Главная » Игры для детей

Игры для развития диалогической речи дошкольников

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Орешкина Ирина Александровна, учитель-логопед, Хакасия, Черногорск

Структурные диалоги
  1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.
- У тебя есть апельсины?
- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?
  • Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

    - В вазе что-нибудь есть?
    - Да, в вазе цветы.

    - На стене что-нибудь висит?
    - Нет, на стене ничего не висит.

    - За коробкой есть что-нибудь?
    - Да, за коробкой лежит карандаш.
  • Отрицание.

    - Это зима, не так ли?
    - Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега Это осень.

    - Это лошадка, не так ли?
    - Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

    - Это ромашка, не так ли?
    - У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.
  • Утверждение

    - Это книжный магазин, не так ли?
    - Совершенно верно. На полках одни книги.
    - Мальчик собрался на каток, не так ли?
    - Вы правы. В руках у него коньки.

  • Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, требующих словесного сопровождения (объяснения).

    Игра Какая игрушка? .

    - На какую игрушку похожа?
    - Я думаю на неваляшку.
    - Почему?
    - Можно дорисовать ручки и глазки и т.д.

    Игра Лабиринт (план города).
    Сначала логопед показывает образец диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка):

    - Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку. Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения.

    После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости.

    В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно.

    В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.

    Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспрашивает, какие понятия употребляет.

    Например, пары для сравнения:
    дача - дом в городе,
    умный - глупый человек,
    игра - учеба,
    праздник - будни,
    ребёнка ругают - хвалят,
    человек думает - действует,
    понимание - заучивание и т.д.

    Логопед начинает: А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе

    Игры Разное – одинаковое включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.
    Вопросы начинаются со слов: Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поляне, на рисунке больше.
    Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух.

    Логопеды рекомендуют:

    Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

    Речь, как известно, возникает и развивается только в процессе общения. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Поэтому развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР – актуальная проблема как для педагогики, так и для логопедии.

    Последние исследования в области лингвистики и психологии показывают, что диалог у детей чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связан с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия .

    Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций.

    Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности.

    Общие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

    • Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
    • Эгоцентрический тип отношений партнеров;
    • Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.

    Специфические особенности диалога у дошкольников с ОНР:

    • Выраженное отставание в развитии диалогической речи;
    • Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры;
    • Не выделение сверстника в качестве объекта взаимодействия;
    • Отсутствие навыка к программированию процесса игры;
    • Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях;
    • Не сформировано ролевое поведение.

    Своеобразие предметной деятельности дошкольников с ОНР непосредственно отражается на игровой деятельности, которая тоже характеризуется рядом особенностей.

    Игры-драматизации могут широко использоваться для развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Методика подготовки, репертуар и проведение игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

    Коррекционно-педагогический комплекс по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи направлен на формирование:

    – социальных представлений, необходимых для игры (о себе, о взрослых и о сверстниках, различные социальные отношения);
    – способности дошкольников с ОНР к идентификации;
    – кооперативных навыков;
    – коммуникативной компетенции.

    Все эти задачи реализуется на протяжении всей коррекционно-педагогической работы, которая должна проводиться в тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в группе.

    Основные этапы работы:

    1. Развитие коммуникативных навыков.
    2. Развитие диалогической речи.
    3. Развитие игровых навыков.

    Работа проводится в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитываются следующие моменты:

    • Возрастные особенности детей при отборе материала;
    • Активное участие детей в работе на занятиях;
    • Максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной речевой среды.

    Занятия включают в себя как различные игровые упражнения, направленные на развитие артикуляции, так и игры.

    Игра «Конкурс проектов».

    Цель: развитие связной речи, творческого мышления, взаимодействие в команде, формирование самооценки, развитие мелкой моторики.

    Игровой материал: цветной конструктор.

    Ход игры: Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из 6 любых элементов, а двое входят в состав жюри. По окончанию строительства проекта дети должны описать свой проект, жюри выбирает победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками.

    Игра «Придумай сказочного героя»

    Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, умения работать в команде.

    Игровой материал: цветной конструктор.

    Ход игры: Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагается из деталей конструктора, совместно придумать как можно больше сказочных героев (Змей -Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.

