ребенка фактором риска для его психического здоровья? Ответы на эти и другие вопросы может дать сравнительное изучение людей, рожденных путем кесарева сечения и естественным путем. В проведенном нами исследовании приняли участие учащиеся 6#150;9 классов общеобразовательных школ г. Омска. Мы считали, что отличительные свойства, при условии их наличия, скорее всего, должна проявляться в моменты кризисных возрастных периодов. Одним из таких является подростковых возраст #151; сложный период формирования личности (половое созревание, пубертатный криз, формирование характера), позволяющий наблюдать различные отклонения эмоциональных и поведенческих свойств. При этом не всегда можно сказать, какие из них обусловлены возрастом, а какие связаны с другими биологическими и социальными факторами, влияющими на ход развития. В частности, немаловажную роль здесь может сыграть и фактор особенности рождения ребенка.

Операция кесарева сечения, произведенная при рождении вошедших в нашу выборку испытуемых, была плановой. В этом случае ребенок минует ситуацию прохождения через родовые пути, однако сразу сталкивается с кризисом отделения от матери и перерезания пуповины, с действием анестезии. Изучение медицинских карт этих подростков показало, что по сравнению с детьми контрольной группы (родившимися естественным путем), исследованных кесарят по совокупности признаков можно считать своеобразной группой риска. У их матерей до рождения ребенка была зафиксирована большая частота заболеваемости. У самих детей в период новорожденности чаще имелись диагнозы различных заболеваний, и тенденция к их большей серьезности и частоте сохранилась в течение всей жизни.

Изучение свойств темперамента с помощью методики ОСТ Русалова показало, что всем исследованным подросткам, независимо от того, как они появились на свет, свойственная высокая социальная эргичность, социальная эмоциональность и низкая пластичность. В то же время, на этом фоне у группы кесарят показатели социальной эмоциональности (высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении) и социального темпа (темп речи) была достоверно выше, а эргичности (потребность в освоении предметного мира) и эмоциональности (ощущение неуверенности, тревоги, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам) #151; достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы. Таким образом, предметный мир, по сравнению с миром людей, затрагивал рожденных путем кесарева сечения меньше. Выполняя тест Люшера, кесарята достоверно чаще, чем подростки контрольной группы, выбирали в качестве предпочитаемого серый цвет, что не соответствует аутогенной норме. Это также может свидетельствовать об их пассивности в познавательной деятельности, тенденции отгородиться от внешних воздействий, освободиться от обязанностей, а также о неосознаваемом желании ограничить сферу общения, отойти от социальных контактов вследствие заострения социальной эмоциональности, опустошенности и усталости. Отчасти это может быть связано с необходимостью постоянного самоконтроля и рефлексии при выраженной потребности в общении. По методике УСК у всех исследованных подростков была отмечена тенденция к экстернальности, однако если профиль учащихся контрольной группы располагался в пределах низких, то профиль кесарят #151; в пределах средних значений. Это показывает, что обычные школьники ощущают большее давление среды и поэтому меньше способны контролировать разные сферы своей жизнедеятельности. Может быть, рожденные путем кесарева сечения не так боятся жить самостоятельно, потому что не напугались при рождении? Или их больше оберегали, оказывали на них меньшее давление, помня, каким необычным путем они появились на свет и считая более слабыми и болезненными? Косвенно это подтверждают результаты применения Hand-теста, согласно которым кесарята меньше склонны к открытому проявлению агрессивного поведения и тенденция к директивности у них также менее развита.

Наше исследование, скорее, ставит вопросы, чем дает ответы. По сути, мы просто хотим привлечь внимание к факту особенности рождения ребенка, который может найти свое отражение не только в особенностях его физического развития и соматического здоровья, что давно и плодотворно изучается медициной, но и в специфике отношения и адаптации к миру. Сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков #151; важная задача современной психологии и медицины. При этом ни один из многочисленных социальных и биологических факторов, от которых оно зависит, специалист не должен упускать из виду.

7-8 октября | Москва

Семинар знакомит с организационными принципами деятельности психолога в учреждениях родовспоможения и теоретическими и практическими навыками партнерского сопровождения в родах.

Семинар рассчитан на психологов, студентов старших курсов а также медицинских и социальных работников, занимающихся сопровождением женщин, нуждающихся в психологической поддержке в связи с проблемами с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка

1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь | Москва

Осталось 1 свободное место!

Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.

Источники: http://www.semyaimir.ru/post-roditelskiyi_dom.html, http://www.psymama.ru/articles/koshelova1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Речи в онтогенезе психолого педагогическая характеристика дошкольников

Пермское бюро дипломных и курсовых работтел. (342) далее...

Клипы детей 11 лет

Несмотря на достаточно юный возраст, жанр музыкального далее...

Беседы детьми 10 12 лет

Родителям детей 8–10 лет Постарайтесь узнать и поддержать далее...

Театральное занятие детьми 4 лет

Дорогие друзья! Уважаемые родители! В поисках юных дарований, мечтающих далее...

Трехлетний ребенок упал в вольер к горилле

В США трехлетний мальчик упал в вольер с гориллой далее...

Красная сыпь у ребенка после температуры

Почему бывает у ребенка сыпь далее...

Игра в жизни ребенка

Место игры в жизни ребенка. О первостепенном значении игры для далее...

Популярные статьи