Главная » Игры для детей

Картотека дидактических игр развития речи дошкольников

Ладутько Л. К. Шкляр С. В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»»

В издании представлены дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников, систематизированные по 18 темам программы Пралеска в рамках раздела Человек и природа.

Материал составлен с учетом основных направлений речевого развития и предназначен да формирования и закрепления навыков практического словообразования, словоизменения, звукопроизношения, развития связной речи и общения дошкольников в процессе игровой деятельности.

Формат картотеки поможет сэкономить время на подготовку к проведению игры, будет удобным при использовании и хранении.
Подробное описание игр и упражнений с богатым лексическим материалом делает издание доступным как для начинающих педагогов, так и для студентов дошкольных факультетов, и для родителей дошкольников.

Игра «Все наоборот»

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Материал: фото или картинки с изображением осенних пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

Воспитатель. Объявляется минута «Все наоборот». Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте словом – «наоборот» (антонимом).
-Осень ранняя – весна поздняя.
-День веселый -ночь грустная.
-День солнечный – ночь пасмурная.
-Небо чистое -земля грязная.
-Время холодное – теплое, жаркое.
-Облако белое – туча черная. И т. д.

Вариант 2. Игровые действия – подбирать слова-антонимы.

Лето жаркое – а осень… (холодная).
Лето засушливое – а осень … (мокрая, дождливая).
Весна ранняя – а осень … (поздняя).
Весной дни длинные – а осенью … (короткие).
Летом поля с урожаем – а осенью … (пустые).

Похожие записи:

Картотека дидактических игр по развитию речи - Воспитателям. ру

Подробности Просмотров: 130

«Картотека дидактических игр по развитию речи»

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Автор: Мурыгина Людмила Анатольевна, воспитатель I квалификационная категория, МАДОУ «Радость» г. Губкинский

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры в нерегламентированной деятельности. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.

Опытпоказывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор» и др. где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Переезжаем на новую квартиру», «Новоселье», «Размытое письмо»,«Придумай предложение» и др.

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Игры на развитие связной речи такие как «Кто больше заметит небылиц?», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Придумай окончание сказки» и др. учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И длянас воспитателей это главная и первоначальная задача.

1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

Картотека дидактических игр для развития связной речи детей

В современном обществе все чаще формируется мнение, что если ребенок находится в речевой среде, то он наверняка заговорит. Однако не следует забывать о том, что степень развития связной речи у детей может быть различной. Одни в три года уже болтают, другие еле произносят слова. Следовательно, речь нужно развивать, и делать это нужно через игру без ущерба для детей.

Предлагаем вам игры для развития речи, которые вы можете скачать на нашем сайте. Они доступны как для родителей, так и для воспитателей детских садов. Здесь мы приведем лишь некоторые примеры игр для развития связной речи для дошкольников.

Ученые проследили, что существует прямая взаимосвязь между степенью развития речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому уже с 6-7 месяцев необходимо стимулировать работу пальцев у малыша. В 2-3-летнем возрасте для дошкольников можно предложить дидактические игры с элементами мелкой моторики. Например, поиграть в кукольный театр, где герои делаются из бумаги или материи и одеваются на пальцы. Когда малыш освоит игру, попробуйте давать ему роль одного из героев, требуя соблюдения интонации, высоты голоса, выразительности.

Для детей с 3-4 лет можно использовать более сложные дидактические игры для развития связной речи дошкольников. Их вы также можете скачать на нашем сайте. Например, перескажите известную ребятам сказку, перепутав героев или события, а затем попросите детей восстановить все в правильном порядке. Такая игра для дошкольников помогает учиться пересказывать текст, запоминать основные события в нем.

Богатство связной речи человека определяется большим количеством синонимов (похожих по смыслу слов), которые он употребляет. Чтобы сделать речь детей разнообразнее, попросите их подобрать как можно больше прилагательных к существительному, как можно больше глаголов и т.п. Подобные дидактические игры для развития связной речи вырабатывают у дошкольников привычку выражаться, максимально используя известный запас слов.