    Пример занятия с использованием игр-драматизаций:

    Занятие по сказке «Гуси-лебеди»

    • создавать комфортный психологический микроклимат в группе дошкольников;
    • формировать у дошкольников положительное отношение к окружающим;
    • обучить умению восстанавливать простые последовательности в знакомой сказке;
    • развивать воображение и творческие способности детей;
    • развивать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

    - Сегодня мы продолжим с вами изучать сказку и готовиться к нашему театральному представлению. Давайте вспомним, что произошло после того, как Машенька обнаружила, что ее брата унесли гуси-лебеди? (ответы детей)

    - Итак, Машенька пошла искать своего брата. Кого она встретила на дороге? (ответы детей).

    - Давайте с вами проиграем путь Машеньки за Иванушкой. Сначала Машенька встретила… (дети подсказывают). И что произошло дальше? (ответы детей). Правильно, печка заговорила. Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда печка заговорила? Что бы вы почувствовали? (ответы детей, если нужно подсказать).

    - Она почувствовала удивление. Как выглядит человек, который удивился? (ответы детей)

    - А теперь давайте кто-нибудь из вас изобразит Печку, а кто-то Машеньку. При этом Машенька должна удивиться, когда печка с ней заговорит. (дети проигрывают сценку)

    - Кого следующего встретила Машенька? (ответы детей)

    - Как вы думаете, Машенька удивилась, когда яблоня с ней заговорила? (ответы детей)

    - Теперь давайте другая пара изобразит яблоню и Машеньку, и Машенька опять должна удивиться (дети разыгрывают сценку).

    - Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Скажите, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось? Вам бы хотелось дальше изучать сказку? (ответы детей)

    1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
    2. Погодаева Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. – ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.
    3. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В. Лисиной М.И. – М. Наука, 1993.

    Куликова Татьяна Валерьевна,
    ГБОУ детский сад №314,
    г. Москва

    Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР

    Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.

    Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

    Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

    Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.

    В дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной её формы. На этом этапе требования к формам речи вообще к диалогу всё повышается. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:
    • слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
    • формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
    • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
    • поддерживать определенный эмоциональный тон;
    • следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
    • слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки. Приложение 1.

    Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении.

    Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство - сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

    В сначала дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога.

    Диалогические единства строятся по определенным схемам:
    • вопрос-ответ
    • вопрос-ответ-вопрос
    • сообщение-вопрос
    • сообщение-сообщение
    • побуждение-сообщение и т. д.

    Овладение диалогическим единством того или иного типа будет идти через группу упражнений. Вначале ученики знакомятся с образцом диалогического единства. Затем они учатся строить отдельные реплики. Наконец, упражняются в составлении целого диалога. Для упражнений в диалоге предлагаются ситуативные задания. Приложение 2.

    Обучение происходит поэтапно.

    Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.

    Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию.

    Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умению лексико - синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

    Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.

    Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

    Нужно заметить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

    Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

    По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

    Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

    1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя.

    2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

    Второй этап. Обобщение.

    Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

    ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ

    Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

    С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет. магнитофон прыгает. утюг поет? и т д.). Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель “подлежащее-сказуемое”. В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель “подлежащее-сказуемое-дополнение”, (я чищу картошку, Лена готовит салат, я прикручиваю колеса) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

    Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

    На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

    Кроме того в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.

    Итак, в школьном логопункте возможно организовать достаточно эффективную работу по развитию навыков диалогического общения для преодоления общего недоразвития речи.

    Источники: http://www.logoped.ru/oreshia01.htm, http://logoportal.ru/razvitie-dialogicheskoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr/.html, http://festival.1september.ru/articles/501756/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Роль взрослого формировании ребенка

    Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех далее...

    Развивающие книги для детей 8 лет

    Развивающие и обучающие книги На страницах этого обучающего далее...

    Ребенка сильная сыпь ногах

    Красная сыпь на руках далее...

    Лицей мгу для одаренных детей

    Минобрнауки поддержит создание Томского лицея для далее...

    У ребенка болит небо

    Чем и как лечить далее...

    Уровни развития музыкальных способностей детей

    Диагностика музыкальных способностей детей В учебном пособии далее...

    Формировании многих навыков ребенка

    Знания, навыки, умения и далее...

    Популярные статьи