Главная » Игры для детей

Коммуникативные игры детей младшего дошкольного возраста

Статья (младшая группа) по теме:
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Работая в детском саду в адаптационный период, Я столкнулась с тем, что дети на данном этапе перехода в новую социальную ситуацию испытывают коммуникативные трудности.

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации:

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Цель: Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры: ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ―волшебную палочку). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алѐнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Цель: развитие межполушарных взаимодействий.

Описание игры: Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила!

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки

Динамика развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:

  • в общении и взаимодействии со взрослыми дети демонстрируют усвоенные социальные правила (здороваются, прощаются, благодарят, вежливо просят и пр.);
  • в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют, общаются со сверстниками и решают конфликтные ситуации; адекватно используя речь, мимику, жесты, интонацию, делают свое высказывание понятным для собеседника
  • под руководством взрослого взаимодействуют со сверстниками в продуктивных видах деятельности, игровых и спортивных мероприятиях.
Предварительный просмотр:

«Сочиняем игры вместе». Сборник коммуникативных игр для детей 3–4 лет

Елена Пучкова
«Сочиняем игры вместе». Сборник коммуникативных игр для детей 3–4 лет

1. Коммуникативные игры для развития общения детей, установление контакта.

Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

Цели: Развитие коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты; формирование умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

Ход: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Цели: Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Ход: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения», после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему «яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём.

Другие дети отгадывают.

Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости, удивления.

Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, зима пришла? Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит: «Зима пришла!» мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с улыбкой и радостно скажите своему соседу: «Зима пришла!». Так, передавайте друг другу колокольчик, пока он не вернётся к ведущему.

Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

2. Коммуникативные игры с движениями (подвижные коммуникативные игры).

Этот вид игр учит детей внимательно слушать, соотносить движения с музыкой или словами, двигаться слаженно, синхронно, помогают достигать согласованности и взаимодействия в коллективе.

Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений).

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

Цели: Развитие коммуникативных навыков; формирование умения слушать, соотносить движения со словами.

Ход: Под произношение слов выполняются движения. Вышли дети зимой во двор гулять, стали строить снежную крепость.

Катим, катим снежный ком,

(Руками изображать процесс изготовления снежного кома).

(Ставить один кулачок на другой: правый на левый, затем левый на правый, вновь правый на левый, и на конец левый на правый.)

(Сложить ладони над головой под углом одна к другой, изображая крышу.)

Интересно, у кого снежный ком самый большой? У меня вот такой.

(Крепко сжать губы и надуть щеки воздухом.)

Будем весело играть, Снежки лепить, снежки бросать.

(Совершать ладонями движения, как при лепке снежков, а затем бросать «снежки».)

Мы смеялись, мы играли, Ну а ручки замерзали —

(Протянуть ладони вперед.)

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

(Быстро потереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и выдохнуть со звуком.)

Но погода ухудшается, Тучи темные надвигаются. Подул холодный зимний ветер.

(Поднести ладонь к губам и выполнить упражнение «Улыбка», ладонь ощутит холодную струю воздуха.)

Хлопья снежные летят.

Ветер дует, снег валит,

Нам домой идти велит.

Рефлексия по желанию.

Публикации по теме:

Отчёт на педсовете «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» Отчёт на педсовете по теме «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» воспитателя Бутовой.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Коммуникативное развитие ребенка

Содержание:

Коммуникация с латыни переводится как «общение, беседа, идти на контакт». Отсюда, «коммуникативное развитие детей» — это умение карапуза общаться. Очень важно не упустить момент, когда кроха готов к первому общению и постепенно обучать его умению контактировать с людьми и миром в целом. Когда же следует начать обучать свое чадо контакту с человеком? Ответ прост: с самого рождения.

Развитие в раннем возрасте (от рождения до 1 года)

Уже с самого рождения кроху не только можно, но и нужно обучать контакту, так как развитие общения у детей начинается с самого младенчества. В самые первые дни своей жизни карапуз учится общаться со своей мамой. Ему важен телесный контакт, он желает слышать голос родной матери и ощущать биение ее сердца.

информация Не стоит пренебрегать вниманием к своему малышу, сейчас формируется его психика. и если он чувствует себя защищенным и нужным, то в дальнейшем будет меньше риска приобрести некое психологическое нарушение (эгоизм, неумение проникнуться чужими эмоциями, страх перед общением, замкнутость, чувство отчужденности).

Коммуникативное развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Малыш уже умеет произносить определенные слова и даже предложения. На данном этапе развития кроха нуждается в общении не меньше прежнего. Сейчас можно начинать развитие общения ребенка со взрослыми.

До года карапузу спокойнее наблюдать определенное, малое число лиц, гораздо уютнее он чувствует себя наедине с родителями. Сейчас наступил момент, когда кроху можно начинать знакомить со всеми его тетями и дядями. Но ненавязчиво, осторожно. Не следует сразу созывать всю родню, пускай малыш обучится общаться отдельно с каждым. Здесь важно карапуза не отталкивать, общаться с ним на равных, чтобы он не почувствовал себя отчужденным.

От 3 до 7 лет

Вот малыш и начал более отчетливо осознавать, что происходит вокруг. Он ходит в детский сад, уже имеет пару друзей на детской площадке у дома и рвется на прогулку.

