Главная » Формирование ребенка

Влияние сверстников формирование личности ребенка

Учеба занимает большое место в жизни подростка, так как большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознание и значимое место среди сверстников.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение, но если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам. Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжает иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт. В школе подросток встречается с четкой развернутой системой моральных требований. Подросток сознательно подчиняет свои побуждения тем общим ценностям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

По мере того, как расширяется круг общения ребенка, как в классе складывается коллектив сверстников, в котором уже распределены роли и обязанности, есть определенные требования к поведению его членов, по мере развития всего этого происходит накопление нравственного опыта ребенка.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности. а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания.

Учебная и внеучебная деятельность учащихся будет эффективной в воспитательном отношении тогда, когда психологический смысл формы ее организации имеет объединяющий характер, то есть для осуществления деятельности требуется объединить усилия членов коллектива. Особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые максимально следует создавать и использовать как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, также побуждать ребят к обсуждению между собой наиболее острых проблем их жизни.

Важнейшее психологическое условие эффективности деятельности коллектива – это общественная направленность дел, особенно основных, ведущих. Например, при организации общественно-полезной деятельности учащихся большую роль играет такое средство, как поручения. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми и коллективными. Учитывая психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, очевидно целесообразно часто использовать и групповые поручения.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классе, объединять симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Педагогу надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т.д. Учет этих особенностей при распределении функций в организации и выполнении деятельности значительно повышает ее эффективность.

Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

Общение, как канал управления, предшествует деятельности, в которую педагоги включают школьников: через общение дается определенная инструкция по организации деятельности и вносятся нормы отношения в процессе ее реализации. Общение, как канал управления, сопровождает деятельность школьников: через общение педагог корректирует способы ее организации и реализации, координирует усилия отдельных групп учащихся, коллектива в целом, корректирует отношения, которые складываются между участниками деятельности.

Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания. Но и не маловажное значение имеет, влияние сверстников на формирование личности ребенка от этого зависит, как будут складываться отношения между индивидуумом и обществом, так в конечном итоге и сложится жизнь человека, его отношение к окружающей действительности, его социальный статус.

Поэтому необходимо педагогу умело управлять сложившимися в коллективе отношениями, чтобы сформировать всесторонне развитую гармоническую личность.

Перейти к обсуждению работы

Почему общение со сверстниками у подростков так важно?

В формировании личности подростка, значимую роль оказывает общение со сверстниками, но несмотря на это, общение внутри семьи попрежнему оказывает сильное влияние на его развитие. Воздействие улицы на подростка во многом определяется семьей в которой он рос. Тёплые отношения внутри семьи могут сгладить сложности в общении со сверстниками и помочь ему определиться со своей внутренней позицией относительно асоциальных поступков его друзей. Если же подростка в семье не принимают, то он с большой долей вероятности отправится искать понимание и поддержку на улицу, среди своих сверстников.

Униженный своими близкими подросток станет компенсировать заниженную самооценку тем, что станет насмеиваться, издеваться над менее физически развитыми ребятами. Во многом манера общения со сверстниками зависит от внутрисемейных взаимоотношений.

Выяснив, что сверстники влияяют опосредованно на подростка, рассмотрим на какие стороны личности оказывается их влияние.

В первую очередь отметим, что общение со сверстниками может способствовать ложному или настоящему укреплению Я подростка посредствам самоутверждения в их среде и получения признания среди своих сверстников. Настоящее укрепление Я подростка происходит при наличии у него реальных успехов в значимых областях среди подростков. В случае же ложного укрепления Я, подросток зачастую присоединяется к какой либо группе, чтобы получить поддержку и почувствовать силу «Мы».

Именно поэтому многие подростки становятся невосприимчивы к критике взрослых относительно их компании. Они просто боятся потерять своих друзей и болезненно относятся к любым воспитательным действиям по отношению к их друзьям. Подросток воспринимает это как унижение его собственного Я.

В реальности ощущение силы группы сверстников оказывается лишь иллюзией, но если подросток пользуется этой иллюзией — это означает, что она ему зачем-то нужна. Если посмотреть глубже, то мы увидим у таких подростков отсутствие идентификаци с родителями и целостности развивающейся личностим ввиду ранего отделения от семьи.

