Главная » Игры для детей

Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Игры проводятся с группой детей не более 12человек, их продолжительность составляет 25–30минут, один раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном или физкультурном зале, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. В начале занятия используется ритуальная игра для настроя детей, в конце — релаксационное упражнение. Подвижные игры чередуются со спокойными, малоподвижными. Проведение игр включает работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности у детей, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения.

При проведении игр и упражнений необходимо:

- Продумывать не только содержание инструкции, но и форму ее подачи

- Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи

- Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия

- Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на собственные мысли, на отстаивание своих прав

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно, поэтому на наших занятиях дети знакомятся с правилами игры, играют в нее, после проведения игры анализируют и обсуждают полученный ими опыт. Затем эта игра проводятся воспитателями в группе и на прогулках в течение недели.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их эмоционального интеллекта , помогает педагогу создать в группе, классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Цикл занятий помогает формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработала рекомендации для родителей с целью:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

- шпаргалка для взрослых или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.

1. Крюкова С. В. Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М. 2006.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М. 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М. 2006.

5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М. 2006.

6. Хухлаева О. В. Хухлаев О. Е. Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. 2007.

7. Чижова С. Ю. Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские почему? . — Ярославль, 2001.

Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста

Важность периода дошкольного возраста для становления личности трудно оценить. В это время активно развиваются познавательные функции, такие как память, внимание, восприятие, воображение. Кроме этого ребенок учится сам регулировать свою деятельность. Если раньше цель и порядок действий озвучивали только родители, то в этот период дошкольник самостоятельно способен определить, что нужно сделать в первую очередь, а что позже.

В результате этого связь с родителями ослабевает, и появляются взаимоотношения с социумом, которые выражаются в активном взаимодействии со сверстниками.
Ключевое место в развитии личности дошкольного возраста занимают детские игры . Психологи выделяют их как ведущую деятельность данного периода.

Игры для детей предполагают использование разнообразных предметов, книжек, картинок и игрушек, взаимодействие со сверстниками или родителями. Все это способствует развитию познавательных функций, изучению новых слов, а также их значений, у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение и понимание окружающего мира. Кроме этого детские игры предполагают необходимость следовать определенным правилам. Такое условие развивает у дошкольников умение произвольно контролировать свое поведение.

Как известно, игры для детей достаточно широкое понятие, которое включает большое количество видов данной активности. Можно выделить следующие группы игр: предметные, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие, игры-эксперименты, народные. Для дошкольного периода важное место занимают коммуникативные игры. Последние могут быть разной направленности.

Следует помнить, что в этом возрасте активно накапливается словарный запас. В связи с этим детские игры приобретают новое значение – развитие речи. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок как губка впитывает всю поступающую информацию.

Коммуникативные игры способствуют пополнению словарного запаса и обучению правильно формулировать свои мысли. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о своем соседе, позволяют не только познать друг друга лучше, обеспечивая процесс социализации, но и предполагает составление рассказа. Такой же принцип используется для познания окружающего мира, когда необходимо описать какой-либо предмет или явление, применяя как можно больше слов.

Давно известно, что лучшее время для изучения иностранных языков именно дошкольный возраст, когда память наиболее активна. Однако ребенок еще не способен произвольно концентрировать внимание и сознательно учиться. В такой ситуации коммуникативные игры для детей достаточно эффективный способ обучения, поскольку дошкольник может запомнить лишь то, что ему очень интересно. Сегодня существует огромнейшее количество методик обучения иностранному языку с использованием ярких предметов, игрушек и активным взаимодействием со сверстниками.

Кроме этого, коммуникативные игры. в которых дети разделяются на группы, способствуют не только умению работать в команде, достигать определенных результатов, но и могут включать обучающие элементы. Простой пример, когда воспитатель дает задание собрать или нарисовать определенное количество предметов, что скрывает под собой развитие навыков счета.

Часто коммуникативные детские игры направлены на изучение правил поведения, когда в группе обсуждают определенные ситуации и такие категории как «хорошо» и «плохо». Например, игра «Вежливые слова» обучает пользоваться общепринятыми фразами вежливости (спасибо, пожалуйста, добрый день и т.д.).

Игры для детей – это маленькая модель поведения, посредством которой есть возможность научиться сопереживать, проявлять чувства, общаться, выражать собственные мысли и даже действовать в определенных случаях. Для обучения этому разработаны специальные коммуникативно-ситуационные игры. Ведущий предлагает детям разыграть несколько ситуаций, например, покупка в магазине или просьба поделиться карандашами.

Известно, что помимо вербального общения, важное место занимают невербальные коммуникации. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе. Чаще всего подобные коммуникативные игры предполагают, что один участник изображает пословицу, слово или предмет, а другие отгадывают загадку.

