Главная » Игры для детей

Пальчиковые игры музыкальном развитии детей

Музыкально-пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

детского сада № 250

Мартьянова Юлия Владимировна

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом ( например, Сорока ), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, должна стать важной частью подготовки к школе.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Занятия с детьми раннего возраста не должны превышать 5 минут, позже – 10 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу и запоминать предложенный объём информации.

Дети 4-7 лет усваивают более сложные упражнения и движения: игра пальцами на каждое слово, творческая импровизация при обыгрывании песен.


Занятия пальчиковыми играми начинается с простейших движений:

  1. Сжатие пальцев в кулак
  2. Загибание пальцев поочерёдно
  3. Соединение пальцев, ладоней
  4. Упражнения на две руки
  5. Трудные на дифференциацию движения.

Наибольшее внимание привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вспомните всем известную игру в Ладушки , в которую играли ещё наши предки.


Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание, развивает память, чувство ритма и музыкальную звуковысотность, помогает воображать и фантазировать.

Благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения.


  1. Колечко - это упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочерёдно соединять большой палец с указательным, средним и т.д. Упражнение делать плавно и спокойно, внимательно слушая музыку. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
  2. Кулак- ребро-ладонь - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Упражнение выполняется сидя, руки положить на колени. Детям показывают три положения рук:

- ладони, стоящие ребром на коленях.

Это упражнение можно выполнять сразу двумя руками, сначала в медленном темпе, затем убыстряя. Учить детей вслушиваться в бодрый, весёлый характер марша.

Дома родителям вместе с детьми можно выполнять следующие пальчиковые игры с постепенным усложнением:

1. Кашку варили, Указательным

Ложечкой мешали, пальцем водим

Куколку кормили, по ладошке.

2. Кулачки сложили, Стучимкулачками

Кулачками били: друг о друга.

Тук-тук, тук да тук

Тук-тук, тук да тук.

3. Ладушки-ладушки, Вращаем кистями

Хлопали в ладошки, Хлопаем в

Хлопали в ладошки, ладоши.

Отдохнём немножко. Руки кладём на колени.

4. Мыли мылом ушки, Изображаем, как мы моем ушки.

Мыли мылом ножки, Изображаем, как мы моем ножки.

Ах, какие ладушки, Крутим ладошками

Ладушки-ладошки. перед собой.

Наварили кашки Водим пальчиком

Помешали ложкой, по ладошке.

Ах, какие ладушки, Крутим ладошками.

Строили ладошки Ладошки изображают

Домик для матрёшки. домик над головой.

Ах, какие ладушки, Хлопаем в ладоши

Прилегли ладошки Ладошки ложатся спать

Отдохнуть немножко. под правую щёку

Ах, какие ладушки, Ладошки ложатся спать

Ладушки-ладошки. под левую щёку.

5. Повстречались два котёнка: Мяу-мяу! ,

Два щенка. Ав-ав! ,

Два жеребёнка: Иго-го! ,

Два тигрёнка. Р-р-р! ,

Два быка. Му-у! ,

Смотри. какие рога.

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения папе или бабушке. Пальчиковые игры формируют и укрепляют тёплые отношения между взрослыми и детьми.

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников.Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Игра определяет дальнейшее развитие ребёнка.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно гоняющий на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.

Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф.Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.

Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб. «Паритет», 2003;
  3. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. «ГНОМ и Д», 2002;
  4. Каплунова И. Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. ООО «Невская нота», 2010;
  5. Маханёва М.Д. Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. Творческий центр Сфера, 2009.

Пальчиковые игры как средство развития детей дошкольного возраста

Лобанова Наталья Николаевна ,
воспитатель МБДОУ №1
г. Апатиты Мурманской обл.

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры – не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего – либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое главное достоинство пальчиковых игр. [1, с.2]
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». [2, с.3]

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую популярность? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё несколько лет назад взрослым и детям, в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. А сейчас эти операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры дошкольников при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук?
Чем раньше, тем лучше. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой. Это оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребенка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Литература:
1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи детей 2 – 3 лет.
2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.

Свидетельство о публикации

Мои услуги

Мои книги по ФГОС ДО

Это интересно!

ЗАРАБОТОК НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

СОЗДАТЬ СВОЙ САЙТ ЗА 72 ЧАСА

КНИГА ПО САМООЗДОРОВЛЕНИЮ, САМОВОССТАНОВЛЕНИЮ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Все права защищены. ДЕТСТВО-ГИД - DETSTVO-GID -сайт для родителей и педагогов

Источники: http://dou250spb.ru/muzykalno-palchikovye-igry-dlya-det, http://festival.1september.ru/articles/605476/, http://detstvogid.ru/palchikovyie-igryi-kak-sredstvo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры для детей животные

У фермера Юми в игре про Щенячий Патруль далее...

Температура держится 8 дней ребенка

Температура у ребенка держится 11 далее...

Творческие задания детей 5 7 лет

Статья (старшая группа) по теме: Развитие изобразительного далее...

Книжки детям 2 лет

100 книг, которые далее...

Необходимые условия развития ребенка

10. Условия развития личности Развитие человека – очень сложный, длительный далее...

Блюда для детей 10 лет

Для детей Не только с сыром, с творогом, с далее...

Детям достигшим двухлетнего возраста

Что нужно знать девочкам о молочнице далее...

Популярные статьи

x