Главная » Формирование ребенка

Влияние родительского отношения формирование личности ребенка

Центр развития

Влияние родительских отношений на формирование адекватной самооценки детей

Достаточно часто, приходя на прием к психологу, родители озвучивают проблему так: У моего ребенка низкая самооценка. Что-нибудь сделайте! . Если ребенку 7–9 лет, сделать что-то могут только родители. Почему?

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения и личностное отношение ребенка к миру, другим людям и себе.

Один из первых этапов социализации ребенка – адаптация к требованиям начальной школы. В этот период и педагоги, и родители начинают обращать внимание на некоторые неадаптивные формы поведения ребенка или особенности его личности.

Важнейшим фактором развития личности ребенка является формирование адекватной самооценки. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств .

Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Таким образом, переживание ребенком отношения к нему значимых взрослых постепенно становится его собственным самовосприятием, отражающимся в самооценке. Прослеживается связь между социальной ситуацией развития и самооценкой младшего школьника.

Задавшись вопросом, какие аспекты отношений родителей наиболее важны для формирования самооценки ребенка, я провела исследование учеников 2 класса гимназии и их родителей. В результате мною были выявлены наиболее значимые для формирования адекватной самооценки родительские отношения, которые условно разделены на 3 группы.

I группа – отношения, характеризующие личность родителя.

Низкая тревожность за ребенка является важным фактором предупреждения невротических реакций у детей, стабилизация их поведения, повышение их доверия к миру и родителям, принятие себя как личности, формирования адекватной самооценки.

II группа – отношения, характеризующие взаимодействие между родителями.

Отсутствие воспитательной конфронтации в семье. Высокая сплоченность и отсутствие разногласий членов семьи по вопросам воспитания приводят к последовательности и формированию стиля сотрудничества в семье. Слаженное взаимодействие родителей создает у ребенка ощущение прочности окружающего мира, способствует развитию доверия к родителям и миру, что естественно оказывает благотворное влияние на процесс формирования адекватной самооценки.

III группа – отношения, характеризующие взаимодействие родитель – ребенок .

Базовое принятие ребенка. его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития и самовосприятия.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше влияет на характер взаимодействия. Сотрудничество – следствие включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях детей и родителей.

Последовательность является очень важным параметром взаимодействия, отражающим то, насколько последователен и постоянен родитель в установленных им требованиях, в отношении к своему ребенку, в применении наказаний и поощрений. Ребенок легко ориентируется в предсказуемой среде, может просчитать для себя последствия и осуществить выбор. Последовательность является следствием уверенности родителя как воспитателя и принимающего отношения к ребенку.

То есть, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы у ребенка была адекватная самооценка, пожалуйста:

  • Разберитесь с собственной тревожностью. Не пугайте ребенка чрезмерно, дайте ему возможность исследовать мир и действовать в нем. Запрещайте только то, что действительно опасно для жизни, учите действовать правильно (опасно переходить дорогу на красный свет – научите ребенка переходить дорогу на зеленый сигнал светофора!).
  • Разберитесь со своими запретами в семье – нельзя, чтобы один родитель разрешал то, что запрещает другой. Папа считает, что мальчик должен ломать игрушки, ведь «он же мальчик!», а мама наказывает ребенка за сломанные игрушки. При этом запрещает папе покупать новые игрушки – а папа – покупает! Угадайте, как себя чувствует ребенок? Что с ним происходит? В каких «ножницах» оценок самых близких людей он живет? И как формируется его самооценка?
  • Включайте ребенка (посильно!) в трудовые поручения, учите его доводить начатое дело до конца – а для этого ему нужна ваша помощь! Вместе мойте посуду, наводите порядок, полите грядки и мойте машину. Цените вклад ребенка, будьте терпеливы, хвалите (даже авансом), благодарите, поддерживайте желание помочь!
  • Будьте последовательны! Не запрещайте назавтра то, что разрешали сегодня. Не делайте вид, что сегодня не заметили плохого поведения ребенка – реагируйте сразу. Иначе вы «взорветесь» через неделю, день или месяц – но ребенок даже не поймет, чем вызван ваш гнев! Думайте, прежде чем наказать. Объявив, что больше «никогда никуда не пойдете вместе», вы обречены нарушить свое слово. Ваша непоследовательность приводит к недоверию со стороны ребенка и росту его неуверенности в непредсказуемой среде.
  • Базовое принятие – самое сложное. Оно не означает вседозволенности, либеральности и безнаказанности. Принимая ребенка в целом, как неповторимую личность, мы можем быть недовольными его поступками и мы имеем право его воспитывать. Это наш долг перед ребенком, в первую очередь. Затем мы и нужны нашим детям!

    Чеканина Вера Павловна
    педагог-психолог МОУК ОУ Гимназии «АРТ-ЭТЮД»
    г. Екатеринбург

    Тема 4. Изучение детско-родительских отношений

    Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье

    Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

    Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

    По мнению А.В. Петровского, развитие личности ребенка и подростка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредо-ванным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается [5].

    Поэтому так много внимания в психологической литературе уделяется описанию различных классификаций, раскрывающих особенности влияния воспитательных воздействий в семье на формирование личности ребенка. В основу классификаций положены понятия «тип родительского отношения», «родительская позиция», «стиль семейного воспитания».

    Характеристика благополучных детско-родительских отношений

    Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие родителей с детьми, не всегда полностью представлены в их сознании. По мнению А.С. Спиваковской, «реально действующий мотив может быть представлен в сознании замещающим мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным. Причем неосознаваемый компонент воспитания определяется как силой осознанных мотивов, так и соотношением в их содержании. Игра сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком» [6, с. 339].

    Статья по теме:
    Проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка

    Предварительный просмотр:

    ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», г. Нефтеюганск, Россия

    Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

    Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

    В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

    В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

    Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

    В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

    Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящий в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, оказывают влияние личностные качества родителей.

    Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».

    Таким образом, создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях возраста, о формах и методах детского воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и развитию здоровой личности ребёнка.

  • Источники: http://www.rastem-vmeste.com/child_science/424/, http://pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml, http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/01/problemy-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy-na-formirovanie

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Ребенок плачет до рвоты

    24 мая 2009, 14:18 Дорогие мамочки и папочки. Обращаюсь далее...

    Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста

    Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего далее...

    Как развить внимание у ребенка 5 лет

    Как развить у ребенка-школьника внимание? Внимательность, безусловно, важная черта далее...

    Обучение детей китайскому языку

    Обучение детей китайскому языку Китайский считается сейчас одним из далее...

    Упражнения творческие детей дошкольников

    Презентация к уроку по теме: Игры далее...

    Творческие конкурсы детей детском саду

    Рассударики- Всероссийский далее...

    Ребенок истерит 8 лет

    Мальчик 7 лет часто истерит 0 1155 25 июля 2015 далее...

    Популярные статьи

    x