Достаточно часто подобное можно увидеть в семьях, где сами родители не чувствуют личной значимости. Со стороны это может выглядеть как семейная или социальная неуспешность. Подросток растущий в подобной семье щитает, что родители не достойны того, чтобы их слушали, раз несумели обеспечить себе достойную жизнь. Второй возможной причиной раннего освобождения от родительской заботы может послужить отсутствие чувства защищённости в семье, которое подросток пытается обрести в группе.

Давайте обозначим к каким способам прибегают подростки, чтобы созать ощущение силы.

1 Для создания иллюзии силы, группа подростков выбирает «общего врага» и объединёнными усилиями совершают по отношению к нему насильственные действия.

2 Часто подростки стремятся вступить в неформальные группы объединённые различными идеями. В этих группах на первый взгляд отсутствуют какие либо правила. Группы подменяют ещё не окрепшее Я подростка, сильным «Мы». У подростка в этом случае появляется иллюзия независимости от устоев общества, родителей и чувство безграничной свободы. В действительности же группами как правило управляют сильные Лидеры.

Оба этих варианта сплачивают подростков вокруг определённой идеи. В случае когда подростки объединяются против «общего врага» их Я укрепляется с позиции сверху вниз за счёт унижения другого. Во втором же случае укрепление Я происходит с позиции снизу вверх посредствам присоединения к группе или лидеру.

Помимо этого на укрепление собственного Я подростка оказывает влияние и его собственное представление, о том образе к которому он стремится. Особенно важно это для подростков которые неприемлют на роль эталона своих родителей. Как правило они подражают сильным лидерам групп и их влияние на подростка становиться наиболее значимым.

Общение со сверстниками оказывает влияние на становление взрослой жизненной позиции подростка. Любопытно то, что на первой ступени подростки отрицают взрослость в существующем виде. Они неприемлют характерную для взрослых одежду, лексику, причёску и т.д. В этом возрасте наибольшую ценность имеют независимость от родителей и свобода дейвствий, но они, ещё неосознают, что оборотная сторона свободы — это ответственность.

В этом возрасте формируется внутренний мир подростка и он нуждается в поддержке и принятии авторитетными людьми в его жизни. Стоит отметить, что способность подростка к внутреннему диалогу в этом возрасте ещё слишком низка и ему легче делится мыслями о себе с друзьями, нежели размышлять в одиночестве.

Прежде всего в дружбе подросток реализует потребность самораскрытия. Одновременно с этим ему приходится защищать свой внутренний мир от посягательств из вне. Поэтому в дружбе подросток ценит доверительную атмоферу, умение хранить тайны и верность.

Улучшить взаимоотношения в семье и наладить контакт с подростком вам поможет мой тренинг о секретах воспитания детей и подростков .

Статьи о воспитании

Влияние сверстников на развитие личности ребенка

Все мы привыкли, что воспитателями ребенка являются взрослые: родители, родственники, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Все они играют огромную роль в социализации личности ребенка. Тем не менее, не так давно было замечено, что сверстники ребенка: одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи во дворе также являются своеобразными воспитателями личности ребенка.

Обычно взрослые воспринимают сверстников своих детей и их влияние на ребенка просто как факт.

То есть, родители мало задумываются над тем, каким именно образом дети воспитывают друг друга.

Те же, кто все-таки задумываются, по-своему относятся к этому. Некоторые используют его для того, чтобы ребенок привык к детскому коллективу. Так часто бывает с детьми, которых вообще не водили в детский сад, а за год до школы отдают туда. Другие, напротив, стараются вообще оградить ребенка, например, от уличного общения. Время таких детей, как правило, стараются максимально заполнить полезными занятиями.

Сами взрослые довольно таки быстро забывают свои собственные детские забавы. И не дают выбраться наружу ребенку, сидящему в них. Да и дети начинают искать для своих игр места, где родители могут не увидеть их.

Таким образом, у детей образуется своя субкультура . Она имеет свои особенности: достаточно автономна, отличается консерватизмом, схожа у детей различных стран.

Особенности игр в зависимости от возраста детей

Замечено, что дети до 3-х лет не особо нуждаются в играх с другими детьми. Они, конечно, замечают других детей. Но играют не вместе с другими детьми, а рядом.

Между тремя и пятью годами постепенно у ребенка начинают формироваться потребность и желание в более сложных играх – ролевых. Теперь для игр нужен партнер. У этих малышей еще нет опыта такого взаимодействия. Возникают конфликты, разногласия, ссоры между ними.