Игровая деятельность детей дошкольного возраста, как мы успели убедиться, важный инструмент в их развитии. Фактически посредством игры ребенок обретает все весомые компоненты личности, которые образуются в этот период: самоконтроль, мировоззрение, включение в социум, развитие коммуникативных и познавательных способностей, подготавливая почву к такому значимому событию, как начало школьной жизни.

Поделиться в соц. сетях

Коммуникативные игры

Многие родители желают, чтобы их ребенок вырос общительным. Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. Предлагаем вам примеры коммуникативных игр.

Этот вид игры может проходить абсолютно на любую тематику. Участники по очереди рассказывают о себе, добавляя в высказывание предыдущих игроков свои данные. Таким образом, в реальной жизни и может завязаться общение. К примеру, первый участник игры рассказывает о себе, своей семье, о своих интересах и увлечениях. Затем следует рассказ второго игрока. Таким образом, у каждого есть шанс высказаться о себе и послушать истории о других. Предложите детям задать друг другу вопросы. Такие, казалось бы, простые игры развивают в ребенке важные качества: умение выражать свои мысли, умение говорить, слушать, понимать другого человека.

Можно разыграть различные сценки. Предложите детям совместно достичь какой-нибудь цели, например, приготовить какое-либо блюдо. Задача каждого участника заключается в том, чтобы «бросить» туда свой ингредиент. Это может быть суп, компот, салат, что угодно. Также можно поиграть в путешествие. В этом случае каждый из участников может называть название страны, в которой хотел бы побывать, рассказать, что он знает об этой стране и почему она его влечет. Чтобы усложнить задачу игрокам можно предложить повторять варианты всех играющих.

Детям также можно предложить другие подобные коммуникативные игры: желаемая профессия, любимое занятие и т.д.

Перед началом игры всем участникам раздаются листки бумаги и ручки. Игроки пишут на них вопросы, адресованные к каждому участнику. После чего ведущий собирает карточки. Гораздо интереснее будет, если их перемешать и задавать вопросы по порядку каждому игроку.

Для нее нужно 10 человек. Каждому из них выдают по несколько бумажных листков (оптимальный вариант-10). Участники проставляют на них цифры по порядку. Нужно собрать листки с одинаковыми цифрами. Кто справится первым -победил. Дети учатся общаться, договариваясь об обмене цифрами. Главная загвоздка в том, что бывают случаи, когда несколько участников начинают собирать одинаковые цифры.

Существует масса вариантов данной игры. Например, можно собирать наименование продуктов. Ведущий называет по очереди один вид продукта. К примеру, овощи, фрукты, молочные продукты. А участники пишут на листках свой вариант. Победитель должен собрать коллекцию из продуктов одного вида. Можно подобрать и другие темы, ориентируясь на возраст малыша, его желания.

Создаются маленькие группы по три человека. Ведущий выбирает, кто из участников «не имеет» слуха, зрения, речи, и оглашает какое – либо задание. Например, группа к концу игры должна дойти всем составом до определённого места. Лишённые хотя бы одного способа восприятия окружающего мира, люди становятся практически беспомощными. Эта игра учит детей помогать друг другу.

Игры «Молчаливая картина»

Участники делятся на группы по 5 человек, это более оптимальное количество. Каждой группе выдаются кисточки и краски (либо карандаши, фломастеры) и один на всех лист (лучше ватмана). Задача участников заключается в том, чтобы не договариваясь, за определённое количество времени, сообща нарисовать картину. Ведущий должен задать тему для каждой группы. По окончанию конкурса жюри выбирает лучшую картину. Хорошо, если каждый игрок в конце расскажет о своих ощущениях.

Игроки должны выстроиться в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега реки». Один из участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «щепка». Дети, стоящие в рядах, должны прикосновениями помогать этому игроку двигаться. В конце «щепка» становится элементом «берега» и следующий игрок начинает движение. Эта игра способствует развитию доверительных отношений в группе.

Игра «На развитие общих тем»

Ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д.

Коммуникативные игры помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более общительным. Играйте, и получайте удовольствие!

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

Источники: http://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4020/, http://vihra.ru/kommunikativnye-igry-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://godovastik.ru/kommunikativnye-igry/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Объяснить ребенку 7 лет

Анонимно, Женщина, 7 лет Объяснение ребенку 7 далее...

Оксалаты моче ребенка значит

Оксалаты в моче у ребенка — что предпринять? Детский организм далее...

Художественные фильмы про животных для детей

Белый лев (White Lion) 7.431 195 далее...

Формирование позитивных интересов у детей

Краевой реабилитационный центр для детей далее...

Температура 38 9 у ребенка

Что делать, если у ребенка далее...

Занятия для 4 летних детей

Развивающие занятия Каждому малышу от природы дано быть умным далее...

Работа с одаренными детьми

МБОУСредняя общеобразовательная школа № 31 далее...

Популярные статьи