Главная » Формирование ребенка

Закономерности формирования двигательных навыков ребенка

2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения

Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: Iстадия — иррадиация;II— специализация иIII — стабилизация условно-рефлекторного акта.

Iстадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

II стадия — более продолжительна по времени. Она характе ризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшает ся. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. Она способствует развитию внутренних диффе ренцированных торможений, ограничивающих распространение процессов возбуждения, при этом повышается роль второй сиг нальной нервной системы. На этой стадии ребенок проявляет боль шую осознанность задач и своих собственных действий.

Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. В коре головного мозга образуется система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамичес кого стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения ста новятся экономичными, свободными, точными и раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует дви жение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для переноса его в похожее движение, яв ляется предпосылкой для освоения нового, более сложного навы ка. Такой перенос определяется как положительный.

В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или интерференция навыков, т.е. их взаимовлияние), не способствующий овладению двигательным действием. Причинами интерференции навыков может быть прочность ранее образовавшихся временных связей и сохранение в новых действиях некоторых общих компонентов старых, мешающих различению своеобразия каждого из них.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказать влияние врожденные автоматизмы. Так, врожденная перекрестная координация'составляет основу лазания, ходьбы, бега и т.д. Унаследованные координации необходимо учитывать при подборе последовательности обучения.

Роль сознания и эмоций при обучении движениям

При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмо-

циональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его. При формировании двигательных навыков педагог учитывает индивидуальные типологические особенности нервной системы ребенка, подбирает методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств.

Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение.

Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу.

Влияние музыки на совершенствованиедвигательных навыков

Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно.

Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. А.В.Кенеман писала, что определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

В. Мазель. Психофизиологические закономерности формирования первичных двигательных навыков детей младшего школьного возраста

Мазель, Владимир Хананович. Психофизиологические закономерности формирования первичных двигательных навыков детей младшего школьного возраста (6-12 лет) [Текст]. советы музыканта и физиолога / Владимир Мазель ; [ред. Марина Рыцарева]. - Санкт-Петербург. Композитор, 2014. - 98 с. ; 21 см. - (Движение - жизнь моя).

Этой книгой Владимир Мазель продолжает развитие своей системы, в которой он воспитывает физиологически естественные двигательные навыки. Использование этих навыков позволяет одновременно сберечь мышечную систему от опасных перегрузок и добиться большей эффективности в деятельности, связанной с работой рук. Специальный комплекс упражнений разработан для детей. Он обеспечивает правильную осанку и закладывает основы для оптимального распределения усилий между силовой и исполнительной частями рук.

Из новых поступлений:

Лев Бакст. Художественное наследие.

Неаполь. Музей Каподимонте.

Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций

K. Monrad. Christoffer Wilhelm Eckersberg

Театральный педагог Аркадий Кацман

А. Де Бек. Новая волна: портрет молодости.

А. Роденков. Изразцовые печи Зеленогорска.

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры
Российская государственная
библиотека искусств

Рабочая программа*

МОДУЛЬ 1. Общие вопросы теории физического воспитания

обеспечить усвоение студентами методологических, естественнонаучных, психологических и педагогических основ физического воспитания.

раскрывать методологические, естественнонаучные, психологические и педагогические основы физического воспитания, основные понятия теории и методики физического воспитания

  • Дидактическая единица 1 Методологические, естественнонаучные, психологические и педагогические основы физического воспитания.
  • Дидактическая единица 2 Развитие и становление теории и методики физического воспитания в странах Европы и России
  • Дидактическая единица 3 Задачи и средства физического воспитания, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка
  • Дидактическая единица 4 Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет

МОДУЛЬ 2. Основы обучения ребенка двигательным действиям.

Формировать способность студентов к освоению основных понятий и закономерностей при обучении дошкольников двигательным действиям.

Знать и уметь интерпретировать понятия психофизические качества , двигательные качества , физические способности , врожденные задатки , двигательные навыки , раскрывать взаимосвязь и взаимообусловленность развития двигательных качеств и навыков у детей.

  • Дидактическая единица 1 Ребенок как объект и субъект педагогического воздействия в процессе физического воспитания
  • Дидактическая единица 2 Понятие о двигательных умениях и навыках.
  • Дидактическая единица 3 Закономерности формирования двигательных навыков
  • Дидактическая единица 4 Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка

Структура курса

Модуль 1. МОДУЛЬ 1. Общие вопросы теории физического воспитания

  • ДЕ 1. Дидактическая единица 1 Методологические, естественнонаучные, психологические и педагогические основы физического воспитания.

Литература

Основная

  1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. –М. Просвещение. 1992.
  2. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М. 1990.- 175с.
  3. Голощанов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта. –М. Академия, 1995.
  4. Детские народные подвижные игры / Сост. А.В. Кенеман. – М. Просвещение, 1992.
  5. Козлова С.А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
  6. Осокина Т.М. Физическая культура в детском саду. -М. 1986-304с.
  7. Э.Я. Степаненкова Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Москва академия, 2001
  8. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М Валдос, 2001-176с.
  9. Глазырина Л.Д. Физическая культура –дошкольникам: Программа и программные требования.- М. 1999. -144с.

Дополнительная

  1. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений .М. Владос, 2002.-240с.
  2. Нуленко Н.Ф.История физической культуры и спорта -Оренбург. 1997.
  3. Осокина Т.И. Физическое воспитание детей на севере. –М. 1981
  4. Педагогическая практика студентов по курсу: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» /Под ред. А.В. Кенеман. Т.И.Осокиной.-М. 1984.-176 с.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 2002 -256с.

Цифровые ресурсы

  1. http://ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/kuprijanov_kontsep.htm
  2. http://upr.1september.ru/article.php
  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/
  4. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php

Источники

Учебно-методические материалы

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/6014426/page:21/, http://liart.ru/ru/newinlib/769/, http://wp.surgpu.ru/wp/3010/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сухой кашель у ребенка без температуры комаровский

Лечение кашля у детей по Комаровскому У Комаровского далее...

Фитнес детей 8 лет

Детский фитнес SMART FITNESS далее...

Кормление ребенка 1 месяц жизни

Питание ребенка в 1 месяц Ребенку месячного далее...

Картотека подвижных игр для детей овз

Картотека подвижных игр по далее...

Рассказы для детей 9 лет

Телезвезда. Рассказ для далее...

Страх ребенка 8 лет

Эти страхи возникают остро в далее...

Вкладыш для новорожденного стульчик кормления

Журнал → Сравнение стульчиков для кормления с 0, и далее...

Популярные статьи

x