Развитие общения ребенка со сверстниками немаловажно. Сейчас он учится:

  • дружить и играть;
  • понимать желания другого человека;
  • идти на контакт.

важно Не нужно ограничивать свое чадо в общении со сверстниками, запрещать ему общаться «вон с тем мальчиком», потому что тот постоянно пачкает курточку и лицо, впоследствии карапуз начнет бояться играть с другими детьми, потому что будет думать, что он не такой, как все.

Если поведение ребенка кажется странным

В дошкольном возрасте любой малыш очень нуждается в общении, будь то со взрослыми или сверстниками. Кроха жаждет получать новые ощущения, чувствовать поддержку и просто играть, он растет и развивается.

А если родители пренебрегли общением с ребенком, не научили его идти на контакт со сверстниками, что тогда? Недостаточность развития коммуникативных навыков развития может привести к последствиям:

  1. Малыш не проявляет никаких эмоций при прослушивании сказки на ночь. Его не интересует доля колобка, он не радуется репке, которую вытащили с трудом. Он не может порадоваться за друга, получившего в подарок новую машинку.
  2. Кроха совсем не может контролировать самого себя. То плачет, то смеется, сначала молчит, потом резко начинает кричать. Не контролирует свое поведение.
  3. Постоянная боязнь чего-то. У ребенка есть страх, и он часто думает о нем, становится замкнутым и забитым.
  4. Малыш чрезвычайно активен или наоборот подозрительно спокойно себя ведет, слишком пассивен.
  5. Маленький баловник ведет себя неподобающим образом, постоянно пытается кого-то задеть, грубо высказывается, так и норовит ударить друга или бабушку.

В таком поведении можно заметить задатки эгоизма, самобичевания, неуверенности в себе, недостатка внимания.

опасно Здесь родители должны уделить особое внимание своему малышу: возможно, ему не хватает друзей, у него появились какие-то страхи, ему кажется, что окружающие совсем его не понимают и не считаются с его мнением. В таком случае ребенка нужно лечить.

Далеко не всегда получается произвести лечение в домашних условиях и приходится прибегать к помощи специалиста.

Советы родителям

Чтобы проблем с коммуникативным развитием у детей не возникало, нужны постоянные занятия. Есть множество рекомендаций, которые помогут крохе чувствовать себя уверенным и раскрепощенным:

  1. Игра с ребенком, направленная на познание его тела. Карапуз должен научиться управлять своим телом. Помогите ему изобразить кошку, пускай покажет, как он лакает из миски и машет хвостиком. Можно изобразить льва, корову, тумбочку. Такое упражнение поможет ребенку избавиться от замкнутости и почувствовать себя менее скованным.
  2. Игра мимики и жестов. Попросите юного актера изобразить радость, пусть он представит, что он скушал хороший кусочек вкусного торта. Теперь изобразите гнев: кто-то воспользовался его кроваткой, не спросив разрешения. Такая игра поможет ребенку развить язык мимики и жестов.
  3. Игра «Своё Я». Пускай малыш вспомнит, за что его похвалили, и передаст словами испытанные чувства в тот момент. Теперь вспомните, например, поход в зоопарк, может ли он сказать, что вел себя хорошо и им следует гордиться? Такая беседа поможет ребенку научиться прислушиваться к себе и своим чувствам, он начнет анализировать ход своих действий.
  4. Игра «За что я люблю свою семью». Сядьте напротив него, возьмите мячик в руки. Бросьте его малышу со словами: «я люблю тебя, потому что ты послушный». Ребенок должен бросить мячик в ответ, сказав, за что он любит маму, папу, бабушку, сестру, брата. Такая игра поможет ребенку почувствовать себя важным в семье. Он научится ценить близких людей за самые незначительные вещи. Просто за улыбку по утрам.

Существует нескончаемое множество игр и методик по развитию коммуникативного развития у детей. Можно придумать игру самим, это не трудно, достаточно проявить смекалку.

То, каким вырастет малыш, напрямую зависит от того, что было предпринято для его благополучного взросления. С самого юного возраста формируется психика ребенка и складывается его личность. Нужно дать ребенку все необходимые навыки общения, чтобы в школу он шел с полной уверенностью в своих силах.

Юлия Литвиненко

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/09/igry-napravlennye-na-razvitie-kommunikativnykh-navykov-detey-mladshego, http://www.maam.ru/detskijsad/-sochinjaem-igry-vmeste-sbornik-komunikativnyh-igr-dlja-detei-3-4-let.html, http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/kommunikativnoe-razvitie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Темные пятна на молочных зубах ребенка

Пятна за молочных зубах, не кариес? У кого была подобная далее...

Аллергия на кошку у ребенка симптомы

Аллергия на кошек у далее...

Игры картинки для детей

Игры картинки для детей. это на сегодняшний далее...

Формирование мелкой моторики детей

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Шаймиева далее...

Как лечить бактерии в моче у ребенка

Бактерии в моче: как далее...

Развитие ребенка 5 6 лет занятия

Развивающие занятия Каждому малышу от природы дано быть умным далее...

Платья детей 8 9 лет

Бальные платья 8-12 лет Платья для девочек подростков 8-12 далее...

Популярные статьи