Среди игр для развития связной речи у детей могут быть игры обратного характера. Назовите несколько качеств и попросите дошкольников найти предмет, максимально соответствующий описанию. Через некоторое время повторите упражнение, добавив еще некоторые характеристики.

Полезным упражнением среди игр для развития связной речи у детей может стать создание цепочки слов, объединенных каким-либо общим смыслом. Сюда можно включать как синонимы, так и антонимы (противоположные по смыслу слова), опираясь лишь на один признак в слове (так, мороженое и батарею объединяет понятие тепла). В результате такой игры у дошкольников иногда рождаются целые стихотворения.

Развитие связной речи у детей должно быть также направлено и на совершенствование глагольного ряда. Дети должны знать, как можно наиболее точно выразить свои и чужие действия. Для этого применяем следующие игры.

Создается картотека: рисуем или вырезаем карточки с изображениями различных предметов. Затем просим детей сказать, что можно делать с тем или иным предметом, какие действия выполняет то или иное явление природы. Через некоторое время повторите игру, заменив некоторые карточки или добавив новые.

Более сложный вариант этой игры для развития связной речи у дошкольников – получив первый ответ, например, на вопрос: «Что делает собака?», задавать цепочку вопросов, связанных с этим животным: «Где живет собака?», «Что она ест?» и т.п. Такого рода игры хороши для дошкольников 4-5 лет.

Эту же игру можно провести наоборот: попросить подобрать несколько предметов или явлений к одному действию.

Детям 5-6 лет можно предложить игру «Добавь слово», где им необходимо дополнить предложение уместным по смыслу словом. Игра чрезвычайно важна, стимулирует развитие логического мышления, что особенно актуально, поскольку через 1-2 года такие ребята уже пойдут в школу. Суть подобных игр для развития связной речи в том, что дети учатся формулировать завершенные предложения, устанавливая слова в правильной последовательности.

Таким образом, через игру можно добиться довольно неплохих результатов развития речи. Дети при этом охотно идут на контакт, принимают активное участие, сами предлагают внести определенные поправки. В результате развивается и логическое мышление, и воображение, и самостоятельность; одновременно ребенок становится более внимательным, аккуратнее обращается со словами в речи, начинает чувствовать строй и мелодику языка. Все заинтересовавшие вас игры вы можете скачать у нас на сайте. Пусть ваши дети говорят красивым и чистым языком!

Настольные игры

Перед Вами подборка настольных дидактических игр направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Здесь есть игры:

  • глухой-звонкий,
  • читаем и составляем слова,
  • ребусы,
  • прочитай по первым буквам,
  • противоположности,
  • кто как устроен,
  • назови одним словом,
  • подбери слово к рассказу

Чтобы скачать подборку -нажмите на картинку ниже:

Книги

Кроме того, хотелось бы порекомендовать очень хорошую большую книжку на развитие речи дошкольников. По ней Ваш ребенок научится:

  1. составлять рассказы по наблюдаемым действиям,
  2. составлять рассказы по сюжетным картинкам,
  3. составлять рассказы по прослушенному тексту к картинке и многое другое.

Нажмите на картинку, чтобы скачать эту книжку:

Книга на исправление произношения у детей дошкольного возраста:

Стихи для развития речи:

Видео

Источники: http://beriknigi.ru/logopediya/ladutko-l-k-shklyar-s-v-kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/70380-kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-2, http://steshka.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitie-svyaznoy-rechi-detey

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Белое родимое пятно у ребенка с рождения

Родимые пятна у далее...

Лечение соплей у детей соком алое отзывы

Насморк, или ринит – далее...

Сотрясение мозга ребенка 12 лет

Здоровье и питание далее...

Курсовая работа тему одаренные дети

Работа с одаренными детьми Понятие и сущность детской далее...

Развитие внимания ребенка дошкольника

Родители и дети Особенности развития внимания далее...

Творческие игры детей 2 3 лет

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей города ХабаровскаЦентр далее...

Как определить пол ребенка по моче матери

Главная → Услуги → Определение далее...

Популярные статьи

x