Главная » Игры для детей

Дидактическая игра средство развития словаря детей

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.

В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.

По мнению Л. С. Выготского. игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому.

Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.

А.Н.Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Игровое действие позволяет ребенку выразить свои самые фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы для проявления творчества, активности, смекалки.

Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действий.

Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль знатоков .

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к рубежным играм , представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности.

Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата.
Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы.

В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память.
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передачи образа.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием Парные игры , которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.

Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться, принимать правила игры.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем.

В Вашем городе нет центра ВундеркиндикИ ?
нажмите СЮДА . поможем открыть !

Консультации для воспитателей

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Автор: Ю.Н. Юрьева. учитель – логопед МДОУ детского сада комбинированного вида N 68 Яблонька г. Тамбова.

Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого.
А.С. Спиваковская

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, пункты основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:

  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка .
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения ( что было бы, если ). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.
Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие
в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Научные библиотеки в новом тысячелетии

В последнем десятилетии прошлого века произошел крах теоретических постулатов библиотековедения и библиографоведения. Основные принципы, которые ранее казались незыблемыми, и прежде всего принцип партийности, оказались невостребованными в эпоху демократических перемен. Стремительное внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек также привело к необходимости пересмотра приоритетов. Появилось достаточно большое количество работ, в которых делаются попытки осмысления предмета, принципов интересующих нас научных направлений, создания философии библиотечного дела. Если принять за аксиому утверждение, что в любой деятельности важен конечный результат, то не будет слишком большим допущением утверждение, что основным принципом сфер деятельности, связанных с производством информации и доведением ее до потребителей, является принцип доступности. Резкая смена условий и форм существования документальной информации, обусловленная, с одной стороны, внедрением средств автоматизации, появлением наряду с традиционными библиографическими источниками документальных и полнотекстовых баз данных, расширением информационной насыщенности глобальной сети Интернет, а с другой стороны, внедрение в нашу жизнь рыночной экономики приводят к необходимости решать проблемы технической, интеллектуальной и экономической доступности информации.

Одним из основных условий, обеспечивающих доступность информации. является консолидация действий библиотек территорий по созданию, приобретению и обеспечению взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов. таких как сайт http://Greyish.ru.

Основные направления координации деятельности и взаимоиспользования ресурсов определяются исходя из главной задачи — обеспечения доступности информации населению.

В последние годы резко изменились условия взаимодействия потребителя и информационных систем. Необходимо осознание того, что роль потребителя информации качественно меняется вместе с изменением его технической оснащенности. Владение персональным компьютером, возможность поиска информации в Интернете, неизмеримо увеличивают долю самостоятельного активного участия потребителей в процессе. Если раньше обязательным условием получения информации было посещение библиотеки, то сейчас достаточно иметь на рабочем столе компьютер и определенные навыки. Отсюда необходимость при работе по всем направлениям взаимодействия включать в систему в качестве полноправного участника потенциального и реального пользователя информационно-библиотечных систем.

Поиск по сайту

Источники: http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya029.html, http://www.moi-detsad.ru/konsultac307.html, http://greyish.ru/%3Fp%3D1223

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сон новорожденного первый месяц

Развитие ребенка 1 месяц: комплекс оживления Физиология ребенка первого месяца далее...

Какие витамины дать ребенку 6 лет

Какие витамины лучше подходят для детей 8 лет? В далее...

Центр поддержки одаренных детей хк иро

Детей Хабаровского края будут готовить далее...

Ребенок шестой день высокая температура

Здоровье детей Высокая температура 6-й день - возможна при вирусе? В далее...

Рвота ребенка помочь дома

Что делать и чем лечить рвоту у ребенка? далее...

Обучение чтению детей дошкольного возраста

Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать далее...

Поделки из ракушек для детского сада

Поделки из ракушек своими руками Время отпусков далее...

Популярные статьи