Ближе к пяти годам ребенок уже имеет представление о том, как справедливо решаются спорные вопросы между детьми. Дети 6-7-ми лет уже взаимодействуют продолжительное время, делятся игрушками, устанавливают правила, помогают друг другу и обмениваются ролями. В это же время ребенок становится менее эгоцентричным. Игры становятся значительно более продуманными, придумываются правила, которые выгодны для всех участников игры.

Рассмотрим такой атрибут детских игр, как считалка. Именно она несет в себе регулирующую функцию: помогает распределить роли в игре. От того, как пройдет считалка, зависит дальнейшая судьба всей игры. Для детей она имеет свою ценность тем, что дети считают ее объективной. Она переходит к детям младшего возраста от старших детей. Аргументом здесь является все так делают .

Этот и другие детские традиционные игры помогают детям преодолевать различные ситуации. Такие игры дают детям представление о том, что нужно делать и как. Благодаря им ребенок тратит меньше сил на придумывание, тем более, что у детей еще не достаточно развиты коммуникативные навыки. Они дают большую уверенность в действиях, ведь они дают представление, что именно так и надо действовать в этой ситуации. И эти заученные формы дают некоторую защищенность. То есть они в стрессовой ситуации помогают ребенку не сосредотачиваться на ответе – он уже есть..

Например, это помогает детям в случае дразнилки или обзывалки. Есть на них заготовленные отговорки: обзываешь ты меня, переводишь на себя!

Конечно, всякие дразнилки, это испытание для психики ребенка. Часто к ним прибегают в период формирования группы или при появлении нового участника. Они помогают понять, кто чего стоит. Если звучат заученные традиционные фразы, дети легче привыкают и принимают такого ребенка в свою группу.

Сталкиваясь с таким проявлением традиций детей, ребенок может быть напуган, уязвлен, расстроен. Здесь важно вовремя родителям заметить этот момент. И помочь пережить этот момент. Важно научить, что не стоит самому дразниться и обзывать других детей. С течением времени ребенок научиться управлять эмоциями. И чем больше и увереннее он будет вести себя со сверстниками, тем больше он будет цениться среди детей.

Уже после 9-ти лет, дети начинают применять другие методы урегулирования ситуаций. И к таким методам, как обзывание прибегают крайне редко.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что для развития личности ребенка имеет большое значение общение со сверстниками. Это необходимый этап. Ребенок, наряду с традициями семьи, страны, должен быть знаком и с культурой, которая существует среди детей.

Вымышленные друзья

По результатам недавно проведенного исследования выявлено, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Это невидимки, но дети называют их по именами, играют с ними подолгу, как с реальными детьми. Они помогают справиться с временным одиночеством. Для ребенка они обладают некоторой реальностью.

Придумывание себе друзе связывают с положительными качествами детей. Поразительно, но эти дети менее застенчивы, более креативны, и у них больше реальных детей. Предполагается, что такие друзья помогают детям упражняться в искусстве ведения беседы.

Было подмечено, что такие дети быстрее и безболезненнее вливаются в новые детские коллективы и быстрее заводят себе друзей.

Фантазирование приносит пользу не только в эмоционально плане, но и в познавательном. Дети получают опыт, который помогает постичь связь между символическим представлением мира и реальным. Главное здесь, чтобы ребенок смог понять это различие.

Отношения со сверстниками существенно влияют на ход социализации детей. Успешность дельнейших отношений в жизни ребенка зависит от развития социальных навыков. Потому, важно помогать развивать эти навыки в дошкольном возрасте. Некоторые психологи полагают, что начало отверженности детей часто кроются как раз в событиях дошкольного детства.

Администратор специально для AllExperts.ru

Источники: http://www.scienceforum.ru/2015/1219/12880, http://white-elephant.ru/obschenie-podrostkov-so-sverstnikami/, http://childmaturation.allexperts.ru/child-environment/vliyanie-sverstnikov-na-razvitie-lichnosti-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Основные показатели физического развития ребенка

Основные показатели физического развития далее...

Особенности развития обучения детей с овз

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в далее...

Что подарить ребенку на 12 лет девочке

Что подарить девочке: 11, 12, 13, далее...

Роботы детей 11 лет

Кроме того, что робот Sphero 2.0 неубиваемый, далее...

Устное творчество игра потешка самых маленьких

Детские потешки Когда появляется далее...

Игра рисовалка для детей 5 лет

Даша следопыт - игры далее...

Пятна при рождении у ребенка на лице

Красные родимые пятна Капиллярные далее...

Популярные статьи